Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания



Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция[158].

В этом отношении большой интерес представляет высказывание ученого и просветителя, ректора Виленского университета Яна Снядецкого (1756-1830), который писал: «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующие людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие»[159]. Еще большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987/88 учебного года во всех основных школах (обычно 9 классов) Баварии введен предмет «Трудовое обучение». С учащимися проводится производственная практика в течение одной-двух недель, во время которой они занимаются производительным трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на котором организуется практика, сам присматривается к учащимся и, бывает, некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании, g частности, обращается внимание на следующие вопросы.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н. Толстой в свое время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Такую же мысль высказывал и К.Д. Ушинский.

«Кто, – писал он, – не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать»[160].

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и Ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»[161].

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, – отмечал А.С. Макаренко, – позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда»[162].

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, – писал он, – что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости»[163].

Наконец, труд как фактор воспитания, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»[164]. Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.