Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы



Основные вопросы:

1. Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.

2. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.

3. Принципы воспитания и их применение в деятельности специалиста .

4. Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности специалиста .

Целевые задачи

Знать:

· Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели.

· Структуру, функции и логику развития воспитательного процесса.

· Виды воспитания. Роль воспитания в развитии и формировании личности современного человека.

· Значение медицинского воспитания и его структурные компоненты (антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, физическое, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание) и их роль в укреплении здоровья общества.

· Принципы воспитания и основные требования к их применению на практике.

· Методы и средства воспитания и основные требования к их применению на практике.

· Методы и средства воспитания, самовоспитания и самообразования.

· Иметь представления о современных концепциях воспитания.

Уметь:

· Использовать понятия и категории процесса воспитания на практике.

· Обеспечивать реализацию функций и принципов воспитания в профессиональной деятельности.

· Организовывать и осуществлять на практике медицинское воспитание во всем многообразии его компонентов и общественной значимости.

· Объяснять актуальность использования научных идей Я.А. Коменского, К. Ушинского, Н. Пирогова, В. Сухомлинского о нравственном, гражданском, патриотическом воспитании в условиях реформирования современного образования.

· Применять методы воспитания и самовоспитания в работе над собой.

 

Объекты изучения

Основные понятия:

Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности.

Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы.

Функции воспитания:

· Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.

· Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.

· Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения.

· Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.

· Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову).

Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.

Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание.

Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся:

· Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.

· Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

· Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

· Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований.

· Принцип опоры на положительное в человеке.

· Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.

· Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому).

Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями.

Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь.

Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Методы самовоспитания:

1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение).

2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение).

3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение).

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.

Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека.

Основные парадигмы современной зарубежной педагогики:

· Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик.

· Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой.

· Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.

· Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

· Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· В чем заключается сущность и особенности процесса воспитания ?

· Каковы цели современного воспитания?

· В чем отличие понятий "воспитание", "социализация", "самовоспитание"?

· Что является основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания?

· Перечислите принципы воспитания.

· Какие воспитательные функции реализует врач в своей деятельности?

· Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: трудового, правового, гражданского, патриотического, экономического, медицинского?

· Попытайтесь разработать свод правил по осуществлению следующих принципов:

1. Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

2. Опоры на положительное в человеке;

3. Принцип гуманистической направленности воспитания;

4. Принцип стимулирования активности личности;

5. Принцип сотрудничества в воспитании

· Что нового вносит в трудовое воспитание рыночная экономика?

· В чем состоит цель медицинского воспитания? Чем объясняется востребованность формирования медицинского воспитания в современной России?

· Проанализируйте структуру компонентов медицинского воспитания. Какова роль специалиста в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения?

· Проанализируйте отношение студентов группы к своему здоровью и здоровью окружающих их людей.

· Какие методы самовоспитания из педагогического наследия В.А. Сухомлинского Вы знаете?

Литература:

Обязательная:

1. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. – С. 216 – 265.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. В 2-х кн. - М., 1999. - Кн. 2. – С. 6-36, 51-55.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - Гл. 18-21. – С. 248-257; 271-295.

 

Дополнительная:

1. Белых М.И., Егорева Е.Н. Личностно-ориентированное воспитание: от теории к практике // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб.науч. тр. – Саратов: Издательство СГМУ, 2004. – С. 95-101.

2. Белых М.И., Носкова С.В. М.Я. Мудров о воспитании врача / Забота: от бытийной стратегии к этическим профессиональным ценностям: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГМУ, 2006. – С. 125-131.

3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1988. – С. 366.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 тт. - М., 1984. - Т.3. - С. 512.

5. Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов-медиков // Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2004. – С. 224-228.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: 1981. – С. 27 – 37; 69-90.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.