Идентифицировать основную терминологию, понятия и принципы клинической фармакологии; кратко излагать определение, структуру, содержание и назначение лекарственного формуляра, стандартов лечения (клинических протоколов, руководств); перечислять базы данных доказательной медицины и кратко излагать алгоритм поиска медицинской информации; формулировать классификацию, методы выявления и профилактики нежелательных побочных действий лекарственных средств.
Интерпретировать рациональный выбор лекарственных средств при фармакотерапии заболеваний внутренних органов с учетом полиморбидности пациента; объяснять основные принципы фармаконадзора.
Собирать клинико-фармакологический анамнез; выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствии с клиническим диагнозом с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия, противопоказаний, индивидуальной чувствительностью, патологического и физиологического профиля пациента; осуществлять поиск информации по вопросам клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии с использованием информационных систем доказательной медицины; осуществлять мониторинг нежелательных побочных реакций, их профилактику, коррекцию и лечение.
· Оценивать риск развития нежелательных побочных реакций лекарственных средств; формировать выводы о качестве медикаментозной терапии на основе проведения клинико-фармакологической экспертизы медицинских карт пациентов с заболеваниями внутренних органов.
Осуществлять мероприятия по повышению приверженности пациента к лечению и сотрудничеству с врачом при проведении медикаментозной терапии.
Применять основные принципы рациональной фармакотерапии в дальнейшей практической деятельности.
Конечные результаты обучения:
Конечные результаты обучения
Компетенции
А
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
Дает определение понятию и принципам клинической фармакологии
2,4
Называет и дает определения основным терминам, используемым в клинической фармакологии
2,4
Дает определение и описывает структуру, содержание и назначение лекарственного формуляра, стандартов лечения (клинических протоколов, клинических руководств)
2,4
Перечисляет базы данных доказательной медицины
2,4,5
Кратко излагает алгоритм поиска медицинской информации
2,4,5,7
Описывает основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней
2,3,4
Формулирует основные принципы рациональной фармакотерапии
2,4,7
Описывает принципы дозирования, способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров препарата, физиологического и (или) патологического профиля у конкретного пациента
Выбирает методы коррекции осложнений, вызванные применением лекарств
2,4,7,8
В
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
Осуществляет сбор клинико-фармакологического анамнеза
2,3,4,6
Проводит поиск информации по вопросам клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии заболеваний внутренних органов с использованием информационных систем с позиций доказательной медицины
2,4,5,7
Осуществляет рациональный выбор лекарственных средств при заболеваниях внутренних органов с учетом клинической и экономической эффективности в зависимости от конкретных клинических ситуаций и полиморбидности.
2,3,4,7,8
Соотносит факторы риска и вероятность клинических проявлений нежелательных побочных реакций лекарственных средств
2,4,7
С
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
Оценивает рациональность фармакотерапии
2,4,7
Прогнозирует риск развития нежелательных побочных реакций лекарственных средств
2,4,7
Аргументирует методы коррекции нежелательных побочных реакций лекарственных средств
2,4,7
D
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений
Формулирует собственные выводы по анализу рациональности фармакотерапии
2,4,7
Адаптирует принципы формулярной системы для продвижения рационального использования лекарств в своей клинической практике
2,3,4,7
Планирует клинико-фармакологическую экспертизу медикаментозной терапии пациентов с заболеваниями внутренних органов.
2,4,5,7
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в области рационального использования лекарственных средств
2,3,4,7
E
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
После завершения изучения дисциплины KF 6(7)331 «Клиническая фармакология» (ВБ) интерн будет способен проводить рациональную фармакотерапию заболеваний внутренних органов с учетом клинической и экономической эффективности в зависимости от конкретных клинических ситуаций и полиморбидности, проводить анализ рациональности медикаментозной терапии на основе принципов доказательной медицины.
2,3,4,7,8
Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки или Навыки в сфере лекарственного обеспечения или Навык профилактической медицины и управления общественным здравоохранением (в зависимости от специальности).
Краткое содержание дисциплины
Основы клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии. Формулярная система. Мониторинг побочного действия лекарственных средств. Современные подходы к рациональной фармакотерапии заболеваний органов дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, выделительной системы, ЖКТ. Принципы рациональной фармакотерапии в ревматологии и эндокринологии. Оценка качества (рациональности) медикаментозной терапии.
Тематический план лекций
№
Наименование темы
форма проведения
часы
Кредит 1
Введение в клиническую фармакологию
проблемная
Формулярная система (лекарственный формуляр, стандарты лечения, клинические протоколы и руководства).
проблемная
Побочные эффекты. Мониторинг побочного действия лекарственных средств
проблемная
Итого
Тематический план практических занятий, СРСП и СРО интерна
Клиническая фармакология (общие вопросы)
№
Наименование темы
Форма проведения практического занятия
Часы
Форма выполнения
СРСП интерна
Часы
Форма выполнения СРО
часы
компетент
ность
Кредит 1
Введение в клиническую фармакологию. Основы клинической фармакологии. Клиническая фармакодинамика, клиническая фармакокинетика
семинар: дискуссия
-
-
3,6
Взаимодействие лекарственных средств. Возрастные особенности применения лекарственных средств.
семинар: дискуссия
-
-
Формулярная система (лекарственный формуляр, стандарты лечения, клинические протоколы и руководства).
семинар: дискуссия
Составление собственной базы клинических протоколов
(3+6+6)
-
3,6,8
Процесс рационального лечения. Определение проблем больного и цели лечения. Рациональный выбор П-лечения.
-
-
Оформление алгоритма и расчетов при выборе П-лекарства при пневмонии или пиелонефрите
2,3,6
Кредит 2
Основы фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии. Этические и социальные аспекты клинической фармакологии
семинар: дискуссия, проведение фармакоэкономических расчетов
-
-
2,3
Побочные эффекты. Мониторинг побочного действия лекарственных средств
семинар: дискуссия
-
-
2,3
Оценка клинических протоколов и руководств, применяемых в терапевтической практике, инструментом AGREE
-
Проведение оценки качества клинического руководства при помощи опросника AGREE
(7+8)
-
2,3,5,8
Рациональная фармакотерапия пневмонии
-
составление лекарственного формуляра
3,6,7
Рациональная фармакотерапия бронхиальной астмы
Рубежный контроль №1