Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ранняя диагностика нарушений развития



 

Ранняя диагностика нервно-психического развития ребенка позволяет выявить отклонения от нормального развития уже на первом году жизни. Ранняя диагностика нарушений развития относится к возрасту от рождения до 3 лет. Данный возраст характеризуется интенсивным формированием и созреванием основных морфологических структур мозга, что обусловливает сензитивность психики, т. е. ее особую чувствительность к внешним воздействиям (позитивным и негативным). Другими словами, маленький ребенок, с одной стороны, наиболее восприимчив в плане обучения и развития психических функций, с другой стороны, он максимально уязвим в отношении различных вредностей, которые могут вызвать серьезные отклонения в психическом развитии.

В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития, причем наибольшее значение имеет медицинская диагностика в целях выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы.

У всех детей с нарушениями развития в раннем возрасте резко ограничен социальный опыт и является выраженной недостаточность двух основных факторов развития: общения с другими людьми и предметной деятельности. Замедление созревания ЦНС и формирования психофизических функций, отставание становления доминантности одного из полушарий наблюдаются при всех отклонениях в развитии.

Проявления отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), нельзя оценивать однозначно: они малоспецифичны, малодифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Поэтому в раннем возрасте затруднена дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержек психического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений для данного возраста является сегодня недостаточно разработанной [19].

При подозрениях на отклонения в развитии у ребенка раннего возраста как составляющая комплексной диагностики выделяется психопатологическое обследование, включающее два основных этапа:

1. Симптоматическая диагностика: предполагает выделение и описание симптомов нарушений сна, влечений, психомоторики, эмоционального реагирования, поведенческие отклонения, нарушения речи, расстройства общения и познавательной деятельности и др. (приложение 2).

2. Синдромологическая и нозологическая диагностика: включает диагностику синдромов, патологических и болезненных процессов.

Психопатологическое обследование должно квалифицировать психическое развитие в целом как своевременное, опережающее, равномерно задержанное, с изолированными задержками, выраженное отставание, грубое отставание и др. [17].

В психологической диагностике нарушений развития необходимо учитывать основные положения теории Л.С.Выготского [6]:

1. Ребенок, имеющий нарушение развития, не «менее развитой», он «иначе развитой». В связи при диагностике развития нет смысла ориентироваться на средние нормы. Отправной точкой для диагноста должны становиться индивидуальные нормы, а основной задачей – выявление качественного своеобразия психического развития индивида.

2. В структуре дефекта выделяют «первичный дефект», имеющий биологическую природу», и «вторичный дефект», связанный с социо-культурным развитием. Вторичные дефекты неоднородны, разнообразны: одни являются прямым следствием первичного дефекта, другие же являются следствием искаженной социальной ситуации развития. Выяснение глубины вторичного дефекта является необходимым условием своевременной адекватной коррекции развития. Чем дальше вторичный дефект отстоит от первичного повреждения, тем он более пластичен в плане коррекции.

3. Для прогноза психического развития наиболее эффективной является диагностика в «зоне ближайшего развития».

4. Каждый дефект влечет за собой стремление к компенсации. В процессе диагностики необходимо выявить те сохранные возможности, которые могли бы стать основой для компенсации.

5. Психическое развитие осуществляется в деятельности, поэтому диагностика должна осуществляться в процессе деятельности, ведущей для ребенка данного возраста и уровня развития.

Ранняя диагностика нарушений развития предполагает проведение комплексной многоаспектной квалификации состояния ребенка. Такую диагностику определяют как интегративную. Основные принципы интегративной диагностики отклоняющегося развития [19]:

- построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке с привлечением знаний из разнообразных отраслей знания (медицины, педагогики, психологии);

- построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, с учетом взаимодействия между взрослыми и ребенком;

- использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования;

- анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий не только максимальную информацию о специфике развития и формирования психических функций, но и позволяющий выявить комплекс причин, вызвавших проблемы в развитии;

- психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на постановку психологического диагноза.

Следование данным положениям дает возможность оценить не только актуальный уровень развития, но и прогнозировать дальнейшее развитие.

Основные проблемы ранней психологической диагностики, в том числе нарушений развития, соотносятся с общими проблемами диагностики:

1. Недостаточное количество диагностических методик для детей младенческого и раннего возрастов.

2. Трудность дифференциальной диагностики нарушений развития в младенчестве и раннем возрасте по следующим причинам:

- оценка когнитивного развития в данные периоды является менее надежной, чем в более поздние периоды;

- проблемы в психической деятельности ребенка могут быть обусловлены целым спектром причин.

3. Направленность подавляющего большинства имеющихся диагностических методик на диагностику актуального состояния, а не на оценку прогноза развития.

4. Отсутствие в тестах отдельных норм для детей с нарушениями развития (установление таких норм чаще в принципе невозможно, поскольку разнообразие нарушений по их характеру и глубине не поддается учету). В качестве важной части тестирования выступают нормы. Важной задачей является определение возрастных норм развития, которые используются помимо всего прочего в клинике при выявлении различных отклонений в развитии ребенка.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.