Основная задача педагога в работе над силой голоса — сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне, умеренно — в общественном месте и т. д.
Приемы работы:
— произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо и громко);
— произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;
— произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;
— произнесение слов громко и тихо, договаривая их в процессе чтения специально подобранных стихов, чистоговорок или загадок;
— произнесение коротких фраз с разной силой голоса;
— воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;
— чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;
— выполнение установки — читать стихотворение громко или тихо;
— повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.
«Песня ветра и ветерка», «Гудок». Произнесение звука [у] громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы.
«Малыш плачет». Произнесение звука [а] тихо, затем громко, без паузы.
«Баюкаем малыша». Произнесение звука [а] в средней тональности, затем тихо.
«Кто в домике живет». Звукоподражания утке и утятам, собаке и щенку, корове и теленку, овце и ягненку, козе и козленку, курице и цыплятам.
«Играем на пианино». Произнесение вслед за педагогом простейших слогов с протягиванием гласного звука в последнем слоге (па-па-па-аааааа, ля-ля-ля-ля ааааааа).
«Птички и птенчики». «Фью-фью-фью», «Чик-чирик», «Динь-динь-динь».
Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).
«Играем в теннис». Произнесение слогов ба-ба-ба-ба-баб, бу-бу-бу-бу-буб, бы-бы-бы-бы-быб, би-би-би-би-биб.
Настенные, большие часы тикают громко: Тик-так, тик-так, будильник — умеренно, наручные часы — тихо.
Работа над выделением ударного слога. Выделение голосом ударного слога в слоговом ряду: та-та-та, та-та-та, та-та-та.
Выделение голосом ударного слога в словах: машина, замок, замок и др.
Работа над логическим ударением в предложении. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу.
«Кто тебя позвал — папа-Медведь, мама-Медведица или Мишутка?»
«Позовите Машеньку домой» (голосом мамы, дедушки или бабушки).
«Скажи так, чтобы Медведи отпустили Машеньку домой». Попроси Медведей отпустить Машеньку. Прикажи медведям отпустить Машеньку.
Произнесение фразы «Не садись на пенек, не ешь пирожок» от лица Машеньки с разной силой голоса.
Чтение строк стихотворения: «Дон-дон-дон, загорелся кошкин дом» сначала громко, затем с уменьшением силы голоса.
«Эхо». Чтение стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма. Прочитать тихо, как будто это читает Зайка. Прочитать громко, как будто это читает Медведь.