1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.
2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания и ее виднейшие представители.
3. Методы педагогических исследований.
4. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи формирования педагогического мышления современного специалиста .
Основные понятия:
Педагогика- наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе (происходит педагогика от греческого paidagogike (paidos - дитя, gogos - веду); буквально - детоводство или детовождение).
Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных условий для всестороннего развития его личности.
Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.
Воспитание в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Воспитание в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Методология (от греч. methodos) - путь, способ познания, учения и logos - слово, понятие.
· Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
· Учение о научном методе познания.
· Совокупность методов, применяемых в какой - либо науке.
· Методология в педагогике - учение о принципах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности*.
Метод- (от греч. Metodos-путь, способ) представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки.
Педагогическая закономерность - объективно существующая, устойчивая связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их осуществление, функционирование и поступательное развитие.
Педагогическая наука – область научных дисциплин, связанная с изучением и познанием реальных явлений воспитания, обучения и образования человека.
Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности специалиста
Основные вопросы:
1. Личность как педагогическая проблема. Роль социализации в развитии личности. Признаки личности и ее потенциал.
2. Разработка педагогической наукой проблем развития личности. Формирование личностных качеств современного специалиста . Социальная зрелость личности. Этический кодекс российского специалиста .
3. Внутренние и внешние факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание. Роль активности личности в собственном развитии.
4. Возрастная периодизация в педагогике. Учет возрастных и индивидуальных особенностей пациента в деятельности специалиста .
Целевые задачи
Знать:
· Понятие "личность", развитие личности, формирование личности, структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства, качества и признаки личности.
· Этапы развития личности и роль воспитания в развитии личности.
· Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах.
· Научные взгляды выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского на вопрос о роли факторов наследственности, среды и воспитания.
· Сущность самовоспитания и самообразования в развитии личности специалиста .
· Смысл возрастной периодизации в педагогике, индивидуальных особенностей детей и взрослых, специфики их проявления в разных социальных ситуациях развития.
Уметь:
· Видеть особенности педагогического подхода к понятию "личность".
· Представлять структуру потенциала личности, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический компоненты, понимать необходимость развития потенциала личности будущим специалиста м.
· Ориентироваться в разработке педагогической наукой проблем личности и факторного анализа и развития.
· Анализировать характер воздействия факторов наследственности, среды и воспитания на формирование личности.
· Учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности пациента в деятельности специалиста .
Объекты изучения
Основные понятия:
Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.
Индивид - единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.
Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей; неповторимость свойств и качеств личности.
Развитие личности - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Социализация личности - усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.
Воспитание - фактор целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Тема: Педагогический процесс как система. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности специалиста с высшим медицинским образованием
Основные вопросы:
1. Сущность педагогического процесса, его целостность, функции, закономерности и этапы развития.
2. Педагогические проблемы взаимодействия специалиста и пациента. Педагогические принципы формирования специалиста в трудах Н.И. Пирогова.
3. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности специалиста .
1.Целевые задачи:
Знать:
· Сущность педагогического процесса, триединство его целей, функции, структуру и главные черты.
· Понятия: образование, знание, умение, навык, учебная деятельность, педагогическая деятельность.
· Содержание педагогики сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в педагогическом процессе.
· Закономерности и принципы педагогического процесса.
· Идеи Н.И. Пирогова о педагогической подготовке специалиста , обозначенные им условия, от которых зависит успешность учебно-воспитательной деятельности в вузе.
· Сущность гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса в системе высшего медицинского образования.
Уметь:
· Организовывать собственную учебную деятельность
· Организовывать деятельность в педагогическом взаимодействии педагога и студента на разных этапах образовательного процесса.
· Применить знание основ педагогики сотрудничества во взаимодействии специалиста и пациента на клиническом этапе обучения в вузе.
· Учитывать принципы педагогического процесса в профессиональной деятельности специалиста .
2. Объекты изучения:
Основные понятия
Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; это динамическая система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и их методами.
Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории).
Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.
Функции педагогического процесса:
· Образовательная - развитие мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение научных знаний, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций и отношений.
· Воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей развивающейся личности.
· Развивающая - формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.)
Педагогическая деятельность есть воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (учащегося), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (по И. Зимней )
Учебная деятельность - система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, творческое применение их на практике в решении различных учебных задач.
Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Педагогика сотрудничества - ведущий тип взаимодействия в педагогическом процессе современной медицинской школы.
Принципы педагогики сотрудничества:
· принцип диалогизации – равноправное взаимодействие педагога и студента с учетом их функций, опыта и активности;
· принцип проблематизации – творческий характер обучения, стимулирующий развитие мышления, самостоятельности и инициативности студентов;
· принцип индивидуализации – ориентация педагога на личностные возможности и способности студентов для их совершенствования или коррекции;
· принцип соблюдения педагогической этики – использование адекватных гуманных методик в сфере учебно-воспитательного воздействия;
· принцип педагогического притяжения – включение в учебно-воспитательную деятельность личностных качеств, чувств, эмоций, делающих педагога интересной, самобытной и уважаемой студентами личностью;
· принцип высокого интереса к совместной деятельности (по М.С. Дианкиной).
Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами:
· Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности.
· Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
· Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.
· Результативный – представляет достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.
· Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение (по И.П. Подласому).
· Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
· Закономерность управления педагогическим процессом.
· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) форм деятельности.
· Закономерность обусловленности педагогического процесса и др.
Принципы педагогического процесса:
· Природосообразность и личностный подход.
· Наглядность.
· Научность.
· Единство теории и практики.
· Сознательность и творческая активность.
· Систематичность и последовательность.
· Доступность.
· Прочность знания.
· Учет индивидуальных особенностей обучаемых.
Гуманизация педагогического процесса состоит в развитии личности студентов с учетом их потребностей, интересов и запросов. Создание благоприятных условий для развития их способностей и дарований.
Гуманитаризация высшего медицинского образования включает:
1. Усиление гуманитарной направленности преподавания теоретических, предклинических и клинических дисциплин, что, в первую очередь, предполагает прочное деонтологическое обеспечение этого процесса.
2. Увеличение спектра и объема собственно гуманитарных знаний, лежащих в основе формирования гуманистических убеждений студентов, позволяющих осуществлять гуманную врачебную практику, т.е. педагогически обеспеченный процесс формирования прочных личностно-профессиональных качеств.
3. Гуманизация среды развития личности студента, предполагающую: демократизацию всех сторон вуза, создание органов студенческого соуправления; укрепление роли академической группы – основного студенческого коллектива; совершенствование стиля педагогического руководства, переход к «педагогике сотрудничества» и «педагогике сотворчества» - эффективным формам педагогического воздействия (по М.С. Дианкиной).
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· Что представляет собой педагогический процесс как система?
· Выделите главные черты каждого компонента педагогического процесса.
· Проанализируйте деятельность педагога и учебную деятельность с Вашей позиции - участника педагогического процесса.
· В чем состоят основные идеи педагогического сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в современной образовательной системе?
· Кто, по Вашему мнению, педагог и студент - коллеги или попутчики?
· Каковы закономерности развития педагогического процесса?
· Считаете ли Вы, что здоровье участников педагогического процесса является приоритетной ценностью? Аргументируйте свой ответ.
· В чем состоит вклад Н.И. Пирогова в разработку вопросов педагогической подготовки специалиста ?
· Возможно ли применение педагогики сотрудничества в деятельности специалиста ?
· Обоснуйте, каким образом, принципы педагогического процесса применимы в профессиональной деятельности специалиста ?
Тема: Содержание образования и направления его развития
Основные вопросы:
1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования.
2. Многоаспектность образования:
1) образование как система,
2) образование как процесс,
3) образование как результат,
4) образование как ценность.
3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России.
4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.
Целевые задачи
Знать:
· Образование, его специфику как многоаспектного феномена; образование как ценность, как система; образование как процесс; образование как результат.
· Основные положения закона РФ "Об образовании" и основные направления реформы образования.
· Содержание личностно-ориентированного содержания образования.
· Смысл стандартизации содержания образования.
· Современные тенденции развития образования в стране и мире.
· Основные траектории преобразования высшей медицинской школы в свете Болонской декларации
Уметь:
· Ориентироваться в современных образовательных ценностях, развивать способности личности к непрерывному образованию, адаптации и творческой деятельности в динамично меняющемся мире.
· Понимать основные тенденции развития образования в стране и мире. Разбираться в вопросах интеграции России в мировое образовательное пространство.
Объекты изучения
Основные понятия
Образование - это общественно-организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности (по П. Пидкасистому).
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней - цензов (Закон РФ "Об образовании").
Законодательство РФ в области образования – комплекс документов, включающих в себя Конституцию РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и нормативные акты, которые разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование.
Система образования – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным и физическим развитием человека (B.C. Леднев, 1991).
Стандарт (от англ. "standarte"- норма, образец) образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала (по В. Ледневу). Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Современные тенденции развития образования - это гуманизация, гуманитаризация образования, демократизация, индивидуализация, индустриализация, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, вариативность, интегративность, психологизация современного образовательного процесса, переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, стандартизация содержания образования, непрерывность.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность (по Сластенину В.А.).
Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, должно способствовать единению Европы в области образования:
1) введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура);
2) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
3) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);
4) обеспечение необходимого качества высшего образования;
5) взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
6) обеспечение автономности вузов.
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· Что следует понимать под терминами: "образование", "содержание образования"?
· В чем суть теорий формирования образования? В чем проявляется односторонность материальной и формальной теорий? Ответ аргументируйте.
· Каковы факторы, детерминирующие формирование содержания образования?
· Какие нормативные документы регламентируют содержание образования в вузе?
· Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? Каковы основные особенности университетского образования?
· Что важнее для современного выпускника университета: научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль? Каково, на Ваш взгляд, соотношение между этими позициями?
· Охарактеризуйте основные направления развития современного образования.
· Какие выделяют виды образования: а) по типу образовательной системы; б) по типу преобладания направленности содержания образования; в) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества?
· Определите назначение государственного образовательного стандарта.
· Как Вы понимаете сущность Болонского процесса?
· В чем, на Ваш взгляд, проявляется реформирование современного медицинского образования?
· Почему образование - это общечеловеческая ценность? Обоснуйте свой ответ.
· Какие изменения ожидают студента в связи с вхождением России в Болонский процесс?