Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств



Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо – и это опять-таки уже отмечалось во вступлении к этому разделу пособия – формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.

Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматриваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования коллективизма освещены в главе об организации воспитательного коллектива, последующие главы будут посвящены воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Литература для самостоятельной работы

Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. – М., 1979.

Богданова О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1988.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М., 1979.

Гавршювец К.В., Кашмирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск, 1988.

Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М., 1988.

Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. – М., 1986.

Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педагогика. – 1970. – № 7.

Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.

Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. – М., 1982.

Штольц X, Рудольф. Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. – М., 1986.

Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.