Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели развития ребенка и параметры диагностики



 

Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.

На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами.

В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6).

Таблица 6

Двигательные навыки в раннем детстве [18].

Возраст Тонкая моторика Грубая моторика
12-13 месяцев     15-18 месяцев   18-21 месяц   21-24 месяца   24-30 месяцев Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие, например, прищепку в бутылку. Держит ложку, подносит ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.   Переворачивает страницы книги (по 2-3 сразу).     Выводит каракули, росчерки.   Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз.   Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой. Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки.     Ходит босиком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1,5 метра.   Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую.   Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет.   Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Ездит на маленьком трехколесном велосипеде, крутя педали.

 

В качестве параметров предметной деятельности выступают:

- виды действий,

- познавательная активность,

- включенность деятельности в общение со взрослым [5].

Выделяют насколько видов действий с предметами:

1. Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др.), предметные манипуляции (стучит, бросает и др.), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др.)

2. Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др.).

Познавательная активность включает следующие показатели:

- интерес к действиям с предметами;

- настойчивость в предметной деятельности;

- эмоциональная вовлеченность в действия с предметами;

- стремление к самостоятельности в деятельности.

Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах:

- стремление ребенка действовать по образцу;

- ориентация на оценку взрослого;

- речевое сопровождение действий.

Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг).

Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др.).

На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:

- инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей);

- длительность игры;

- эмоциональное состояние в ходе игры.

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества.

Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются:

- понимание речи взрослого;

- экспрессивно-мимические средства;

- предметные действия;

- активная речь (лепет, отдельные слова, фразы).

Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.

При диагностике развития речи выделяют три главных параметра:

- степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

- степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

- способность выполнять речевые инструкции взрослого [5].

Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря. Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450, в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый "пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше "активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав.

К 2,5 годам куже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой».

Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов "маленькие" и "большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей).

Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»).

К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.

Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать.

Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически».

В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять.

В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова.

Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи [20].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.