Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация диагностического обследования



Диагностическое обследование младенцев и детей раннего возраста сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями детей данных возрастных групп. Младенец – трудный испытуемый, который бывает в различных состояниях от сонливости до громкого плача. То, как ребенок реагирует на окружающий мир, во многом зависит от его уровня активности. Работа с ребенком раннего возраста значительно осложняется в связи с неразвитостью или недостаточностью произвольности поведения.

И.Ю.Левченко выделяет в качестве необходимых следующие требования к организации и проведению обследования:

- процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка на основе активной деятельности, ведущей для его возраста;

- характер объектов и материала в принципе должен быть знаком ребенку, а способ общения с психодиагностом быть таким же, как и со знакомым взрослым;

- методики должны быть удобны для использования, давать возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения;

- анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразие развития ребенка и его потенциальные возможности;

- выбор качественных показателей должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций;

- следует продумать порядок предъявления заданий [19].

Работа психодиагноста начинается с рассмотрения запроса, затем следует этап сбора информации. Итогом работы является формулировка психологического заключения на основе обработки и интерпретации полученной информации.

При изучении жалоб важно выяснить время возникновения проблемы, связь их с условиями жизни ребенка. Следует помнить, что родители формулируют жалобу как проблему ребенка, однако в ряде случаев это может быть проблемой родителей, которые не осознают ее как свою. Поэтому необходимо уточнить содержание жалобы и ожидания родителей от ребенка.

Изучение ребенка включает целый ряд шагов:

1. Анамнестический метод, включающий систему сведений медицинского, психологического, социального, педагогического характера. Анамнез обычно заполняется со слов родителей по специальной схеме, определенной спецификой учреждения, целями и задачами изучения. В анамнез включаются:

- общие сведения о ребенке (состав семьи, социальный статус родителей, причины обращения за консультацией и др.);

- сведения о протекании беременности (наличие токсикозов, угрозы выкидыша, заболевания матери, профессиональные вредности, стрессовые ситуации и т.д.);

- сведения о родах (доношенность – недоношенность, родовые травмы, асфиксия, стимуляция родов, продолжительность родов, оценка по шкале Апгар и др.);

- раннее развитие ребенка (начало сидения, ходьбы; гуление, лепет, время появления первых слов и фразовой речи, заболевания ребенка, травмы головы, обмороки, припадки, тики, нарушения сна и т.д.);

- диспансерный учет (указывается, у каких специалистов и в течение какого периода ребенок состоял на диспансерном учете);

- характерологические особенности ребенка (спокойный – беспокойный, общительный – замкнутый, агрессивный – добродушный и др.);

- посещение детских учреждений (ясли, с указанием трудностей адаптации в детской группе и др.) [8].

Оценивая развитие ребенка, необходимо учитывать общие сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития (таблицы 3, 4):

 

Таблица 3

Развитие навыков у детей от рождения до трех лет [11].

Возрастной период Навыки
Сразу после рождения   4-6 недель   6 недель   12-16 недель     20 недель     26 недель   9-10 мес.   13 мес.     15 мес.   15-18 мес.   18 мес.   2 года     2,5 года   3 года В положении лежа лицом вниз – таз высоко, колени под животом   Улыбается матери   В положении лицом вниз – таз прилежит к кровати   Поворачивает голову на звук. Удерживает предмет, помещенный в руку   Тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещается в руку   Перекладывает предметы из одной руки в другую. Жует. Сидит с протянутыми для поддержки руками. Лежа на спине, спонтанно поднимает голову. Сам ест печенье   Показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Ползает, машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в «ладушки». Помогает одевать его – держит руку для одежды, ногу для ботинка или перемещает предмет из одной руки в другую, чтобы засунуть руку в рукав.   Бросает предметы, ходит без помощи. Говорит 2-3 одиночных слова.   Ест сам полностью, если позволяют, берет чашку, пьет, ставит ее без помощи. Прекращает тянуть все предметы в рот, бросать вещи.   Копирует домашнюю работу матери (стирку, уборку и др.)   Начинает проситься на горшок   Хорошо бегает, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на стул, диван. Сочетает 3 слова в предложении. Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним произошедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет местоимения «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные линии, пытается чертить круг. Подражая, складывает один раз бумагу. Может назвать несколько картинок и предметов.   Прыгает на обеих ножках. Знает свое полное имя. Употребляет местоимение «я». Может ходить на цыпочках по просьбе. Может делать на бумаге складки. Строит башню из 8 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок.   Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на трехколесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает свой возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Играет в простые игры. Помогает в одевании (застегивает пуговицы, надевает туфли). Моет руки, сам ест. Наливает из кувшина. Строит башню из 9 кубиков. Имитирует конструкцию моста из 3 кубиков. Копирует карандашом крест и круг. Свободно использует местоимения. Часто спрашивает «почему?».

 

Таблица 4

Основные этапы речевого развития у детей младенческого и раннего возраста.

