Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в его широком понимании, как уже отмеча­лось, не может быть ограничено только овладением уча­щимися системой научных знаний и опытом интеллекту­ально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых соци­альных и духовных отношений как важнейших компо­нентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспи-тательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, со­держание этих отношений, а также теоретические и мето­дические основы их формирования в системе осуществля­емой в школе учебно-воспитательной работы. Указанные вопросы и рассматриваются в настоящем разделе.

Глава 17

ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

1. Специфика воспитания в отличие от процесса
обучения и необходимость разработки его теорети­
ческих основ. Формирование отношений как
важнейшая задача воспитания.

2. Содержание отношений, которые необходимо
формировать в системе всестороннего развития лич­
ности.

3. Сущность отношений как предмета воспита­
ния и их переход в личностные качества. Структура


личностных качеств и ее значение для процесса вос­питания.

4. Интегративный и целостный характер форми­
рования личностных качеств. Явление генерализа­
ции при формировании личностных качеств.

5. Реализация общих закономерностей воспитания
в процессе формирования отношений (личностных ка­
честв).

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретичес­ких основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. Как отмечено в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвя­занных процессов - обучения и воспитания в узком смысле. Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе учебника, в этом разделе необходимо раскрыть теоретические проблемы воспитания как специфического процесса развития и формирования личности.

Понятие воспитание в российской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII века. В этом спе­цифическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как "Генеральный план московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). В 1806 году слово "вос­питание" как особое педагогическое понятие было вклю­чено в словарь Российской Академии. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с понятием "об­разование" и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

Было, однако, время, когда некоторые ученые пыта­лись утверждать, что, поскольку обучение носит воспи­тывающий характер, то, следовательно, ни в какой осо­бой воспитательной работе школа не нуждается. Ука­занная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.Макаренко в лекции "Про­блемы школьного советского воспитания" (1938) говорил1:

У нас среди педагогических мыслителей нашего време­ни и отдельных организаторов нашей педагогической работы

Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 111, 113.


есть убеждение, что никакой особенной, отдельной мето­дики воспитательной работы не нужно, что методика пре­подавания, методика учебного предмета должна заклю­чать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не со­гласен. Я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания.

И, развивая это положение далее, он указывал:

...Я остаюсь при убеждении, что методика воспитатель­ной работы имеет свою логику, сравнительно независи­мую от логики работы образовательной. И то и другое — методика воспитания и методика образования,— по моему мнению, составляют два отдела, более или менее само­стоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным.

Довольно четко разграничивала воспитание и обуче­ние Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение на­правляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также А.Ф.Протопопов1.

Существенным признаком развития, формирования лич­ности, отраженным в понятии "воспитание", является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения.

Можно не только мысленно представить, но и наблю­дать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитан­ности (низкая культура отношений к людям, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Уча­щийся может хорошо решать задачи по математике, ус­пешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек будто хорошо работает на производ-

1 Протопопов А.Ф. О содержании и структуре курса педагогики // Докл. АПН РСФСР. М., 1954. № 4. С. 7.


стве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжатель­ство, отличается лицемерием и т.п. Таким образом, обучен-ность и воспитанность — это далеко не одно и то же.

А.С.Макаренко разъяснял, что даже при самой высо­кой обученности и умелости личность может быть непол­ноценной, если у нее не сформированы здоровые соци­альные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье «О "взрыве"» он писал о том, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отноше­нием... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы"1. Поскольку же, как от­мечено выше, отношения не всегда определяются обу-ченностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теорети­ческих и методических основ.

Какие же специфические проблемы являются предме­том исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

—раскрытие сущности и значения воспитания в разви­
тии и формировании личности и его специфики как пе­
дагогического процесса;

—определение содержания воспитательной работы;

—разработка методов воспитания;

— исследование системы воспитательной работы по
формированию личностных качеств учащихся.

Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступа­ют в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогичес­ких оттенков. Укажем на важнейшие из них.

