1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания.
2. Понятие о воспитательном коллективе и ос новные стадии его развития.
3. Структура воспитательного коллектива в школе.
4. Важнейшие средства и методические основы вос питания ученического коллектива.
5. Предъявление требований к учащимся как фак тор создания и воспитания коллектива.
6. Организация ученического самоуправления и вос питание актива.
7. Закон развития (движения) коллектива. Орга низация перспективных устремлений учащихся.
8. Формирование в коллективе здорового обществен ного мнения. Педагогика параллельного действия.
9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.
1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его закономерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию, что признают многие зарубежные педагоги. В связи с этим не могут не вызывать удивления попытки некоторых ученых не только уменьшить наш приоритет в данном вопросе, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что якобы коллектив ограничивает ее свободу, не дает возможности для развития ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. comformis — подобный, сходный) и нивелировку (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?
Первое: тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе определяют развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.
Второе: богатой духовной и эмоциональной жизнью коллектива, многогранной деятельностью его членов. Все это создает большие возможности для всестороннего развития каждой личности. Ведь для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Че-
ловек, который не переживал сильных эмоции, не поймет и другого. Н.К.Крупская отмечала, что в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а затем его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, дающий материал для сравнения, движет развитие ребенка вперед. Чем шире будет усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти.
Третье: сущностью коллектива как важной формы организации воспитания, как его мощного педагогического инструмента. В статье "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" А.С.Макаренко писал1:
...Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой.
Надо сказать, что идеи коллективного воспитания ставились и ставятся в настоящее время в западной педагогике. Отдельные ее деятели не могли не замечать стремления детей к объединению и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII века Г.Песталоцци. В созданных им детских приютах он осуществлял воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.
Теоретически эту проблему выдвигали видный представитель социальной педагогики в Германии Пауль На-
1Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 232-233.
торп (1854—1924) и основоположник так называемой "школы действия" Вильгельм Август Лай (1862—1926). Необходимость коллективного воспитания они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодействию, что, по их мнению, положительно сказывалось на их развитии. П.Наторп, в частности, указывал, что коллектив, с одной стороны, является "элементом", то есть орудием воспитания, а с другой — "целью, к достижению которой должно стремиться воспитание"1. В.А.Лай подчеркивал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности, и делал вывод о необходимости создания воспитательных детских объединений2:
Основной педагогический принцип действия с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения...
В последние годы на западе, в частности в Англии, Германии, повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.
Так, в проспекте одной из школ говорится3:
Мы стремимся приучать детей к коллективному сотрудничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело.
2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития.Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает
1 Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911.
2 Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требовани ям природы и культуры. Пг., 1920. С. 25.
3 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ ной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.
"объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.
Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения. В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений.
Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения.
Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. В контексте же рассмотрения данной темы важно подчеркнуть, что главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узко-групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Что же в этом случае следует понимать под воспитательным коллективом?
Сущность коллектива детально определял А.С.Макаренко1:
Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный
1Макаренко А.С.Соч.Т. 5. С. 231. 353
живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.
Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся1:
...Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе...
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.
И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.
Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного критерия, характеризующего развитие воспитательного коллектива. Известный исследователь коллектива Л.И.Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть вос-
1Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 151-152.
питание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отрицать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.
3. Структура воспитательного коллектива в школе.
Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.
Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.
В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.
Эти органы и лидеры в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами".
Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных
учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В отдельных психолого-педагогических трудах существование "малых групп" и "лидеров" несколько фетишизируется и противопоставляется самому коллективу. С этой точки зрения считается, что формальный коллектив и формальный лидер как официальные структуры не всегда имеют реальный авторитет и влияние на учащихся. Неформальные же объединения и лидеры якобы пользуются настоящим уважением среди учащихся, и потому их влияние является не только реальным, но и определяющим.
Понятно, что эта мысль не совсем правильная. Но означает ли это, что педагогика может игнорировать те психологические факторы (симпатии, антипатии, общность интересов и т.д.), которые объединяют или разделяют коллектив на "малые группы"? Конечно, нет. Речь должна идти не о противопоставлении деловых отношений личным, а о правильном и здоровом развитии межличностных отношений и использовании в этих целях укрепление деловых отношений. То же самое следует сказать и о так называемом лидерстве в коллективе. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал малоавторитетный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С.Макаренко, В.А.Сухом-линский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.
