Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ



УЧАЩИХСЯ

1. Воспитание добросовестного отношения к тру­
ду и сбережению материальных ценностей как фак­
тор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­
чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­
долюбия как личностного качества и его внутренняя
структура.

3. Основные виды трудовой деятельности школь­
ников.


4. Воспитание у учащихся потребности в /пруде,
бережном отношении к материальным ценностям об­
щества и личным вещам.

5. Развитие сознательного отношения к труду,
взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.

6. Организация трудовой деятельности учащихся
и формирование у них трудовых умений и навыков.
Обогащение и обновление форм трудовой деятельнос­
ти школьников.

7. Воспитательная работа по профессиональной
ориентации учащихся.

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудо­вого воспитания. Как отмечалось в главе о целях вос­питания, успешное формирование личности в современ­ной школе может осуществляться только на основе разум­но организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передо­вые представители философской и педагогической мыс­ли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального пре­стижа человека, его священный долг, фундамент личност­ного развития. Правильно осуществляемое трудовое вос­питание, непосредственное участие школьников в обще­ственно полезном, производительном труде является дей­ственным фактором гражданского взросления, морально­го и интеллектуального формирования личности, ее физи­ческого развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребу­ются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступа­ет как весьма существенная педагогическая тенденция.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Яна Сня-децкого (1756-1830)1:

В знаменитых семействах наших два порока, демора­лизующих людей: праздность и отвращение к занятиям и

1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 164.


труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие.

Тем большее значение приобретает трудовое воспита­ние в условиях научно-технического прогресса и рыноч­ной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и спо­собность к быстрому овладению более совершенными тру­довыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспита­тельного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987/88 учебного года во всех основных школах (обычно с 9-х классов) Баварии введен предмет "Трудовое обучение", с учащимися про­водится производственная практика в течение одной-двух недель, во время которой они занимаются производитель­ным трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время вла­делец предприятия, на котором организуется практика, присматривается к учащимся и, бывает, что некоторых из них после окончания школы он приглашает работать на предприятии.

Необходимость трудового обучения и воспитания школах обусловила большое значение их научного ис­следования. Немало ценных идей по этой проблеме содер­жится в трудах классиков педагогики — Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследо­ваны П.Р.Атутовым, Н.И.Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

В педагогике детально раскрываются функции трудо­вого воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании. В частности, обращается внимание на следующие из этих функций.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое разви­тие человека. Физиологические исследования показыва­ют, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повы-


шает его жизненную энергию и умственную работоспо­собность. Л.Н.Толстой в свое время писал:

При усидчивой умственной работе, без движения и теле­сного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна.

Такую же мысль высказывал и К.Д.Ушинский1:

Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные при­зраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спо­койного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, стра­дающих обыкновенно высокими страданиями людей, ко­торым нечего делать.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образователь­ной и технической подготовки, умения быстро овладе­вать новой технологией, способностей в области рациона­лизации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравствен­ном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского созна­ния школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник гото­вится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключитель­но от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его мате­риальное благосостояние. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а при­готовлять к труду жизни"2.

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 342.

2 Там же. С. 348.


Существенная функция труда состоит в формиро­вании у учащихся товарищеских отношений, коллек­тивизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал1:

Только участие в коллективном труде позволяет челове­ку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отно­шению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.

А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укреп-ления характера и гражданских чувств2:

Мы хорошо знаем,что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости.

Наконец, труд как фактор воспитания способству­ет жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умствен­ной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы влива­ются в сферу материального производства. Чтобы осуще­ствлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов об­щественно полезного труда, дать им возможность испы­тать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в ум­ственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение при обретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду

1 Макаренко А.С. Соч. Т.4. С. 397.

2 Там же. С. 395-396.


серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой"1. Л.Н.Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­долюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и сти­мулирования разнообразной трудовой деятельности уча­щихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отноше-- ния к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.