Возрастной период Речевые навыки
1 месяц   1-3 месяца     3-6 месяцев     6-9 месяцев     9-12 месяцев     1 год   1 год 3 месяца 1,5 года     1,5-2 года   2 года     2,5 года   2,5 - 3 года   3 года Крик, кряхтение   Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками   Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.   Активный лепет, усложнение и расширение объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.   Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».   Появление однословных предложений.   Увеличение запаса слов до 30.   Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.   Появление фраз, двухсловных предложений.   Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Увеличение запаса слов до 200-300. Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трехсловных предложений.   Появление многословных предложений.   Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).   Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

 

2. Изучение документации ребенка с целью сбора (медицинская карта из детской поликлиники, история болезни ребенка, результаты медицинского обследования у разных специалистов и др.).

3. Изучение продуктов деятельности (если таковые имеются и возможны для ребенка данного возраста).

4. Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка. При психологическом изучении наиболее важным является наблюдение за игрой, поведением, общением и работоспособностью ребенка.

Возрастные нормы психического развития относительны, индивидуальный темп развития может иметь много вариантов, оставаясь при этом в границах нормы. Поэтому сделать обоснованный вывод по какому-то показателю о том может только специалист. Однако предварительные внимательные наблюдения родителей и воспитателей могут стать ценным источником дополнительной информации для принятия решения. Для того чтобы качественно провести предварительные наблюдения за ребенком, родителям или воспитателю необходимо пользоваться достаточно подробными и обоснованными описаниями особенностей поведения детей в последовательных возрастных отрезках.

5. Беседа с родителями или ребенком проводится по специально составленной программе. Беседа может быть использована как начальный этап исследования в целях установления контакта или как вспомогательный метод исследования.

6. Экспериментальное изучение особенностей психического развития ребенка с использованием качественно-количественных методов оценки развития [17]. Необходимо заметить, что трактовка тестовых результатов часто невозможна без качественного клинико-психологического анализа каждого отдельного случая. Качественный анализ особенностей психофизического развития ребенка позволяет более глубоко понять, развитие каких сторон психической деятельности недостаточно или страдает, и за счет чего может происходить компенсация.

На основе полученных диагностических данных формулируется психологическое заключение, которое включает в себя психологический диагноз и психологический прогноз.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Значительная часть психодиагностических методик разрабатывалась в клинических целях. В связи с этим в психодиагностике появилось понятие «клинико-психологический диагноз». Клинико-психологический диагноз представляет собой полную картину личности с выделением в ней элементов со стойкой дисфункцией.

Указанные типы диагнозов не должны конкурировать между собой [2]. Клинико-психологический диагноз в ряде случаев является основой психологического диагноза.

Л.С.Выготский выделил 3 уровня психологического диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основе чего строятся практические выводы.

2. Этиологический. Учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения.

3. Типологический. Заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Данный уровень диагноза является собственно научным и наиболее объективно отражает картину личности.

Психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом, под которым понимается оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Психологический диагноз и психологический прогноз являются обязательными компонентами психологического заключения.

Требования к психологическому заключению:

1. Психологическое заключение должно соответствовать запросу и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержании заключения должны быть отражены конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных (если это требовалось).

4. Заключение должно включать краткое описание процесса диагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных и выводы.

5. В психологическом заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения обследования (состояние обследуемого ребенка, особенности взаимодействия психолога и ребенка, нестандартные условия диагностического обследования и др.)

В литературе предлагается следующая схема клинико-психологического заключения:

1. Описание цели и задач исследования, сформулированных на начальных этапах диагностики, а также в связи с клиническим процессом (дифференциальная диагностика), в зависимости от предполагаемых заболеваний, определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии.

2. Причина обращения к специалисту (по оценке родителей), кем направлен ребенок на консультацию. Жалобы родителей. Значимые данные из анамнеза.

3. Оценка реакций ребенка, особенности свободного поведения, интерес к игрушкам, предметам, особенности вступления в контакт. Взаимодействие с родителями.

4. Отношение ребенка к процессу диагностической работы (уровень понимания обращенной к нему речи, выполнение инструкций, отвлечения, сосредоточенность в выполнении различных заданий, утомляемость и др.).

5. Описание результатов конкретных методов исследования (приводятся названия методов и методик, используемых в диагностике). Эту часть заключения целесообразнее формировать не по отдельным методикам и психическим процессам, а в виде отдельных положений, доказываемых и иллюстрируемых полученными диагностическими данными с помощью разных методик. Указываются западающие и сохранные стороны психической деятельности ребенка, зона ближайшего развития.

6. Обобщение результатов диагностической работы и формулирование психологического диагноза, рекомендации по дальнейшему исследованию у других специалистов (психоневролог, дефектолог, логопед и др.), по психологической коррекции, по оказанию помощи ребенку со стороны родителей и др.) [8].

Написание психологического заключения является завершающим этапом диагностической работы.

Контрольные вопросы и задания.

1. Чем определяется актуальность ранней диагностики психофизического развития детей?

2. Каковы основные принципы ранней психологической диагностики?

3. Перечислите методы, используемые в ранней диагностике.

4. Дайте общую характеристику основного метода ранней психодиагностики.

5. Какое значение в диагностике имеют возрастные нормы?

6. Раскройте основные положения теории Л.С.Выготского, лежащие в основе ранней диагностики нарушений развития.

7. В чем вы видите основные проблемы ранней диагностики?

8. Назовите этапы диагностического обследования ребенка.

9. Обозначьте основные требования к психологическому заключению.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.