4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива. Подходя к освещению этих вопросов, следует подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух условиях: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следуют два существенных вывода:
— в качестве важнейших средств воспитания учени ческого коллектива выступают: учебная и разнооб разная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;
— в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методи ку, направленную на создание и воспитание сплоченно го коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:
—умелое предъявление требований к учащимся;
—организация ученического самоуправления и вос питание актива;
—организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздо ровительной деятельности;
—формирование здорового общественного мнения;
—создание и развитие положительных традиций кол лективной жизни.
Обратимся к детальному рассмотрению указанных методических положений.
5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива. Раскрывая методические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность проведения в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода. Вот почему создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам.
Какой же должна быть методика предъявления этих требований?
Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить учащимся, как им следует вести себя в школьном помещении, на уроках и переменах, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к учителю и т.д. Такой разговор с учащимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает на них сильное воспитательное воздействие и влияет на их поведение. Нередко подобная беседа проводится на основе ознакомления учащихся с правилами внутреннего распорядка школы. Психологической основой воспитательного влияния первого
разговора о требованиях к поведению учащихся является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения.
К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.
Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важнейшим компонентом этой методики является организация упражнений в правильном поступке (А.С.Макаренко). От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу. Упражнять, то есть учить практически, нужно всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда вызвал учитель, и как выходить к доске, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров во время занятий. Если же подобного приучения не бывает, словесные требования не дают должного эффекта. Если, например, учитель говорит учащимся о недостатках в их учебной работе, но не оказывает им практической помощи в преодолении этих недостатков, сдвигов к лучшему чаще всего не бывает.
Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для учащихся. К.Д.Ушинский писал1:
Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил,
1Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 390-391.
вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...
В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более сильным и слабым по успеваемости школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.
Наконец, четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая условия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.
Как же сказывается на создании коллектива методика предъявления требований?
Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и, таким образом, вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства устремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Понятно, что на первом этапе организации коллектива требования исходят преимущественно от учителей. Между тем важно, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет организация самоуправления и воспитание ученического актива.
6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива.Наличие работоспособного и деятельного актива является существенным фактором организации ученического самоуправления коллектива, его демократизации. Кто же входит в состав ученического самоуправления и актива?
Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, старосты
классов, члены советов предметных кружков и коллективов художественной самодеятельности, а также советов пионерских дружин и отрядов и других детских организаций в тех школах, где эти организации работают. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.
В число активистов подбираются, как правило, наиболее деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых формальных лидеров.
Какую же воспитательную работу с членами ученического самоуправления и активистами следует проводить, чтобы они целенаправленно содействовали развитию и укреплению ученического коллектива?
Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директор школы, его заместители и классные руководители должны разъяснять активистам их функции в выполнении возложенных на них обязанностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и индивидуальных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения педагогов с активистами.
Важным направлением воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится "трудовой десант" по уборке урожая. В этом случае необходимо помочь активистам подготовить учащихся к работе, определить ее объем и порядок выполнения, а также формы подведения итогов. Старостам классов необходимо оказывать помощь в подготовке и проведении ученических собраний: подобрать актуальные вопросы для совместного обсуждения, подготовить выступления, накануне поговорить с активом и т.д. Такой подход следует соблюдать и при оказании помощи активистам в подготовке и проведении школьных вечеров, классных диспутов, экскурсий и других мероприятий. Хорошей формой инструк-
тирования и оказания практической помощи активистам является организация обмена опытом работы. В некоторых школах практикуется проведение с активистами (один-два раза в месяц) коротких "летучек" — совещаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. Например, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравственном поведении учащихся, в другом — экскурсия на местный завод и встреча с рабочими, в третьем — выпущена интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его заместитель подводят итоги и рекомендуют активистам использовать в своей работе то или иное положительное начинание, которое появилось в школе.
Существенной стороной в работе с активистами является контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений. Контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с активистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повышают их ответственность и стимулируют к лучшему выполнению своих обязанностей.
Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, оказывают положительное влияние на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо поставленное самоуправление придает ученическому коллективу организационную прочность, демократизм и сплоченность, что помогает направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.
7. Закон развития (движения) коллектива. Организация перспективных устремлений учащихся.Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности.
А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.
Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспек-
тивных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив. В этой связи А.С.Макаренко писал1:
Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель,— не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой.
Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласно этой теории, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов. Недаром А.С.Макаренко называл перспективы "завтрашней радостью". Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем, по мере его развития, - средние и дальние.
В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Поддерживая эту перспективу, учителям необходимо содержательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успехов в овладении изучаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добиваются главного в своей школьной деятельности — успехов в учебе, нельзя надеяться на эффективную работу по созданию коллектива.
В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, искусства и т.д. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные
1Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 124.
формы могут иметь праздники труда, поддержание шефских связей, организация поездок в соседние школы, экскурсии в районные и областные центры.
Для расширения перспектив большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача в учебной или внеклассной работе, которая выдвигается перед учащимися и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспектива. Если, например, коллектив поставил задачу улучшения домашней учебной работы и для ее решения организуется активная помощь учащимся, то положительные сдвиги в учебе воспринимаются последними как воодушевляющая радость. В качестве подобных деловых перспектив могут выступать задачи развития интереса к чтению, соблюдения правильного режима труда и отдыха и т.д. Большие возможности в этом отношении открывает соревнование между классами и школами за первенство в различных формах физ-культурно-спортивной работы и общественно полезном труде.
Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективных творческих дел учащихся, разработанная И.П.Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучшению окружающей жизни, например разбивка и благоустройство детского парка, установление шефства над детским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совместно с учителем планируют практические коллективные дела и акции, стремятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны и значительно повышает его влияние на нравственное и социальное воспитание школьников.
8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения. Педагогика параллельного действия. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо фор-
мировать в коллективе здоровое общественное мнение. Как можно диагностировать, то есть определять зрелость общественного мнения учащихся? На помощь здесь приходит естественный эксперимент.
Например, школьники принимали участие в озеленении близлежащей дороги, но несколько ребят уклонились от активного участия в этой работе. И вот этот факт может служить своеобразным показателем того, насколько общественное мнение коллектива является здоровым и принципиальным. Если учащиеся в своей массе будут осуждать недобросовестный поступок одноклассников, можно говорить о наличии в коллективе здорового общественного мнения. Если же большинство класса будет отмалчиваться и не проявит стремления к преодолению подобных недостатков, это будет свидетельствовать о недостаточной зрелости общественного мнения.
Но как же формировать и развивать в коллективе здоровое общественное мнение? Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практической деятельности учащихся, которая охватывает учение, общественно полезную и культурно-массовую работу, труд и различные разъяснительные мероприятия: беседы, собрания учащихся, вечера и т.д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с активным участием школьников, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные события и явления в жизни школы (класса), давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демократизма.
В одной из сельских школ учащиеся 7-го класса шефствовали над участком школьного сада. Школьники добросовестно ухаживали за деревьями. Лишь один из них не проявлял должной старательности. Из-за него класс получил замечание от директора школы. Этот факт взволновал учащихся. Они выражали свое недовольство поведением одноклассника. На классном собрании речь шла о том, что один ученик может подвести весь коллектив. Общественное мнение явно было направлено на осуждение недобро-
совестного отношения к порученному делу. Это стало возможным благодаря тому, что основная масса семиклассников с большой ответственностью относилась к его выполнению. В этих условиях нерадивость одного вызвала осуждение со стороны всего класса.
Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль учкома и других органов самоуправления в формировании в коллективе дисциплинированности, принципиальности и взаимной требовательности среди учащихся.
Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С.Макаренко о педагогике "параллельного действия". Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально здоровая ячейка нашего общества.
9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio — передача). А.С.Макаренко подчеркивал1:
Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... - это школы, которые накопили традиции.
Большое значение в воспитании придавал традициям В.А.Сухомлинский.
В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как "День встречи первоклассников", "Последний
1Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 125.
