Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели развития младенца и параметры диагностики



 

Идеальной была бы оценка нейропсихического состояния ребенка сразу после рождения, возможность которой ограничена рядом причин:

- только очень тяжелые нарушения проявляют себя в раннем периоде;

- более легкие психические отклонения не всегда сочетаются с яркими соматическими симптомами;

- причиной нарушений психического развития могут быть постнатальные вредности.

Поэтому необходимо стремиться составить клиническое представление о психическом развитии ребенка на каждом из возрастных уровней [9].

В период новорожденности можно изучать следующие поведенческие реакции: способность обращать глаза в сторону звука и отворачиваться от неприятного запаха; способность воспринимать расстояние, отодвигать голову назад при приближении предмета; способность в первые дни жизни образовывать условные рефлексы; способность на 2-й неделе смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, и реагировать более продолжительно на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон.

Необходимый минимум при клиническом обследовании младенца включает в себя: 1) оценку зрелости; 2) наблюдение за плачем; 3) изучение: лица (лицевой парез, лицо, характерное для определенных болезней), глаз (катаракты, нистагм), движений (качество, количество, симметрия), позитуры (излишнее напряжение из-за спастичности); 4) пальпацию родничков и черепных швов; 5) оценку: мышечного тонуса, рефлексов Моро, хватательного и коленного; 6) измерение окружности головы; 7) осмотр спины для выявления кожных синусов; 8) грубое определение слуха; 9) исследование на фенилкетонурию [9].

В качестве параметров оценки психического развития ребенка первого года жизни могут быть использованы показатели умственного развития, выделенные Ж.Пиаже. Согласно его концепции, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них не психических образов для слов. Знания об окружающем мире складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – в возрасте до года:

1. Упражнение рефлексов (новорожденность). Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные умеют смотреть и слушать.

2. Первичные круговые реакции (1-4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

3. Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

4. Координация вторичных схем (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Появляются первые признаки умения предвосхищать события (например, плач при виде йода) [5].

Основное новообразование новорожденности (от 0 до 2 мес.) – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Комплекс оживления является основным новообразованием возраста и служит границей критического периода новорожденности. Комплекс оживления включает в себя ряд реакций: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе внимания, т.е. возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; улыбка.

Сроки появления комплекса оживления рассматриваются как один из основных критериев нормативности психического развития ребенка [5; 7].

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) характеризуется полной зависимостью от взрослого. Основными новообразованиями возраста являются: 1) формирование структуры предметного действия; 2) формирование структуры речевого действия.

Ведущим типом деятельности в первом полугодии период является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри и в результате которого развиваются все психические процессы ребенка [7].

Таблица 5

Ориентировочная таблица развития способностей восприятия у младенцев [18].

Возраст Способности
0-1 месяц     1 месяц   2 месяца   3 месяца     4 месяца     5-6 месяцев   6 месяцев     6,5 месяцев     8-10 месяцев   10-12 месяцев   Звуко-зрательно-двигательные связи, обнаруживаемые в повороте головы и глаз на звуки. Следит за движениями предметов и людей. Отличает запах матери от запаха других людей.   Распознает многие звуки речи.   Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные его фрагменты.   Обладает бинокулярным и периферическим зрением. Отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки. Связывает голос матери с ее лицом и звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает предметы в вертикальном и наклонном положениях. Различает плоскостные и объемные изображения.   Различает, помимо вертикального, и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных)   Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов.   Активизируется зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины.   Способен воспринимать постоянство формы объектов.   Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.

 

В качестве параметров ситуативно-личностного общения ребенка следует рассматривать инициативность ребенка при общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении характеризует стремление ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продлить общение (в первом полугодии) и продемонстрировать свои умения. Побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и др. (во втором полугодии).

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого – это его готовность воспринимать коммуникативные «послания» взрослого и откликнуться на его предложения. Показателями чувствительности к воздействиям взрослого в первом полугодии являются:

- внимание и интерес к ним ребенка (замирание, сосредоточенность);

- положительное отношение (улыбка, двигательное оживление, вокализации);

- перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении, сосредоточенность на взрослом в момент воздействий и др.).

Показателями чувствительности во втором полугодии являются ответные действия на обращения взрослого (попытка подражать, реакция на похвалу и порицание и др.), чередование инициативных и ответных действий, согласованность собственных действий с действиями взрослого.

Средства общения в первом полугодии – это количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу различных причин может быть: неполным; полным со слабой выраженностью отдельных компонентов; может вовсе отсутствовать. Во втором полугодии – предречевые средства (лепет, первые слова), а также положительные и отрицательные эмоции и различные действия с предметами.

Во втором полугодии жизни формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность [5; 7].

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка представлена в виде разнообразных действий с предметами:

1. Неспецифические действия. Это ориентировочно-исследовательские действия, которые ребенок производит со всеми предметами (захватывает, рассматривает, царапает, перекладывает из руки в руку, тянет в рот и др.). В процессе выполнения таких действий ребенок удовлетворяет потребность в познании и активном функционировании. Постепенно опыт действий с предметами фиксируется в памяти, постепенно нарастает произвольность действий.

2. Специфические действия. Это определенные произвольные действия с конкретными предметами.

3. Культурно-фиксированные действия. Это действия, выполняемые ребенком по образцу, полученному в общении со взрослым.

Виды действий с предметами, а также познавательная активность (разнообразие действий с предметами, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) являются параметрами уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Основные параметры при диагностике познавательной активности:

- внимание и интерес к предметам (степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность внимания, интереса, удивления, наличие отвлечений в процессе восприятия предметов);

- положительные эмоциональные проявления, сопровождающие познавательную деятельность (выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие предметов и действий с ними);

- познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов (характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов) [5].

Перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных диагностических ситуациях, которые должны предусматривать возможность выбора ребенком вида деятельности и общения со взрослым, проявления инициативности в общении, чувствительности к различным коммуникативным воздействиям взрослого, продемонстрировать владение средствами общения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.