Прежде всего нужно отметить, что, несмотря на свою специфичность, воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частно­сти, указывал психолог Б.Г.Ананьев2:

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 508.

2 Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 14.


...Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.

...Ни один из первоначальных этапов воспитания — ум­ственного, нравственного и эстетического - не осуществ­ляется помимо научения соответствующим актам поведе­ния и регулирования действий.

Например, чтобы воспитывать добросовестное отноше­ние к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяс­нить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, то есть использовать приемы обучения.

Существенной стороной единства обучения и воспита­ния является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высо­кого патриотического служения родине, высоконрав­ственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимают труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эсте­тическому и физическому воспитанию.

Нужно также иметь в виду, что обучение представля­ет собой важную форму совместной деятельности уча­щихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требования­ми морали, закалять волевые свойства.

Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществля­ются. В системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

Приведенные положения позволяют уяснить не толь­ко специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.

Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеуроч­ное время с помощью проведения разнообразной вне­классной воспитательной работы.


Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений.

Содержание отношений, которые необходимо фор-мировать в системе всестороннего развития личности.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее все­стороннего формирования. Эти отношения можно расчле­нить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и обществен­ную направленность поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:

—отношение к родине (патриотизм), к другим стра­
нам и народам (культура межнациональных отношений);

—отношение к труду (трудолюбие);

—отношение к общественному достоянию, охране при­
роды и материальных ценностей общества (бережливость
и т.д.);

—отношение к выполнению служебных обязанностей
(дисциплинированность);

—отношение к другим людям и к самому себе (кол­
лективизм, честность, правдивость, скромность, товари­
щество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание вос­питательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

—формирование научного мировоззрения, социализа­
цию личности;

—нравственное развитие учащихся, составными частя­
ми которого являются формирование патриотизма и куль­
туры межнациональных отношений, добросовестного от­
ношения к труду, сознательной дисциплины, культуры
поведения и т.д.;

—эстетическое формирование учащихся;

—физическое развитие.


3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура лич­ностных качеств и ее значение для процесса воспита­ния. Говоря о необходимости воспитания у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам дей­ствительности, к другим людям и самим себе, следует уяснить сущность отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию.

Отношение можно трактовать как переживание и выражение определенных связей, которые устанавлива­ются между личностью и другими людьми, а также различ­ными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному — добросовестно, старательно и, как гово­рят, спустя рукава. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному можно относиться и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежливость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, не только характеризует поведение, но и сказы­вается на личностном развитии человека.

Однако степень сформированности и прочности отно­шений может быть различной. Например, иной школь­ник понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превраща­ется в личностное качество.

Под личностным качеством следует понимать закре­пившееся и ставшее привычным отношение, которое оп­ределяет устойчивость поведения человека в любых из­меняющихся условиях*.

Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питом-

* В психологии личностное качество определяется как единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллектив­ной и индивидуальной деятельности.


цев устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества.

Но чтобы формировать личностные качества, необхо­димо знать их психологическую структуру. Как уже от­мечено, с психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образо­ванием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это каче­ство, б) знание правил и норм вежливости, в) внутрен­нее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к про­явлению волевых усилий и стремление оставаться веж­ливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и та­ким личностным качествам, как патриотизм, трудолю­бие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания лич­ностных качеств включает в себя:

формирование у учащихся потребности в выработке
того или иного качества;

—активную познавательную деятельность по овладе­нию знаниями о сущности формируемого качества, спо­собах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

— практическое формирование умений, навыков и привы­
чек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

- развитие способностей к проявлению волевых уси­лий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудно­сти и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

4. Интегративный и целостный характер формиро­вания личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств.В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интег-ративности (от лат. integratio — объединение в целое каких-нибудь частей, элементов) процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов).


