Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Педагогический процесс как система. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности специалиста с высшим медицинским образованием



Тема: Педагогика как наука

Основные вопросы:

1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания и ее виднейшие представители.

3. Методы педагогических исследований.

4. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи формирования педагогического мышления современного специалиста .

Основные понятия:

Педагогика- наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе (происходит педагогика от греческого paidagogike (paidos - дитя, gogos - веду); буквально - детоводство или детовождение).

Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных условий для всестороннего развития его личности.

Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Воспитание в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Методология (от греч. methodos) - путь, способ познания, учения и logos - слово, понятие.

· Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

· Учение о научном методе познания.

· Совокупность методов, применяемых в какой - либо науке.

· Методология в педагогике - учение о принципах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности*.

Метод- (от греч. Metodos-путь, способ) представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки.

Педагогическая закономерность - объективно существующая, устойчивая связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их осуществление, функционирование и поступательное развитие.

Педагогическая наука – область научных дисциплин, связанная с изучением и познанием реальных явлений воспитания, обучения и образования человека.

 

 

Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности специалиста

Основные вопросы:

1. Личность как педагогическая проблема. Роль социализации в развитии личности. Признаки личности и ее потенциал.

2. Разработка педагогической наукой проблем развития личности. Формирование личностных качеств современного специалиста . Социальная зрелость личности. Этический кодекс российского специалиста .

3. Внутренние и внешние факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание. Роль активности личности в собственном развитии.

4. Возрастная периодизация в педагогике. Учет возрастных и индивидуальных особенностей пациента в деятельности специалиста .

 

Целевые задачи

Знать:

· Понятие "личность", развитие личности, формирование личности, структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства, качества и признаки личности.

· Этапы развития личности и роль воспитания в развитии личности.

· Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах.

· Научные взгляды выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского на вопрос о роли факторов наследственности, среды и воспитания.

· Сущность самовоспитания и самообразования в развитии личности специалиста .

· Смысл возрастной периодизации в педагогике, индивидуальных особенностей детей и взрослых, специфики их проявления в разных социальных ситуациях развития.

Уметь:

· Видеть особенности педагогического подхода к понятию "личность".

· Различать смысл понятий - "индивид", "индивидуальность", "личность", "развитие личности".

· Представлять структуру потенциала личности, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический компоненты, понимать необходимость развития потенциала личности будущим специалиста м.

· Ориентироваться в разработке педагогической наукой проблем личности и факторного анализа и развития.

· Анализировать характер воздействия факторов наследственности, среды и воспитания на формирование личности.

· Учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности пациента в деятельности специалиста .

Объекты изучения

Основные понятия:

Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

Индивид - единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей; неповторимость свойств и качеств личности.

Развитие личности - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация личности - усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.

Воспитание - фактор целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Тема: Педагогический процесс как система. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности специалиста с высшим медицинским образованием

Основные вопросы:

1. Сущность педагогического процесса, его целостность, функции, закономерности и этапы развития.

2. Педагогические проблемы взаимодействия специалиста и пациента. Педагогические принципы формирования специалиста в трудах Н.И. Пирогова.

3. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности специалиста .

 

1.Целевые задачи:

Знать:

· Сущность педагогического процесса, триединство его целей, функции, структуру и главные черты.

· Понятия: образование, знание, умение, навык, учебная деятельность, педагогическая деятельность.

· Содержание педагогики сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в педагогическом процессе.

· Закономерности и принципы педагогического процесса.

· Идеи Н.И. Пирогова о педагогической подготовке специалиста , обозначенные им условия, от которых зависит успешность учебно-воспитательной деятельности в вузе.

· Сущность гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса в системе высшего медицинского образования.

Уметь:

· Организовывать собственную учебную деятельность

· Организовывать деятельность в педагогическом взаимодействии педагога и студента на разных этапах образовательного процесса.

· Применить знание основ педагогики сотрудничества во взаимодействии специалиста и пациента на клиническом этапе обучения в вузе.

· Учитывать принципы педагогического процесса в профессиональной деятельности специалиста .

 

2. Объекты изучения:

Основные понятия

Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; это динамическая система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и их методами.

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории).

Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.

Функции педагогического процесса:

· Образовательная - развитие мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение научных знаний, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций и отношений.

· Воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей развивающейся личности.

· Развивающая - формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.)

Педагогическая деятельность есть воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (учащегося), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (по И. Зимней )

Учебная деятельность - система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, творческое применение их на практике в решении различных учебных задач.

Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Педагогика сотрудничества - ведущий тип взаимодействия в педагогическом процессе современной медицинской школы.

Принципы педагогики сотрудничества:

· принцип диалогизации – равноправное взаимодействие педагога и студента с учетом их функций, опыта и активности;

· принцип проблематизации – творческий характер обучения, стимулирующий развитие мышления, самостоятельности и инициативности студентов;

· принцип индивидуализации – ориентация педагога на личностные возможности и способности студентов для их совершенствования или коррекции;

· принцип соблюдения педагогической этики – использование адекватных гуманных методик в сфере учебно-воспитательного воздействия;

· принцип педагогического притяжения – включение в учебно-воспитательную деятельность личностных качеств, чувств, эмоций, делающих педагога интересной, самобытной и уважаемой студентами личностью;

· принцип высокого интереса к совместной деятельности (по М.С. Дианкиной).

Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами:

· Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности.

· Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

· Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

· Результативный – представляет достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

· Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение (по И.П. Подласому).