Трудовое обучение выступает как специально органи­зованный педагогический процесс, направленный на ов­ладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых уме­ний и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специаль­ности в соответствии с имеющимися склонностями и спо­собностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, сле­дует отметить, что понятие трудовое воспитание явля­ется более широким по сравнению с трудовым обучени­ем и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при ус­пешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?

Трудолюбие является результатом трудового воспита­ния, обучения и профессиональной ориентации и высту-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 354-355.


пает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением доб­росовестно выполнять любую необходимую работу и про­являть волевые усилия в преодолении тех преград, кото­рые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные ком­поненты:

—потребность в созидательно-трудовой деятельности
и ее здоровые социальные и личные мотивы;

—понимание пользы труда для общества и для себя и
убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

—наличие трудовых умений и навыков и их постоян­
ное совершенствование;

—достаточно прочную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

3. Основные виды трудовой деятельности школьни­ков.Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в ка­кие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебны­ми занятиями. Начиная с 1-го класса, учащиеся зани­маются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллек­ций, простейших моделей, а в средних и старших классах школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, органи-зуют работу по подкормке птиц и диких животных.

Значительное место в трудовом воспитании и обуче-нии занимают ручной труд в начальных классах, заня-тия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании иг­рает труд по самообслуживанию. Он включает: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов,


ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной биб­лиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Важным видом трудовой деятельности учащихся явля­ется общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, ле­карственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются уча­щиеся от 1 до 11-х классов.

Наконец, в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей. Далеко за пределами Азербайджана пользуется извест­ностью Холданская средняя школа.

В этой школе при активном участии школьников постро­ен спортивный стадион и плавательный бассейн. Учащиеся выращивают саженцы фруктовых деревьев и реализуют их за деньги, разводят также для продажи розы. Они не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяй­ствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что мно­гое здесь зависит от инициативы, активности и заботы пе­дагогического коллектива, от его желания сделать труд дей­ственным средством обучения и воспитания учащихся.

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, береж­ном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам.Как отмечено выше, существенной зада­чей трудового воспитания является формирование у уча­щихся потребности в труде и бережном отношении к мате­риальным ценностям общества и личным вещам.

Только потребность создает внутреннее влечение к тру­довой деятельности, побуждает учащегося бережно отно­ситься к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное се­мейное воспитание заключается в том, чтобы стержне­вой линией в развитии ребенка было постепенное втяги­вание его в посильную и разнообразную трудовую деятель­ность. Вначале это бывает простейшая работа по самооб­служиванию, связанная с уходом за своими игрушками,


одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. В лекции для родителей " Воспитание в труде" А.С.Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье1. Учас­тие в посильной и систематической трудовой деятельно­сти позволяет детям не только приучаться к домашнему ТРУДУ и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, при­выкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятель­ности учащихся и повышение ее значения требуют воз­буждения у них тех специфических внутренних проти­воречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются?

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися "расхождения" между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику прихо­дится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятель­ности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, оказанию помощи близлежащим стройкам, про­мышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, стано­вится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия меж-ду объемом имеющихся у них умений и навыков и необ-ходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккурат­ности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 401-402.


Большие возможности для возбуждения потребнос­ти в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение уча­щимся их трудовых обязанностей, а также бережливо­сти как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выпол­нению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутрен­них противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям боль­шую роль играют формы организации трудовой деятель­ности. Какие же из этих форм получили распростране­ние в школьной практике? Важнейшими из них явля­ются следующие:

—создание постоянных или временных ученических
звеньев для выполнения той или иной работы. Напри­
мер, могут функционировать постоянные звенья по ухо­
ду за плодовыми деревьями в школьном саду, если он
есть, по выращиванию цветов. Временные звенья орга­
низуются для выполнения эпизодической работы, напри­
мер для оформления школьного здания к наступающему
празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

—накопление и развитие трудовых традиций в школе,
например, традиционная подготовка и проведение в школе
"Праздника труда" или праздника "В подарок школе",
когда ученики всех классов изготавливают учебные по­
собия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи.
Стимулирующей трудовой традицией являются выстав­
ки технического творчества школьников и т.д.;

