(духовно-нравственное чтение для народа, публикуемое в конце 19 века) № 1-50 (1)
1. Истинный счастливец. 2
Как найти счастье?. 4
2. Пир веры. Христос воскресе! 4
3. Добрые советы о памяти смертной. 5
4. Троицын день. 7
5. Успение Пресвятой Богородицы.. 8
Грозный час. 9
6. Божественный пример молитвы за врагов. 10
Грозный пример Суда Божия над ненавистником.. 10
Признак истинного смирения. 11
7. Что нужно для спасения?. 11
Слово грешника к Магдалине, плачущей у ног Христовых. 11
Ответ Магдалины.. 12
И малые грехи – не малость. 12
8. Десять горьких гроздов пьянства. 12
9. Матерь милосердия. 14
Страж неусыпный. 15
10. Милость за милость. 15
О втором пришествии Христовом.. 16
11. «Иди, и ты твори такожде». 17
Для чего положено повторять «Господи, помилуй» по несколько раз?. 18
12. «Завтра приду!». 18
Горящая свеча. 19
13. Толкование на «Господи, помилуй». 19
14. Мудрые советы родителям.. 21
15. Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига. 22
Посещение Троицкой обители великим князем Димитрием Ивановичем пред выступлением в поход против ордынского царя Мамая. 22
Посланцы преподобного Сергия приносят великому князю Димитрию Ивановичу утешительную грамотку и просфору от великого старца. 24
Единоборство схимника Александра Пересвета с татарином-богатырем и молитвенная помощь преподобного Сергия в час битвы.. 24
Великий князь Димитрий Иванович снова посещает обитель Пресвятыя Троицы для воздаяния в ней благодарения Господу Богу за победу. 25
16. Детская молитва. 26
Какие книги полезно читать?. 27
17. И за скорби Бога благодари. 28
18. Смирением побеждай вражду. 29
19. «Не судите, да не судимы будите». 30
20. Не одна вера и не одни добрые дела нужны для спасения, - но вера, свидетельствуемая добрыми делами, совершаемыми во смирении. 32
21. Преображение Господне. 33
О благословении новых плодов в день Преображения. 34
22. Справедливо ли мнение, будто в деле нашего спасения чему быть, того не минуешь?. 35
Предадим себя в волю Божию.. 36
Молитва святителя Димитрия Ростовского. 36
23. Святейшие минуты Божественной Литургии. 36
24. «Аще хочеши внити в живот, соблюди заповеди». 38
25. Как лучше провести праздничный день?. 39
Кто праздники почитает, того Бог благословляет. 40
26. Странноприимство пустынника. 40
Власть человека над животными. 41
27. Доброе слово земледельцу. 42
28. Крестное знамение. 43
29. Богом цари царствуют. 45
Государь и государство. 46
30. Дорогие жемчужины.. 46
31. Изложение псалма «Помилуй мя, Боже». 49
32. Не завидуй, и зависть незлобием побеждай. 51
33. Не спорь с Богом.. 52
34. Ангел – Хранитель. 54
Кто ваш загробный покровитель. 54
35. Почему иногда молимся и не получаем просимого. 55
36. Дивное ведение. 56
Избранники Божии. 57
37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 58
Как Святая Церковь встречает праздник Рождества Христова. 59
Вертеп и ясли. 60
38. Богоявление Господне. 60
Священнодействия Церкви над водою.. 61
39. Что такое смерть и сколь полезно памятование о ней?. 62
40. Что такое масленица?. 65
41. Благовещение Пресвятой Деве Марии. 66
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородице. 67
42. В чем состоит истинное покаяние. 68
43. Скорби. 69
1. От чего и для чего скорби?. 69
2. Как принимать скорби?. 71
3. Где искать утешение в скорбях?. 72
44. Душе моя, восстании! 72
«Что спиши?». 73
45. «Постящеся телеснее, постимся и духовне». 74
Колокольный звон в Великий Пост. 74
Действие поста на змей. 75
46. Изложение молитвы святого Ефрема Сирина. 75
47. Вход Господень в Иерусалим.. 77
Чему учит нас верба?. 77
48. Плач на погребение Христово. 78
49. Вечер. Вечернее славословие Творцу. 79
Сущность вечерних молитв. 80
50. Утро. Утреннее славословие Творцу. 81
Сущность утренних молитв. 81
Почему богослужение в Православной Церкви совершается более всего утром?. 82
Истинный счастливец
«Господи, научи ны молитися! Егда молитеся, глаголите: "Отче наш, Иже на небесех!.. да будет воля Твоя!" (Лк. 11; 1-2)
Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к небу. Однажды, когда он, проникнутый сим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из келлии к притвору церковному. "Там, — говорил голос, — найдешь ты человека, которого ищешь".
Вышел учитель и нашел у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком рубище. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие: "Добрый день тебе, старец!"
А старец отвечал: "Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым".
Учитель остановился и, как бы исправляя свое первое приветствие, примолвил: "Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье".
А старец отвечал: "Я несчастливым никогда не бывал".
Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил: "Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен".
— А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал, — сказал старец.
Тогда учитель, полагая, что старец многоречив, и желая испытать его ум, сказал: "Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь".
— Я ни в чем не нуждаюсь и имею все, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия.
— Да спасет же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мирские блага. Однако скажи мне, неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть, несправедливы слова Иова: «человек рожден от жены малолетен» (Иов. 14; 1), и жизнь его наполнена бедами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий.
— Точно так, как я сказал тебе, — возразил старец, — когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, — что я никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что имею, мне Бог дал, за то благодарю, а счастье мое в том и состоит, что я не желаю счастья. Боязнь счастья и несчастья опасна только тому, кто их боится; но я не забочусь о счастии и никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, «ведущего вся, ихже требуем» (Мф. 6; 8). Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды? Также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною? Равно хвалю Его, потому что знаю, что все это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом все, приятное и противное, сладкое и горькое, принимаю радостно, как от руки доброго Отца, желаю только того, чего желает Бог, и потому все случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всем на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна, она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, — ее никто. Я стараюсь совершенно ее держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего Он не желает; а потому и не считаю себя нисколько несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласую с волею Божией, так что у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог.
— По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Скажи же мне: так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно было послать тебя в ад?
— Богу послать меня в ад? — воскликнул старец, — но знай, что у меня два рамена дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлучным: одно рамо — мое глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами я так бы крепко обнял Бога, что куда бы не был Им послан, туда бы и Его повлек с собою, и, конечно, для меня приятнее было бы быть вне небес с Богом, нежели в небе без Него.
Удивился учитель ответам старца и понял, что кратчайший путь к Богу — быть во всем согласным с Его волей. Желая однако еще более испытать старцеву премудрость, столь сокровенную в худой храмине его тела, он спросил его: "Откуда ты пришел сюда?".
— От Бога, — отвечал старец.
— Где же ты нашел Бога?
— Там, где оставил все мирское.
— А где оставил ты Бога?
— В чистоте мыслей и доброй совести.
— Кто ты сам? — спросил учитель.
— Кто бы я ни был, — отвечал старец, — но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что по истине не променялся бы им на богатства всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь.
— Следовательно, и ты царь; где же твое царство?
—Там, — отвечал старец, указывая на небо, — тот царь, кому это царство возвещено несомненными чертами.
— Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость? — спросил наконец учитель.
— Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании, и молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, — всегда забочусь об одном, чтобы крепко быть соединену с Богом, а соединение с Богом и согласие с Его волею всему научает.
Так учитель, научившись беседой с нищим и преподавши ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившего «сие от мудрых и разумных и открыл то» убогому старцу, младенчествующему злобою (Мф. 11; 25).
(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
Как найти счастье?
Чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым. — Стяжи любовь, чтобы стяжать себе возможное на земле счастье. — На сем свете истинно счастлив только тот, кто счастья не желает, а несчастия не боится. — За счастьем ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем. — Счастье помогает тому, кто сам себе помогает умом и трудом. — Ищи счастья в собственном твоем сердце: если там его нет, то и нигде не найдешь. Злые люди, несмотря на свою веселость, внутренно, в душе своей, лишены того мира и спокойствия, каким наслаждаются одни праведные и благочестивые. «Несть радоватися нечестивым, рече Господь Бог» (Ис.57; 21). «Мир мног» только «любящим закон» Господа (Пс. 118; 165).
Так приглашает Святая Церковь устами Златословесного учителя к празднованию светлого Христова Воскресения. И с какой радостью православные стекаются в храмы Божии на сие приглашение! И дряхлые старцы, и малые дети, не говоря уже о прочих, все спешат на сей чудный пир веры, все с трепетным сердцем ждут — не дождутся наступления торжественной минуты, когда звон праздничного колокола возвестит начало торжества. Между тем, храм наполняется благоуханием фимиама в знамение обильного излияния на нас благодати Божией чрез Воскресение Христово. В самую полночь загудел, наконец, и колокол. Смолкли скорбные песнопения Великой Субботы. Еще немного — и во глубине святого алтаря, будто на небе, слышится умилительно протяжное пение священнослужителей: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси...» Все слышнее и слышнее льются священные звуки, священнослужители в белых блистающих облачениях вышли из алтаря, точно Ангелы с неба, и купно со всем собором верующих исходят из храма, со святыми иконами, с возженными свечами в руках в знамение духовного веселия и радости, и, повторяя ту же священную песнь, обходят вокруг храма. Это шествие знаменует раннее течение святых Мироносиц ко Гробу Спасителя.
Шествие останавливается у западных дверей храма — в воспоминание того, что и святые Мироносицы получили первое благовестие о воскресении Господа у дверей Гроба Его. Здесь, вне храма, как бы вслух всего мира, всей твари, после славословия Святой Троицы из уст священнослужителя, точно из уст Ангела Благовестника, впервые раздается всерадостное: «Христос воскресе из мертвых...» Сердце затрепетало от восторга, слезы покатились из глаз... Священнослужитель осеняет Крестом врата храма, и — они отверзаются; с восторженной песнью Воскресения верующие из тьмы ночной вступают в благоухающий фимиамом, блистающий бесчисленными огнями храм, подобно тому, как древние праотцы, изведенные Спасителем из тьмы и сени смертной, ликуя входили в рай, отверстый для них силою Креста Христова.