Закономерности педагогического процесса:

· Закономерность динамики педагогического процесса.

· Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

· Закономерность управления педагогическим процессом.

· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) форм деятельности.

· Закономерность обусловленности педагогического процесса и др.

Принципы педагогического процесса:

· Природосообразность и личностный подход.

· Наглядность.

· Научность.

· Единство теории и практики.

· Сознательность и творческая активность.

· Систематичность и последовательность.

· Доступность.

· Прочность знания.

· Учет индивидуальных особенностей обучаемых.

Гуманизация педагогического процесса состоит в развитии личности студентов с учетом их потребностей, интересов и запросов. Создание благоприятных условий для развития их способностей и дарований.

Гуманитаризация высшего медицинского образования включает:

1. Усиление гуманитарной направленности преподавания теоретических, предклинических и клинических дисциплин, что, в первую очередь, предполагает прочное деонтологическое обеспечение этого процесса.

2. Увеличение спектра и объема собственно гуманитарных знаний, лежащих в основе формирования гуманистических убеждений студентов, позволяющих осуществлять гуманную врачебную практику, т.е. педагогически обеспеченный процесс формирования прочных личностно-профессиональных качеств.

3. Гуманизация среды развития личности студента, предполагающую: демократизацию всех сторон вуза, создание органов студенческого соуправления; укрепление роли академической группы – основного студенческого коллектива; совершенствование стиля педагогического руководства, переход к «педагогике сотрудничества» и «педагогике сотворчества» - эффективным формам педагогического воздействия (по М.С. Дианкиной).

 

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Что представляет собой педагогический процесс как система?

· Выделите главные черты каждого компонента педагогического процесса.

· Проанализируйте деятельность педагога и учебную деятельность с Вашей позиции - участника педагогического процесса.

· В чем состоят основные идеи педагогического сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в современной образовательной системе?

· Кто, по Вашему мнению, педагог и студент - коллеги или попутчики?

· Каковы закономерности развития педагогического процесса?

· Считаете ли Вы, что здоровье участников педагогического процесса является приоритетной ценностью? Аргументируйте свой ответ.

· В чем состоит вклад Н.И. Пирогова в разработку вопросов педагогической подготовки специалиста ?

· Возможно ли применение педагогики сотрудничества в деятельности специалиста ?

· Обоснуйте, каким образом, принципы педагогического процесса применимы в профессиональной деятельности специалиста ?

 

Тема: Содержание образования и направления его развития

Основные вопросы:

1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования.

2. Многоаспектность образования:

1) образование как система,

2) образование как процесс,

3) образование как результат,

4) образование как ценность.

3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России.

4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.

 

Целевые задачи

Знать:

· Образование, его специфику как многоаспектного феномена; образование как ценность, как система; образование как процесс; образование как результат.

· Основные положения закона РФ "Об образовании" и основные направления реформы образования.

· Содержание личностно-ориентированного содержания образования.

· Смысл стандартизации содержания образования.

· Современные тенденции развития образования в стране и мире.

· Основные траектории преобразования высшей медицинской школы в свете Болонской декларации

Уметь:

· Ориентироваться в современных образовательных ценностях, развивать способности личности к непрерывному образованию, адаптации и творческой деятельности в динамично меняющемся мире.

· Понимать основные тенденции развития образования в стране и мире. Разбираться в вопросах интеграции России в мировое образовательное пространство.

 

Объекты изучения

Основные понятия

Образование - это общественно-организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности (по П. Пидкасистому).

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней - цензов (Закон РФ "Об образовании").

Законодательство РФ в области образования – комплекс документов, включающих в себя Конституцию РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и нормативные акты, которые разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование.

Система образования – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным и физическим развитием человека (B.C. Леднев, 1991).

Стандарт (от англ. "standarte"- норма, образец) образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала (по В. Ледневу). Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Современные тенденции развития образования - это гуманизация, гуманитаризация образования, демократизация, индивидуализация, индустриализация, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, вариативность, интегративность, психологизация современного образовательного процесса, переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, стандартизация содержания образования, непрерывность.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность (по Сластенину В.А.).

Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, должно способствовать единению Европы в области образования:

1) введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриатмагистратура);

2) введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

3) повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);

4) обеспечение необходимого качества высшего образования;

5) взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

6) обеспечение автономности вузов.

 

 

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Что следует понимать под терминами: "образование", "содержание образования"?

· В чем суть теорий формирования образования? В чем проявляется односторонность материальной и формальной теорий? Ответ аргументируйте.

· Каковы факторы, детерминирующие формирование содержания образования?

· Какие нормативные документы регламентируют содержание образования в вузе?

· Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? Каковы основные особенности университетского образования?

· Что важнее для современного выпускника университета: научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль? Каково, на Ваш взгляд, соотношение между этими позициями?

· Изучив 3-ю главу учебника Н.В. Бордовской, А.А. Реан «Педагогика». – СПб., 2001, составьте графологическую схему "модели образования" и проанализируйте ее.

· Охарактеризуйте основные направления развития современного образования.

· Какие выделяют виды образования: а) по типу образовательной системы; б) по типу преобладания направленности содержания образования; в) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества?

· Определите назначение государственного образовательного стандарта.

· Как Вы понимаете сущность Болонского процесса?

· В чем, на Ваш взгляд, проявляется реформирование современного медицинского образования?

· Почему образование - это общечеловеческая ценность? Обоснуйте свой ответ.

· Какие изменения ожидают студента в связи с вхождением России в Болонский процесс?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.