—в последние годы в школах создаются производствен­
ные кооперативы, в которых учащиеся занимаются про­
изводительным трудом и получают за это денежную
плату;

—эффективной формой возбуждения трудовой актив­
ности являются индивидуальные трудовые поручения,
которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного
ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в
надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взгля­дов и убеждений по вопросам трудолюбия. Важной сто-


роной трудолюбия является глубокое понимание лич­ностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходи­мости вносить свой вклад в развитие экономики, созда­ние личного материального добробыта.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по лите­ратуре, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, на его чувства и моральное формирование. Развитие общественных фор­маций основывалось в конечном итоге на создании мате­риальных ценностей и жизненных средств, что влекло за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального прогресса был человек труда, его творческо-преобразующая деятель­ность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебно­го предмета, как история, и овладение им позволяет глу­боко осмысливать значение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда, его одухот­воряющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Некрасов, М.А.Шолохов, Я.Купала, Я.Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим мате­риалом не только расширяет кругозор учащихся по воп­росам о роли труда в жизни общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосос­тояния народа раскрываются в этических беседах, лек­циях, докладах, на классных часах. На эти темы прово­дятся читательские конференции, школьные вечера, дис­путы, встречи с тружениками промышленности и сельско­го хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятия­ми, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.


Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взгля­дов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоци­ональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй, чуть ли не главным являются трудовые умения и навыки в различных видах производственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возни­кают?

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обо­гащение и обновление форм трудовой деятельности школьников.Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и спо­собствовала формированию практической стороны тру­долюбия как личностного качества, ее необходимо мето­дически правильно организовать. Наиболее существенны­ми вопросами этой методики являются следующие.

1. В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятель­ность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тща­тельно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нуж­но планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (уча­стие в самообслуживании, сдача каждым школьником определенного количества макулатуры, работа на при­школьном учебно-опытном участке, в школьных мастер­ских и т.д.) учащиеся систематически изготовляли учеб­ные пособия для школьных кабинетов и выставок, зани­мались благоустройством прилегающей к школе терри­тории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В сред­них и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руко­водители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех уча­щихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.


2. При организации труда нужно четко определять те
задачи, которые должны решать учащиеся, а также
разъяснять их общественное и нравственное значение.
Например, учащиеся-подростки и старшеклассники на­
правляются на оказание помощи в уборке урожая. Нака­
нуне этого необходимо определить, какую работу они
будут выполнять и какие конкретные задачи стоят перед
ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи
и ее народнохозяйственное значение. Все это должно
делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем
более морализирования. Осмысление важности труда и
связанных с ним задач способствует возбуждению у уча­
щихся потребности хорошо выполнить трудовое задание,
создает психологическую установку на преодоление труд­
ностей, рождает чувство ответственности и долга.

3. В методике трудового воспитания существенно
важным является определение порядка выполнения на­
меченного труда, распределение обязанностей между уча­
щимися, выделение ответственных за отдельные участ­
ки работы и определение формы подведения результатов
ее выполнения.

4. Весьма важной стороной организации трудовой
деятельности учащихся является практический показ и
обучение их способам и приемам работы, соблюдения
правил техники безопасности. В данном случае речь идет
об элементах трудового обучения, формировании трудовых
умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя
успешно работать.

5. Большое значение имеет руководство самим про­
цессом труда и оказание помощи учащимся в овладении
более рациональными способами его выполнения. Учи­
телю надо быть внимательным и следить, кто как работа­
ет, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь.
Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил
техники безопасности, предупреждать учащихся об ос­
торожности в обращении с орудиями труда и техничес­
кими средствами.

6. Неотъемлемой частью организации труда является
раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также
его роли в углублении и расширении знаний школьни­
ков. Когда, например, учащиеся работают на пришколь­
ном участке, то эти вопросы всегда выступают на первый
план. Школьники на практике применяют свои знания о
способах посадки деревьев, различных растений, изуча-


ют влияние минеральных удобрений на рост и урожай­ность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно свя­заны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нуж­но относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Допустим, школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или карто­феля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют "сухой поливкой" растений и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает ка­пилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусствен­ные же увязки пользы не приносят. Хорошо организо­ванный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они вос­питывают упорство в преодолении трудностей, формиру­ют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в фи­зической работе, так и в учебных занятиях.

