Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания



Как показано в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания в узком смысле. Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе пособия, в этом разделе необходимо обратиться к раскрытию теоретических проблем воспитания как специфического процесса развития и формирования личности. Понятие воспитание в русской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII в. В этом специфическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как «Генеральный план московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины XIX в. оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

Было, однако, время, когда некоторые ученые пытались утверждать, что поскольку обучение носит воспитывающий характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Указанная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С. Макаренко в лекции «Проблемы школьного советского воспитания» (1938) говорил: «У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания... Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое – методика воспитания и методика образования, – по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным»[114].

Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К. Крупская. Она отмечала, что обучение направляется главным образом на приобретение знаний и умение применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ школьников. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также профессор А.Ф. Протопопов. «Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание»,– писал он, – является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения»[115].

Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умения), но не хватает воспитанности (низкая культура отношений с людьми, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек как будто хорошо работает на производстве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжательство, отличается лицемерием и т.п. Как видим, обученность и воспитанность – это далеко не одно и то же.

А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье «О взрыве» он писал о том, что в педагогической работе «мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы»[116]. Поскольку же, как показано выше, отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, требует разработки и знания ее теоретических и методических основ.

Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

а) раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности, раскрытие специфики воспитания как педагогического процесса;

б) определение содержания воспитательной работы;

в) разработка методов воспитания;

г) исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.

Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Укажем на важнейшие из них.

Прежде всего нужно отметить, что несмотря на свою специфичность воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частности, указывал психолог Б.Г. Ананьев: «Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.

...Ни один из первоначальных этапов воспитания – умственного, нравственного и эстетического – не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий»[117].

Например, чтобы воспитывать добросовестное отношение к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяснить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, т.е. использовать приемы обучения.

Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, он содержит мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимает труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.

Нужно также иметь в виду, что обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогом, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые качества.

Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществляются. Как в системе учебной, так и в системе воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

Приведенные положения позволяют уяснить не только специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений. Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений.

Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают в себя:

– отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

– отношение к труду (трудолюбие);

– отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

– отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

– отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

а) формирование научного мировоззрения, социализацию личности;

б) нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

в) эстетическое формирование учащихся;

г) физическое развитие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.