Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блажен, иже и скоты милует



 

У нас на Руси есть добрый обычай, чтобы весной, когда люди целой деревней в первый раз выгоняют свой скот на пастбища, священник по церковному обряду благословлял и скот и хозяев его. В ризах, с крестом святым, со святою водою и с хоругвями, приходит он к собранному скоту и начинает служение. "Владыко Господи Боже наш, — так молится он: — Тебе молимся и Тебя просим якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови стадо скотов сих; и умножи, и укрепи, и сотвори их в тысячи, и избави их от всякого навета врагов, и воздуха смертного, и губительного недуга"... После такого моления все стадо окропляется святой водой, чтобы благодать Божья сошла на него и была тихим и живительным как роса, покровом хранителем его. Так заповедует провожать скот в поля и так учит обходиться с ним святая Церковь. Не бранить и не клясть свой скот должны мы, но, подобно святой Церкви, благодарить Бога и молиться за него: не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать от всего недоброго. На это есть прямая заповедь Божья. В Писании святом сказано: «не презри вола работающаго (молотяща), и: блажен, иже и скоты милует». Значит это: не обидь вола, который работает тебе, и счастлив тот человек, что милует животное. Скот — Божье творение, данное тебе в помощь и хранение. Всякий скот и всякая птица могут жить и без нас. Всякий видит, например, диких гусей, уток; есть также дикие быки, разные породы лошадиные; — они живут на приволье, в больших лесах, лугах, степях. Бог питает их и хранит, как и всякую тварь Свою на земле, а они живут и славят Творца своего: «хвалите Господа птицы пернатые, зверие и вси скоты», сказано так в Писании Святом (читай псалом 148). Но человек не может жить сам собой, без помощи скота. Как бы ты землю вспахал, сено свез с полей, отправил тяжести большие в далекую сторону и разные другие работы справил, если бы у тебя не было лошадей или волов? Кто бы тебе дал одежду теплую, если бы у тебя не было овцы? Посему Бог, пекущися о всем мире, дал нам в помощь тварь Свою: ты можешь работать ею, получать от нее всякую выгоду, употреблять даже в пищу, потому что и на это есть позволение Божье. Работай с ней, береги и милуй ее всячески, но не бранись на нее, не мори ее, не мучь, не обижай ничем. Она — не твоя, а Божья. Это — первое. — Второе: от скота тебе — великая выгода. С ним у тебя поле вспахано и засеяно в пору; хлеб, сено, собраны, когда следует; всякая тяжесть доставлена в свое место исправно и в пору; с ним у тебя хозяйство и имущество всякое растет и множится. А без скота подле дома и в доме у тебя — пусто, ты не хозяин называешься в деревне; у людей поле вспахано и засеяно, а у тебя оно сиротеет,— у людей хлеб, сено свезено, а у тебя гниет на поле под дождем; нужно тебе какую тяжесть свезти — ходи и кланяйся и плати — там, где другому ни гроша не стоит. Вот что значит скотина! И погляди ты еще вот на что: работая тебе все, что не под силу тебе, она не требует от тебя ни платы, ни одежды, ни обуви, ни пищи своей: солома, что остается у тебя от твоего хлеба, который сама же она свезла к тебе, под который сама же приготовила тебе поле, сено, также ею свезенное, — вот вся пища, вся плата, вся роскошь ее! А тебе, за то сено-солому, она доставит всегда и денег, и одежды, и обуви, и хлеба вдоволь. Значит, по правде и по совести чистой, должно быть так, чтобы ты как можно больше миловал свою скотину. — Наконец, третье: скоту не дал Бог ума-разума, какой дал нам — людям. Не знает, потому, скот той радости и того счастья, какое мы имеем со своим разумом. Но зато не знает он и неправды, какую у людей, с их умом, видим на каждом шагу. Хочется ему есть, — он ест, если видит что пред глазами. Заставят его работать, — работает, не понимая и не спрашивая, для чего он работает. Правят им, — он идет мерно, ровно, — погонят, — идет быстрее, не разумея, для чего нужно идти