Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Она не полная порыскайте где нибудь в поисках инфы дополнительной



33.

Форма государственной власти в Римской Республике был Сенат. Он никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом. Сенат состоял из 300 сенаторов обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства - магистратов. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

Весь второй век может быть назван эпохой реформ и разделен в этом отношении на две половины: консервативная и либеральная. Представителем первой эпохи можно считать Катона старшего, недаром прозванного цензором. Представителем второй эпохи является Тиберий Гракх, с его системой государственных нововведений, которые должны были преобразовать политический и экономический быт не только римлян, но и италиков, и перенести центр тяжести из сената в трибунат.

Главную роль в первую эпоху играют законы против роскоши, мелочные, придирчивые и бесплодные. Сильным ударом, направленным против Р. женщины, был закон Вокония, горячо поддержанный Катоном. Он лишал женщину права, если она была единственной дочерью, получить более половины отцовского наследства, а если у неё были братья — права получить более ценза первого класса. Большего труда стоили Катону многочисленные политические процессы, которые он неутомимо вёл до глубокой старости против полководцев, обманывавших сенат, грабивших казну или разорявших провинции. Весьма нередко такие процессы были и для честного Катона лишь средством партийной борьбы. Эпоху серьёзных реформ можно считать начавшейся с 149 г. до н. э., года - это была первая государственная мера для ограждения провинциалов от грабежа и вымогательства правителей. Стали расширяться функции суда: можно было жаловаться не только на вымогательства, но также на жестокое обращение и, наконец, даже обвинять в дурном управлении провинцией. Против другого недуга тогдашнего Рима — оскудения оседлого крестьянства — была направлена реформа трибуна 133 г., Тиберия Гракха. Свободных земель в Италии для наделения ею граждан не было; Гракх предложил, поэтому, воспользоваться той частью общественной земли, которая была занята частными лицами на праве владения, а не собственности. Но проект Тиберия нарушал интересы многих аристократов и потому встретил сильное противодействие со стороны сената. Тогда Тиберий поднял вопрос, может ли трибун, избранный для блага народа, оставаться трибуном, если он действует в ущерб народу — другими словами, может ли быть лишён своего звания неприкосновенный трибун? В итоге закон Тиберия был принят народом. Политические последствия его мероприятий: он открыл эру аграрных законов и борьбы между форумом и сенатом и противопоставил принцип абсолютного народовластия принципу неприкосновенности и самостоятельности магистратов. Десять лет спустя сделался трибуном брат Тиберия, Кай, несмотря на интриги сената. Ему удалось быть трибуном два года подряд, и за это время он предложил целый ряд законопроектов. Из них четыре имеют боевой характер и два закона, направленные к ограничению влияния сената. Этому учреждению принадлежало право распределять провинции между состоявшими в должности консулами и преторами, и оно пользовалось им для усиления своего влияния на магистратуру, назначая преданным ему лицам наиболее выгодные провинции. Другой ряд законов имел целью прийти на помощь римскому демосу. Сюда относится аграрный закон, и закон, сокращавший срок военной службы и установлявший выдачу солдатам амуниции за счёт казны. Наиболее роковой по своим последствиям был закон, предоставлявшая римским гражданам платить за хлеб полцены. На этот закон нужно прежде всего смотреть, как на боевую меру; с его помощью трибун привлекал на свою сторону столичный пролетариат, не заинтересованный аграрными законами и выдавший Тиберия Гракха. С римской точки зрения этот закон представляется вполне справедливым. Рим смотрел на завоёванные им провинции, как на свои поместья, и почти все классы римских граждан извлекали оттуда выгоды: нобилитет — управляя провинциями, всадники — занимаясь в них откупами, простые граждане — служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в дележе общей добычи; единственное средство предоставить ему некоторую в ней долю и заключалось в продаже ему привозимого из провинций хлеба за более дешевую цену. Но эта мера она привлекала в Республику все новые толпы пролетариев.

Гай Марий - римский полководец и политический деятель. Семь раз был избран в консулы. В Югуртунскую войну, будучи помощником полководца Квинта Цецилия Метелла, он выступил против него с обещанием закончить войну победой. Сразу же началась реорганизация в римской армии. Основа реформ Мария состояла во включении римских граждан, не имеющих земли, в число подлежащих призыву. Так как большинство граждан были бедны и не могли обеспечить покупку вооружения, Марий определил порядок снабжения их оружием. Он предложил лишить солдат гражданских прав, но с другой стороны, солдатам принадлежали все трофеи, которые они могут добыть на войне. Не имея надежды получить общественный статус другими путями, народные массы стали стекаться под знамёна Мария. Эти профессиональные солдаты зачислялись в армию на 25-летний срок. Имея постоянную армию Марий получил возможность стандартизовать обучение и экипировку во всех римских легионах. Тренировка и обучение продолжалось в течение года, кроме тех случаев, когда была срочная необходимость в войске. Третья реформа, которую смог провести Марий состояла в награждении ветеранов земельными наделами. Римские граждане, которые отслужили свой срок, получали денежный пенсион и участок земли в завоёванном регионе, в котором они вышли в отставку. Наконец, Марий предлагал полное римское гражданство всем италийским союзникам, которые отслужат установленный срок в римской армии. Но эту войну быстро закончить не удалось.

Первый и наиболее очевидный результат состоял в увеличении военной мощи армии. При угрозе войны больше не требовалось в спешке набирать войско из мирных жителей, учить их сражаться, подчиняться командам и военной дисциплине. Сам этот факт был залогом роста и успехов римской военной машины, вылившийся в продолжительную гегемонию Рима на полях сражений. Среди отрицательных сторон реформ можно выделить то, что легионы теперь служили не столько «сенату и римскому народу», сколько полководцу, руководившему армией. Стало обыденным явлением, что после покорения врага, полководцы не слагали с себя полномочия, а наоборот, использовали войско, верное только им, для накопления силы в своих руках. Это привело к нескольким гражданским войнам в течение следующего столетия, окончательному разрушению Республики и трансформации её в Империю.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.