Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий



Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.

 

В книге даны методические рекомендации по коррекции недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Книга состоит из двух частей. В первой части изложена структура комплексных логопедических занятий на всех этапах коррекционной работы, начиная с подготовительного периода подготовки органов артикуляции и кончая автоматизацией звука в связной речи; представлены методические приемы, способствующие формированию речевого дыхания, развитию голоса, преодолению речевых нарушений.

Во второй части содержатся конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л]. Описывая постановку звуков, автор использует некоторые приемы М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, А.И. Богомоловой, О.В. Правдиной, А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной, Э.Я. Сизовой. Предложены комплексы артикуляционных упражнений, способствующих выработке правильной артикуляции этих звуков. Упражнения, способствующие формированию навыков фонематического анализа и синтеза, сочетаются с заданиями, направленными на развитие познавательных процессов.

Пособие предназначено для логопедов, но может быть использовано и воспитателями детских садов и родителями.


Содержание

Предисловие................................................................................................................................ 3

Часть I Методика работы по коррекции звукопроизношения.......................................... 6

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий.................................................... 8

Оргмомент.............................................................................................................................. 10

Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью............. 13

Массаж или самомассаж..................................................................................................... 14

Мимические упражнения.................................................................................................... 14

Артикуляционная гимнастика............................................................................................ 15

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса.......................... 28

Постановка звука................................................................................................................... 44

Автоматизация звука в слогах............................................................................................ 57

Автоматизация звука в словах........................................................................................... 65

Автоматизация звука в словосочетаниях........................................................................ 78

Автоматизация звука в предложениях............................................................................. 86

Автоматизация звука в чистоговорках............................................................................. 96

Автоматизация звука в загадках и стихах....................................................................... 98

Автоматизация звука в самостоятельной речи............................................................... 99

Обучение рассказыванию. Развитие воображения..................................................... 101

Часть II Постановка и автоматизация звуков [с], [ш], [р], [л]...................................... 105

Звук [с].................................................................................................................................. 105

Звук [ш]................................................................................................................................. 129

Звук [р].................................................................................................................................. 154

Звук [л ]................................................................................................................................. 211

Литература............................................................................................................................... 256

Приложение 1 Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш].................. 258

Приложение 2 Конспекты занятий на дифференциациюзвуков [р], [р'], [л], [л']. 263

 


Предисловие

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время на книжном рынке, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений — как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Четко выделены этапы работы по постановке звука. Для каждого периода коррекционной работы предлагается определенная структура занятия. В подготовительном периоде параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

В книге обобщен как личный опыт работы автора с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе. Данная книга является продолжением работы по авторской методике, в основу которой положен комплексно-игровой метод коррекции речевых и психофизических нарушений, описание которого дано в статьях (1994, 1995) и в учебно-методических пособиях «Сюжетно-тематическая организация фронтальных логопедических занятий» (1997), «Волшебный мир звуков и слов» (1999), «Мир вокруг нас» (2004), «Артикуляционная гимнастика» (2004).

Предложенная в данном пособии организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.

Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

· развивать слухоречевое внимание;

· вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

· вырабатывать правильное речевое дыхание;

· развивать интонационную выразительность речи;

· сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;

· обогащать и активизировать словарный запас детей;

· формировать понятия о грамматических категориях языка;

· развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);

· стимулировать речевую активность детей;

· развивать речевое общение.

Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Предлагаемые структуры построения индивидуальных и подгрупповых занятий соответствуют именно таким требованиям. В данном методическом пособии можно найти ответы на следующие вопросы: Как учить? Какие методы и приемы использовать в работе? Как их применять? Данная методика апробирована автором на протяжении более двух десятков лет и признана ее последователями как результативная.


Часть I
Методика работы по коррекции звукопроизношения

Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются:

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

— наглядные;

— словесные методы с опорой на наглядность;

— словесные методы без опоры на наглядность;

— практические методы, которые должны носить игровой характер.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие:

— словесный образец;

— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;

— повторение;

— объяснение;

— указание;

— словесные упражнения;

— вопрос как стимул речевой активности ребенка;

— оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок.

Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.

Структура занятия

1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

3. Массаж или самомассаж.

4. Мимические упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

7. Постановка звука.

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

8. Автоматизация звука в слогах.

9. Автоматизация звука в словах.

10. Автоматизация звука в словосочетаниях.

11. Автоматизация звука в предложениях.

12. Автоматизация звука в чистоговорках.

13. Автоматизация звука в загадках и стихах.

14. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения.

16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).

17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Оргмомент

Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2—3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», — придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога.

Далее можно провести релаксационные упражнения, например, такие как «Силачи», «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и резиновая кукла», «Цветы и бабочки». Приведем описания некоторых упражнений:

1) «Лошадки». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление).

2) «Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх — напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).

3) «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).

4) «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).

5) «Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).

Для этой части занятия подходят пластические этюды. Их содержание может быть связано с темой занятия по коррекции звука или с изучаемой лексической темой. Например, при изучении лексической темы «Птицы» можно включить следующие задания.

Обыгрывание ситуаций:

1) «Мастерим кормушку». Педагог: Нам надо смастерить кормушку для птиц. Покажите ваши действия: вы строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, вешаете кормушку на дерево, сыплете корм.

2) «Воронята в гнезде». Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!» Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление).

Возможен пластический этюд с использованием стихов.

Педагог: Покажите смелого, юркого, шустрого воробья и трусливого воробья.

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

Помимо релаксационных упражнений и пластических этюдов, 2—3 раза в неделю в занятия включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Куда пойдешь, что найдешь?», «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань впереди Юли. Стань между стулом и столом, возле доски» и др.

Разнообразие заданий, используемых в вводной части занятия, способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства.

Немаловажное значение в овладении ребенком правильным звукопроизношением имеет его умение слушать и слышать и степень развития речевого слуха. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в вводную часть занятия, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы.

Основные задачи по развитию слухового и речеслухового восприятия:

— научить детей вслушиваться в различные звучания, развивать умение сосредоточивать внимание на звуке;

— научить выделять среди разнообразных звуков только нужные;

— устанавливать местонахождение источника звука;

— определять, какому предмету принадлежит звук;

— определять на слух темп звучания;

— различать силу звука;

— научить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой;

— научить вслушиваться в речь говорящего.

Решению этих задач помогут следующие игровые упражнения: «Что ты слышишь?», «О чем говорит комната?», «О чем говорит улица?», «Эхо», «Покажи, что звучало», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, где позвонили», «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой), «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают), «Угадай, что стучит — погремушка или молоточек», «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы), «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне).

Игры: «Летает — не летает», «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен), «Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово — запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного).

Выполнение инструкций, состоящих из 2—3 действий.

Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Координация движений с речью

Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей, особенно в раннем возрасте. Данная проблема хорошо освещена в литературе. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов, остается за каждым педагогом. Важно подобрать такие игровые задания, которые будут способствовать выработке четких координированных движений в сочетании с речью, формированию навыков выражать при помощи интонации и мимики различные эмоции. Желательно, чтобы тексты были насыщены автоматизируемым звуком или связаны с изучаемой лексической темой. Например, потешка «Мы делили апельсин...» подходит для закрепления звука [л].

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежат,

Эта долька — для ужат,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда.

Разбегайтесь кто куда!

Массаж или самомассаж

Массаж эффективен в преодолении дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии и может быть направлен на исправление широкой группы артикуляционных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу. Он позволяет достаточно быстро нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляционные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами. Массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления вышеперечисленных нарушений и может осуществляться врачом, логопедом или медицинской сестрой. В ряде случаев, некоторые приемы массажа дети могут выполнять самостоятельно (самомассаж). Приемы массажа и методики его применения описаны в многочисленных пособиях (Блыскина, Ковшиков, 1995; Новикова, 2000; и др.).

Мимические упражнения

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. Движения сопровождаются речью:

 

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

 

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние — печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.