так или иначе, такой или другой дорогой. Посему этому нужно нам миловать свой скот, как малых детей своих. Не имеет он разума — будь ты для него разумом; приучай его к работе с толком и с терпением, как дитя свое учишь ходить и говорить, и животное будет у тебя смирное, исправное; обходись с ним всегда мирно, не стращай и не бей — оно будет у тебя тихое и послушное. Часто жалуются, что животное бывает с норовом. А откуда же у него норовы? Неразумный хозяин ни к чему не приучит его с толком, наваливает на него тяжести не по силам, кричит на него, бьет за всякую малость. Тварь неразумная, она не поймет, чего он криком своим и побоями хочет от нее, глядит на него, как на пугало какое; всякий раз ждет крику и побоев, — и вот она то упрется, то, после крепких ударов, понесет из всех сил... Станешь пуще бить — хуже выйдет; никто еще криками, бранью да побоями не исправил норовистого животного, а тихостью, терпением, да умением всегда исправляли. Жалуются еще, что скот бывает ленив. Опять, мы — в том ответчики, а не скот. Корми его в пору и вдоволь, да хорошим кормом; давай работы по силам, береги от холода и от непогоды, — и скот твой никогда не будет ленивым. Мало ли еще за что пеняют люди на неразумную тварь? Нерассудительный, неисправный и сердитый человек в каждом неразумии своем винит животное. А что сказать о тех небогобоязненных, которые бьют и мучат свой скот просто для потехи? — Нет, православные, всему такому не подобает быть: не должно бить и морить скота, а должно беречь и миловать его, обходиться с ним мирно и кротко. Такова заповедь Божия о скоте. Так, значит, и должны все делать. Делаешь так, исполняешь заповедь Божью — благо тебе, а не делаешь — не жди этого блага. Приглядись всяк кругом себя, и сам увидишь, что кто учит свою скотину мирно и терпеливо, кормит вдоволь, дает ей работы по силам, оберегает от холода и болезни, обходится с ней ласково и любовно — скотина у него здоровая, смирная, в работе крепка и исправна, наживает он с ней всякого добра. Приглядись же к тому, кто не милует своего скота, не оберегает его и не кормит, как следует: у того скот бегает со двора, бредет на чужое поле, наделает убытка людям — и хозяину за это не честь перед людьми. От тяжести непомерной, от страху и побоев, скотина слабеет, худеет, наживает болезни всякие. Отсюда, куда ни погляди, во всех деревнях наших, скотина все хилая, худая, слабая. И заглядываемся мы, если встретим где крепких и рослых волов или лошадей, и дивимся, как это другим попадается такое счастье? Думаем, что только далеко где-нибудь от нас, за морем водится оно. А счастье это само просится к нам в руки: корми свою скотину вдоволь, не изнуряй ее долгими работами и непомерными тяжестями, обходись с ней мирно, приучай ко всему терпеливо, защищай ее от холода и ненастья, — и счастье это будет в твоих руках. «Блажен, иже и скоты милует!» — Но вот еще что, друзья мои. В жизни так водится: украл раз иголку, другой раз нитку, шапку, там еще что иное, и станешь скоро вором на все руки. Так и тут: кто ни во что ставит напрасно побить и помучить неразумную тварь, тот мало-помалу, привыкает делать то же и в своей семье, и со всяким человеком, — растет у такого человека нетерпение, и ни за что ни про что он побьет сына, дочь, жену, или другого кого, побранится и поссорится там, где можно обойтись одним добрым словом. Тот, кто бранит и клянет животное, делается сам неспокойным, сердитым, все не по нем, все будто недостает чего для него. И сколько раз случается, что рассердится человек на коня, и побьет сына или жену, поссорится с приятелем! Вот беда, от которой да сохранит Господь всех людей! Увидишь, что иной и бьет и мучит свою скотину, подойди, попроси и убеди его не делать этого, расскажи, как можно и без этого обойтись, наставь, научи его в приятельской беседе, как нужно беречь скота. Да благословит Бог каждого на доброе, христианское дело!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.