1. Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.
2. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
3. Принципы воспитания и их применение в деятельности специалиста .
4. Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности специалиста .
Целевые задачи
Знать:
· Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели.
· Структуру, функции и логику развития воспитательного процесса.
· Виды воспитания. Роль воспитания в развитии и формировании личности современного человека.
· Значение медицинского воспитания и его структурные компоненты (антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, физическое, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание) и их роль в укреплении здоровья общества.
· Принципы воспитания и основные требования к их применению на практике.
· Методы и средства воспитания и основные требования к их применению на практике.
· Методы и средства воспитания, самовоспитания и самообразования.
· Иметь представления о современных концепциях воспитания.
Уметь:
· Использовать понятия и категории процесса воспитания на практике.
· Обеспечивать реализацию функций и принципов воспитания в профессиональной деятельности.
· Организовывать и осуществлять на практике медицинское воспитание во всем многообразии его компонентов и общественной значимости.
· Объяснять актуальность использования научных идей Я.А. Коменского, К. Ушинского, Н. Пирогова, В. Сухомлинского о нравственном, гражданском, патриотическом воспитании в условиях реформирования современного образования.
· Применять методы воспитания и самовоспитания в работе над собой.
Объекты изучения
Основные понятия:
Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности.
Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы.
Функции воспитания:
· Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
· Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.
· Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения.
· Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.
· Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову).
Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.
Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание.
Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся:
· Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.
· Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
· Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
· Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований.
· Принцип опоры на положительное в человеке.
· Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.
· Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому).
Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями.
Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).
Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь.
Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека.
Основные парадигмы современной зарубежной педагогики:
· Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик.
· Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой.
· Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.
· Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации.
· Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· В чем заключается сущность и особенности процесса воспитания ?
· Каковы цели современного воспитания?
· В чем отличие понятий "воспитание", "социализация", "самовоспитание"?
· Что является основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания?
· Перечислите принципы воспитания.
· Какие воспитательные функции реализует врач в своей деятельности?
· Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: трудового, правового, гражданского, патриотического, экономического, медицинского?
· Попытайтесь разработать свод правил по осуществлению следующих принципов:
1. Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
2. Опоры на положительное в человеке;
3. Принцип гуманистической направленности воспитания;
4. Принцип стимулирования активности личности;
5. Принцип сотрудничества в воспитании
· Что нового вносит в трудовое воспитание рыночная экономика?
· В чем состоит цель медицинского воспитания? Чем объясняется востребованность формирования медицинского воспитания в современной России?
· Проанализируйте структуру компонентов медицинского воспитания. Какова роль специалиста в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения?
· Проанализируйте отношение студентов группы к своему здоровью и здоровью окружающих их людей.
· Какие методы самовоспитания из педагогического наследия В.А. Сухомлинского Вы знаете?
Литература:
Обязательная:
1. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. – С. 216 – 265.
2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. В 2-х кн. - М., 1999. - Кн. 2. – С. 6-36, 51-55.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - Гл. 18-21. – С. 248-257; 271-295.
Дополнительная:
1. Белых М.И., Егорева Е.Н. Личностно-ориентированное воспитание: от теории к практике // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб.науч. тр. – Саратов: Издательство СГМУ, 2004. – С. 95-101.
2. Белых М.И., Носкова С.В. М.Я. Мудров о воспитании врача / Забота: от бытийной стратегии к этическим профессиональным ценностям: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГМУ, 2006. – С. 125-131.
3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1988. – С. 366.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 тт. - М., 1984. - Т.3. - С. 512.
5. Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов-медиков // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2004. – С. 224-228.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: 1981. – С. 27 – 37; 69-90.