Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Педагогический аспект профессиональной деятельности клинического психолога



Основные вопросы:

1. Характеристика профессии клинического психолога как специфической сферы деятельности в системе "человек - человек". Качества личности специалиста. Социальные и профессионально-педагогические функции специалиста.

2. Педагогический компонент в подготовке современного специалиста (клинического психолога). Педагогические способности. Психолого-педагогические умения специалиста общей практики.

3. Педагогическое общение. Культура общения и стили поведения специалиста. Педагогический такт. Дидактогения.

4. Педагогическая валеология. Роль клинического психолога в обучении и воспитании больных, медицинского персонала, в работе с семьей пациента.

5. Просветительская деятельность специалиста по воспитанию ценности здоровья и формированию здорового образа жизни россиян.

1. Целевые задачи:

Знать:

· Сущность педагогической деятельности специалиста как специфической сферы профессиональной деятельности в системе "человек - человек".

· Содержание педагогического компонента подготовки специалиста .

· Структуру педагогических способностей и психолого-педагогических умений специалиста .

· Модель педагогической деятельности.

· Понятия - стиль общения, педагогический такт, дидактогения.

· Основные принципы построения просветительской деятельности по пропаганде здорового образа жизни и привычек здорового поведения среди населения.

Уметь:

· Объяснять использование методов воспитательного воздействия в системе "врач - сестра - больной - родственники пациента" как условие профессиональной подготовки специалиста .

· Применять психолого-педагогические умения специалиста в деятельности лечебного учреждения на клиническом этапе обучения и в ходе внедрения обучающих программ в работе с пациентом и его семьей.

 

2. Основные понятия:

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя).

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности.

В структуре педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой) различают:

· гностический;

· проектировочный;

· конструктивный;

· организаторский;

· коммуникативный компоненты.

Способности - развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной, учебно-познавательной деятельности, а с другой, обеспечивают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психологическими регуляторами, обусловливающими возможность их преобразования.

Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):

· Дидактические – способности адаптировать учебный материал, возбуждать познавательную активность; организовывать самостоятельную работу учащихся, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.

· Академические – способности к соответствующей области наук, глубокое знание предмета, потребность к проведению собственной исследовательской работы.

· Перцептивные – способности к психологическим наблюдениям, умениям замечать изменения во внутреннем состоянии человека.

· Речевые – способности ясно, четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики.

· Организаторские – способности организовать коллектив и свою собственную работу.

· Авторитарные – способности оказывать непосредственно эмоционально-волевое влияние на учащихся.

· Коммуникативные – способности к общению, умение найти подход к человеку, установить целесообразные с точки зрения педагогики взаимоотношения; наличие педагогического такта.

· Прогностические – способности предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развития определенных качеств воспитанников в целостном процессе взаимодействия.

Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека.

Стиль общения – индивидуальная, стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства. Выделяют:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) попустительский стили общения.

Общение педагогическое - взаимодействие людей, которое связано с педагогической деятельностью. Стили педагогического общения (по В. Кан-Калику):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение - дистанция.

4. Общение - устрашение.

5. Общение - заигрывание.

Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

Дидактогения - неблагоприятные последствия педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия, т.е. нарушения педагогической этики.

Образ жизни человека - это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей поведения и жизнедеятельности, которая обусловлена его уровнем жизни, качеством, стилем и укладом жизни.

 

4. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· В каком соотношении находятся понятия: доктор, учитель, воспитатель?

· Какова социальная и профессиональная функции специалиста клинического психолога?

· В чем проявляется воспитательная деятельность специалиста клинического психолога, какова её цель?

· В чем сущность педагогического общения?

· Каковы главные элементы культуры специалиста ?

· Влияют ли различные стили общения специалиста и пациента на результат профессиональной деятельности? Какова роль эмпатии в общении специалиста клинического психолога и пациента?

 

 

 


* Педагогика / Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1995. – С.33

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.