Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Афинская демократия при Перикле



Органы политической и судебной власти в Афинах:

  1. Ареопаг, высший совещательный орган, представлявший интересы аристократов и состоявший из пожизненных членов (к тому времени избирались по жребию из числа архонтов – высших городских чиновников, также в то время избираемых по жребию);
  2. собираемое раз в 9 дней Народное собрание (экклесия), в котором имели право участвовать все афинские граждане–мужчины, достигшие 20 лет;
  3. его непрерывно действующий президиум – Совет пятисот (буле), членами которого являлись ежегодно избираемые по жребию граждане не моложе 30 лет;
  4. Суд присяжных (гелиэя), состоящий из 6 тыс. граждан не моложе 30 лет, избираемых по жребию (по 600 от каждой территориальной филы).

Городское управление осуществлялось специальными выборными лицами – магистратами, также избираемыми по жребию. По жребию назначались также 9 высших городских чиновников – архонтов (отбирались из аритократов – представителей высших городских сословий). Голосованием избирались те, от которого требовались особые знания: стратеги, пехотные командиры (таксиархи), начальники конницы (гиппархи), а также софронисты, отвечавшие за воспитание юношей (эфебов) и надзиравшие за нравственностью.

К 465 г. до н.э. в афинской внутренней политике сталкивались противоречивые тенденции. Ареопаг, приведший Афины к военному триумфу у Саламина, уже давно не имел законных прерогатив. Демократической оппозиции Эфиальт и Перикл, имевшие репутацию неподкупных политиков, вождя сторонников олигархии Кимона, когда Кимон отправился с войсками на помощь Спарте, охваченной смутами после страшного землетрясения 463 г., Эфиальту и Периклу удалось провести через афинское Народное собрание радикальную демократическую реформу. Спартанцы, узнавшие о демократическом перевороте в Афинах, отказались принять помощь Кимона, и ему пришлось вернуться в Афины.

Ареопаг был лишен всех политических полномочий, вся политическая власть перешла к демосу. Это была полная политическая эмансипация демоса и установление абсолютной власти закона.

Остракизм Кимона был отменен, и тот вернулся из изгнания, став вождем умеренной олигархической оппозиции. Дальнейшее развитие Афин проходило под знаком борьбы двух проектов, представленных Периклом, с одной стороны, и Кимоном и Фукидидом, с другой; и почти всегда побеждала более рискованная стратегия Перикла. Перикл ставил превыше всего интересы родного полиса и умел передать свою убежденность массе афинских граждан. Во времена военных кризисов он фактически становился правителем. При демократическом правлении происходило стремительное укрепление и разрастание низшего класса, субсидирование которого требовало, в свою очередь, продолжения экономической, военной и колониальной экспансии – демократическая общественная система в Афинах была принципиально нестабильна, и ее бесконтрольный рост был чреват хаосом во внутренней и внешней политике (что и показала египетская катастрофа 454 г.). Стратегия Кимона, выступившего за умеренное олигархическое правление и возврат к клисфеновскому равновесию власти, взывала к полисной морали и общественным традициям афинян. Эта стратегия предполагала установление нового «статус кво» в отношениях со Спартой и Пелопонесской симмахией, ограничение внешней и внутренней агрессии Афин внутри Афинского союза, и частичный возврат к полисному идеалу политической автаркии (независимого, самодостаточного существования).

Перикл провел две государственные реформы. В 454 г. он ввел официальное государственное жалование для членов афинского Суда присяжных (гелиэи), что позволило участвовать в его работе бедным слоям населения, ранее отказывавшимся от назначения из-за необходимости зарабатывать на хлеб и закон о наследовании афинского гражданства лишь теми, у кого оба родителя – афиняне.

Демократическое правительство Афин, получающее имперское жалование, несло на себе, практически, весь груз управления делами империи. Работа правительства была упрощена и усовершенствована, а его участники, получившие большой управленческий опыт, приобрели компетентность во всех вопросах гражданской, военной и колониальной политики. Была отлажена сложная структура планирования, отчетности, ревизии и оценки итогов деятельности всех высших должностных лиц, создана разветвленная сеть муниципального управления на местных уровнях, отработан регламент деятельности всех органов политической власти.

Общественная жизнь Афин в середине V в. до н.э. все больше напоминала жизнь имперской метрополии, резко выделяющейся на фоне провинциальных окраин. После середины V в. благосостояние Афин и афинских граждан далеко превосходило уровень всех современных им государств греческого мира и соперничало с богатством великих цивилизационных центров бронзового века – Кносса и Микен. В это время густонаселенная аттическая Греция далеко вышла за пределы классической модели полисных отношений, когда все граждане знакомы между собой.

Это было частью плана Перикла – только превратив Афины в культурный центр всего греческого мира, можно было оправдать их претензии на региональную гегемонию в глазах строптивых союзников. Перикл по праву называл Афины «школой всей Греции» – он собрал здесь лучшие умы и таланты,

Успехи афинской дипломатии середины века – заключение выгодного грекам Каллиева мира с Персией (нач. 448 г. до н.э.), «тридцатилетний мир» со Спартой на новых условиях (нач. 445 г. до н.э.), – а также увеличение числа союзников и создание новых колоний дали Афинам почти пятнадцать лет мира, на протяжении которых они могли строить и укреплять свою империю. Но гегемонистская политика Афин отталкивала союзников – теперь они всеми силами стремились уклониться от помощи Афинам и при любом удобном случае переметнуться на другую сторону.

27.

 

В середине I тысячелетия до н. э. всё более заметную роль в истории Восточного Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому времени греки, несмотря на сохранение племенных делений и особенностей в языке и жизненном укладе, представляли собой сложившуюся народность. Далеко зашедший процесс имущественного расслоения, роста частной собственности и формирования классов подточил старую, родовую организацию. Её место занимает государство, специфической формой которого для древней Греции был полис — античный город-государство.

Полис представлял собой гражданскую общину, принадлежность к которой давала отдельным её членам право собственности на основное средство производства того времени — землю. Однако далеко не всё население, жившее на территории того или иного полиса, входило в состав общины и пользовалось гражданскими правами. Рабы были лишены всяких прав; кроме того, в каждом полисе существовали различные категории лично свободного, но неполноправного населения, например переселенцы из других полисов, чужестранцы. Рабы и неполноправные обычно представляли собой большую часть населения полиса, а граждане — привилегированное меньшинство. Но это меньшинство, имея полноту политической власти, использовало её для эксплуатации и угнетения рабов и других категорий зависимого или неполноправного населения. В некоторых полисах пользовались политическим преобладанием лишь верхние слои граждан (аристократический полис), в других — более широкий круг граждан (демократический полис). Но и те и другие полисы были рабовладельческими.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.