7. Для воспитания добросовестного отношения к тру­ду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и моти­вами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяй­ственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести "трудовой десант", создать временную произ­водственную бригаду — и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организа­цию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обнов­лялись и представляли собой определенные черты све­жести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает ис-


пользование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учи­тель подсказывает им провести операцию "ПМД" ("По­дарок младшим друзьям"), в процессе которой они гото­вят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию "Снежная сказка" и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную кре­пость и т.д.

В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Школьники распределяют между собой разные "роли": одним поручается подготовить оформле­ние помещения к новогоднему вечеру, другим — органи­зовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изгото­вить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддержива­ется бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполня­ют свои обязанности, расширяется сфера их потребнос­тей в новых видах труда и практической деятельности1.

Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятель­ность школьников и формируется их трудолюбие.

7. Воспитательная работа по профессиональной ори­ентации учащихся.В системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной по­мощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.

Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных про­фессий и специальностей. Реализация этого направления осуществляется прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творчес­кую деятельность ученых, изобретателей, писателей,

1 Иванов И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. 1989. № 2. С. 38—48.


работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по ис­тории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, предпринимательстве. Это же направление воспитательной работы по профориента­ции лежит в основе системы внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомле­нии учащихся с производственными профессиями и спе­циальностями. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встре­чи с тружениками производства, экскурсии на промыш­ленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему "Кем и каким быть?" и т.д. Для проведе­ния этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.

Вторым направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является приобщение их к деятель­ности в сфере промышленности и сельского хозяйства. Она включает показ привлекательного характера произ­водительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специаль­ности будут находиться в сфере выбора им своей буду­щей профессии.

Третьим направлением профориентации является со­здание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обу­чение в школьных производственных комбинатах и осо­бенно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, ко­торую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходи­мость поисков путей сочетания общеобразовательной под­готовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и про­фессиональной ориентации оказались межшкольные учеб­но-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расши­рить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.


Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного произво­дительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, и после окончания школы многие из них приобщаются к труду в сфере материального произ­водства.

Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ори­ентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понима­ния его важного экономического и нравственного значе­ния, способствует овладению трудовыми умениями и на­выками, закаляет волевые свойства, что в конечном ито­ге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопре­делению школьников.

Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Не­редко в школах нет необходимой системы и регулярнос­ти в организации труда учащихся. Не обращается долж­ного внимания на стимулирование их трудовой активно­сти, создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы связи школ с пред­приятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Устно составьте план темы и выделите ее узловые вопросы.

2. Определите функции трудового воспитания в развитии личнос­
ти, как они исследованы в педагогике.

3. Раскройте значение понятий: трудовое воспитание, трудовое
обучение, профессиональная ориентация.
В какой связи они находятся
между собой?

4. Определите понятие трудолюбие и раскройте его внутреннюю
структуру.

5. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в
школе?

6. Какие воспитательные методы и приемы используются в школе
для формирования у учащихся потребности в труде?


7. Раскройте содержание и методику педагогической работы по
формированию у школьников взглядов и убеждений по вопросам тру­
долюбия и формированию сознательного отношения к труду.

8. Какие теоретические и методические положения необходимо со­
блюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятель­
ности учащихся и воспитания трудовых умений и навыков?

9. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся
и каковы основные направления ее осуществления?

 

10. Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой
деятельности учащихся?

11. Какие новые моменты в трудовое воспитание учащихся вносит
рыночная экономика?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.

Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.

Иовайше Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьни­ков. М., 1983.

Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.

Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я.А.Журкиной, И.И.Зарецкого. М., 1989.

Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2.

Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопр. теории и методики. М., 1986.

Глава 23

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.