Процесс выработки всякого личностного качества на­чинается с формирования простейших элементов пове­дения, которые в дальнейшем усложняются, переплета­ются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, оп­ределяют развитие и укрепление этого качества.

Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и про­должается в дальнейшем путем их усложнения, обогаще­ния и интеграции в сложный комплекс привычек.

Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливос­ти. Начинается этот процесс, как правило, с привития таких простейших умений, как первому здороваться со старши­ми, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, про­являть готовность к оказанию помощи, выразить сочувствие в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отме­тим, что в принципе так же формируются дисциплиниро­ванность, трудолюбие и другие качества.

В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение.

Когда возникает необходимость в воспитании у уча­щихся того или иного личностного качества, нужно хоро­шо продумать его содержание, выделить в нем простей­шие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию.

Без такого детального продумывания предстоящей вос­питательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.

Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С.Макаренко, человек не воспи­тывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, пат­риотической, трудовой, нравственно-эстетической и са-нитарно-оздоровительной деятельности, а также нахо­дятся в постоянном индивидуальном и коллективном


общении. Все это способствует развитию у них соот­ветствующих потребностей и мотивов поведения, обога­щает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в сво­ей совокупности и приводит к укреплению и совершен­ствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение.

Воспитательная работа в школе должна включать два взаи­мосвязанных направления, одно из которых должно способ­ствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе - предусматривать реше­ние в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.

Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих учащихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершен­ствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Реше­ние ведущих воспитательных задач и формирование свя­занных с ними личностных качеств как раз и способ­ствуют этому. Почувствовав успех в собственном разви­тии, учащийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерализации (распространения) оно оказы­вает положительное влияние на развитие других сторон и свойств личности.

Например, в процессе решения ведущей воспитатель­ной задачи учащийся стал более активно читать художе­ственную литературу. Это, несомненно, положительно ска­жется на его интеллектуальном, эстетическом и нравствен­ном формировании, на разумной организации досуга. То же самое происходит, когда школьник улучшает свою дис­циплину, культуру общения и т.д.

Только сочетание этих двух направлений в осуществ­лении воспитательной работы позволяет добиваться ее


высокой результативности и педагогической действенно­сти.

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств). Как уже отмечено, процесс формирования от­ношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное развитие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирование отно­шений и обучение, рассматриваемые как две стороны целостного развития личности, принято называть воспи­танием в широком смысле, которое осуществляется на основе ряда общих закономерностей и принципов, о чем шла речь в пятой главе. Эти общие закономерности и принципы имеют кардинальное значение для процесса формирования отношений и должны определять его пе­дагогическую инструментовку. Это значит, что для вос­питания отношений (личностных качеств) необходимо включать учащихся в разнообразную деятельность (учеб­но-познавательную, патриотическую, трудовую и т.д.), возбуждать их собственную активность в работе над со­бой, сочетать уважение и гуманность с высокой требова­тельностью, помогать добиваться радости успехов и т.д. Только при условии умелой реализации всей совокупно­сти общих закономерностей и принципов воспитания можно успешно решать задачи формирования у учащихся личностных отношений (качеств).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте и обоснуйте специфические особенности воспитания в
отличие от обучения. Какие выводы на этот счет приводятся в педаго­
гике?

2. Какие проблемы являются предметом исследования теории вос­
питания?

3. Определите основные группы отношений, составляющих содер­
жание воспитания как специфического педагогического процесса.

4. Что такое отношение как предмет воспитания и при каких усло­
виях оно переходит в личностное качество? Что такое личностное каче­
ство?

5. Какова структура личностного качества и какой должна быть вос­
питательная работа по его формированию?

6. В чем выражается интегративный характер формирования личностных
качеств и какое значение имеет он для организации воспитания?


7. Какой должна быть методическая организация воспитательной
работы? В чем выражается явление генерализации при формировании
у учащихся личностных качеств?

8. Какое значение имеют общие закономерности воспитания для
процесса формирования у учащихся личностных качеств?

Глава 18

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.