звонок выпускникам школы", праздник "За честь школы", праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.
В одной из школ, например, зародился обычай, когда учащиеся отмечают окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе выпускники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. В классах многих школ складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать собрания, утренники и другие мероприятия. Широкое распространение получили традиции шефства старших классов над младшими.
Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказывает на последних большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, демократизма и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного времени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если они складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
366 ]
нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию доброжелательных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности своих членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М.Коротов).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чем обусловливается необходимость воспитания личности в кол лективе и через коллектив?
2. Определите сущность воспитательного коллектива и основные стадии его развития. Можно ли считать коллективами неформальные объединения, которые нередко существуют вне школы?
3. Раскройте структуру воспитательного коллектива в школе. Как нужно относиться к существованию в коллективе так называемых малых групп и неформальных лидеров?
4. Определите средства и методические основы воспитания учени ческого коллектива в школе.
5. Раскройте сущность и реализацию основных методических поло жений по организации и воспитанию ученического коллектива.
6. Объясните, как конкретно влияет коллектив на развитие и вос питание учащихся.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Гордин Л.Ю. Организация классного руководства. М., 1984.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.
Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.
Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.
Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Мн., 1972.
Глава 20 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по ведения личности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущ ность нравственности личности.
4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирова ния у них нравственных качеств.
1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности.В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, напри-
мер, за нарушение закона, опоздание на работу или за невыполнение соответствующих служебных инструкций. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.
Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, который вынужден был долго его ожидать, никаких санкций не бывает, знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание.
Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica — обычай, характер) — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации лич-
ности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственность не только оказывает решающее влияние на сформирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должна быть в центре ее воспитательной деятельности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский.
В трактате "Наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное из-
речение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на первый план выдвигал нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал1:
Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой:
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал2:
Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков, посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ... влияние нравственное составля-. ет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми,
1Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133. г Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 429, 431.
которые будут характеризоваться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.
Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?
Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет труду, родине, другим людям и т.д.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нрав- ственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих мо- ральных отношений:
— отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового
тия; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
— отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к националь ной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем стра нам и народам; культура межнациональных отношений;
- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
—отношения к общественному достоянию и матери альным ценностям: забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; ох рана природы;
—отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
—отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.
В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В.Гоголь, когда в свое время утверждал:
Развязать каждому руки, не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды, и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив (от лат. imperativus — повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.Макаренко большое значение придавал "поступку наедине с собой", или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля.
О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной самооценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках есть сильней-
шие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение, о чем пишет Чингиз Айтматов:
Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?
Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?
4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирования положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В про-
цессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.).
Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников.
В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потреб-ностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.
В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.
Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматриваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования коллективизма освещены в главе об организации воспитательного коллектива, последующие главы будут посвя-
щены воспитанию патриотизма и культуры межнацио-налъных отношений, добросовестного отношения к тру-ду, сознательной дисциплины и культуры поведения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Чем обусловливается большая важность нравственного воспита- ния как составной части всестороннего развития личности? 2. Приведите высказывания известных педагогов о значении нравственного воспитания.
3.Докажите, что мораль, или нравственность, представляет собой систему отношений личности к различным сторонам действительнос- ти. В чем состоит сущность нравственного воспитания?
4.Какого человека нужно считать нравственным? Что следует из этого для организации нравственного воспитания?
5. Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся.
6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.
Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М., 1979.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.
Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М., 1986.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.
Глава 21
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
1. Патриотизм и культура межнациональных от ношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития.
2. Сущность патриотизма и культуры межнаци ональных отношений, их содержание и внутренняя структура.
3. Развитие у учащихся потребностно-мотиваци- онной сферы, связанной с патриотизмом и культу рой межнациональных отношений.
4. Формирование у учащихся интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и куль туры межнациональных отношений.
5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры, межнацио нальных отношений.
6. Организация практической деятельности уча щихся по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.
1. Патриотизм и культура межнациональных отношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина счи-
* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.
тал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите1:
Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать.
А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины2:
Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убеж- ден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...
Белорусский революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864) подчеркивал, что патриотизм выступает в качестве могучего