Коленчатый вал воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, создает крутящий момент, а также используются для привода в действия различных механизмов и деталей двигателя (рис.9).
Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна.
Он состоит из опорных коренных шеек 1, шатунных шеек 11, соединяющих их щек 2, носка (передней части) и хвостовика (задней части).
Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей, изготовленных из сталеалюминевой ленты.
Маховик способствует равномерному вращению коленчатого вала и помогает двигателю преодолевать повышенные нагрузки при трогании с места и во время работы (рис. 9).
а – рядный; б – V-образный; в – рядный с воздушным охлаждением.
1 – отверстие для штанг; 2 – отверстие для отвода жидкости; 3 – отверстие для крепления шпилек; 4 – водораспределительный канал; 5 – канал для подвода масла; 6 – крышка коренного подшипника; 7 - прилив; 8 – рези-новое уплотнительное кольцо; 9 – отверстие для втулки распреде-лительного вала; 10 – гильза; 11, 13 – левый и правый полублоки; 12 – воздушная полость; 14 – шпилька; 15 – гильза цилиндра; 16 – отверстие для гильзы цилиндра; 17 – картер; 18 – уплотнительная прокладка.
В четырехтактных двигателях применяют клапанный газораспределительный механизм, служащий для своевременной подачи в цилиндры свежего заряда и для выпуска из цилиндров отработавших газов.
Различают два вида клапанных газораспределительных механизмов: с подвесными клапанами, расположенными в головке цилиндров, и боковыми, размещенными в блок-картере.
В газораспределительный механизм входят впускные и выпускные клапаны с пружинами, передаточные детали от распределительного вала к клапанам распределительные вал и шестерни.
Периоды от момента открытия клапанов до момента их закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала называют «Фазами газораспределения».
На рисунке 10 приведена диаграмма фаз газораспределения дизеля Д-240. Как видно, опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана позволило продлить период впуска воздуха и выпуска отработавших газов.
После закрытия впускного клапана воздух сжимается «Б»»В», топливо впрыскивается в камеру сгорания, происходит рабочий ход поршня от «В» до «Г». Выпуск отработавших газов из цилиндра, или открытие выпускного клапана, начинается до прихода поршня в н.м.т. за 560 по углу поворота коленчатого вала. К моменту прихода поршня в н.м.т. часть отработавших газов выходит из цилиндра, что уменьшает противодавление газов на поршень при их выталкивании во время такта выпуска. Выпускной клапан закрывается после прохода поршнем в.м.т. Продолжительность открытия выпускного клапана по углу поворота коленчатого вала jГ, Д = 2520.
В конце такта выпуска и начале такта впуска оба клапана некоторое время открыты одновременно, что соответствует jА,Б = 320 по углу поворота коленчатого вала. Такое перекрытие клапанов способствует лучшей очистке цилиндра от отработавших газов в результате его продувки свежим воздухом.
Моменты открытия и закрытия клапанов зависят от профиля кулачков распределительного вала, а также от значения зазоров между клапанами и коромыслами.