После великой ектении тотчас же начинается пение Пасхального канона, который есть творение великого псалмопевца Новозаветной Церкви, святого Иоанна Дамаскина. Кто не знает этого чудного канона? У кого не исторгал он сладостных слез умиления, духовного восторга? Вдохновенный певец обтекает весь мир — видимый и невидимый, небо и землю, и самую преисподнюю, всех, все и повсюду призывая к торжеству и радости!
Все Пасхальное Богослужение Православной Церкви до такой степени проникнуто величием и светлым торжеством, что верующая душа, забывая все земное, уносится умом и сердцем на небо, и вся воинствующая на земле Церковь на сие время как бы преображается в торжествующую на Небеси, сливаясь с ней, последней, в славословии Воскресшего Спасителя. Даже псалмы Давидовы, составляющие непременную часть каждого богослужения нашей Церкви, и сии псалмы (кроме хвалитного), как песнопения более или менее покаянные, вовсе отменяются. — Среди неумолкающих песнопений во славу Воскревшего Господа священнослужители с Крестом, возженною свечой и кадилом обходят всю церковь, приветствуя всех радостных: «Христос воскресе!»
В конце утрени вся церковь представляет святое зрелище единения и торжества взаимной любви всех сынов Отца Небесного. Священнослужители, изображая собою Небесную Церковь, а миряне — земную, начинают все взаимно приветствовать друг друга братским целованием и сладостными словами: «Христос воскресе — воистину воскресе!» При сем православные дарят друг другу красные яйца по примеру святой Марии Магдалины, которая предстала императору Тиверию в Риме с красным яйцом и начала проповедь о Христе словами: «Христос воскресе!» Яйцо, как знамение возрождения, окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение Кровью Спасителя.
После всеобщего целования читается вдохновенное слово Златоуста и утреня оканчивается. Часы Пасхи составлены также из песнопений, и каждая песнь гласит о победе Христа над смертью и адом.
На литургии Евангелие читается всеми священнослужителями, повторяемое по частям в разных частях храма, а где можно, например, в монастырях и соборных церквах, то и на нескольких языках, причем бывает особый звон на каждой статье. Сим изображается благовестие всему миру о Воскресении Господа. На вечерне Евангелие читает настоятель, обратясь лицом к народу, дабы тем яснее напомнить явление Господа ученикам Своим в вечер первого дня по воскресении, о чем и повествуется в читаемом тогда Евангелии.
Другие особенности праздника Пасхи:
1) Во святом алтаре или в храме, на особом столе полагается хлеб, именуемый «артос» (слово греческое и значит "хлеб"), с изображением Креста или образа Воскресения Христова; сей хлеб носится в крестных ходах, а в монастырях и в трапезу, во всю Светлую Седмицу и раздается верующим в субботу. Он изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения, и ту часть хлеба, которую святые апостолы оставляли в честь Господа Иисуса за трапезою после Его Вознесения на небо. Артос должно вкушать прежде обычного ядения, как хлеб священный, но не более; а посему те, которые почитают вкушение его равным Причащению Пречистых Таин Христовых, много согрешают, ибо никакой хлеб и ничто вообще не может заменить Животворящего Тела и Крови Христовой.
2) Царские врата и другие двери во святой алтарь во всю Светлую Седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением для всех открыл вход в Царство Небесное.
3) Во всю Светлую Седмицу бывает целодневный звон, знаменующий торжество Церкви, празднующей во славу Победителя ада и смерти.
4) На все время от Пасхи до Троицына дня церковные правила воспрещают коленопреклонения и земные поклоны, как неприличные празднованию Воскресения Христова. (Правило 20-е I Вселенского Собора).
5) Святая Плащаница остается в алтаре, на святом престоле, до дня Вознесения в знамение того, что Господь по Своем Воскресении еще 40 дней пребывал на земле.
Добрые советы о памяти смертной
Молодые люди нередко путешествуют в чужие страны, чтобы там изучать разные науки. Люди мудрые называют память смертную особою наукой, а, стало быть, чтобы познать эту науку, стоит побывать и в чужих краях, поучиться у мудрых людей. Пойдем же, братие, не телом, а умом в чужие страны, за море, перенесемся мыслию от нынешних времен в века давно минувшие. Ведь также переносился и Давид, когда говорил: «помыслих дни первым, лета вечная помянух» (Пс. 76; 6), то есть: привел я себе на память времена давно минувшие, пророчески воззрел и на те, что после меня будут, ибо мыслию можно скоро переноситься и в прошедшее, и в будущее... Итак, пойдем в страны дальние, во времена глубокой древности. Вот один из семи греческих мудрецов, знаменитый философ Солон в Афинах, на дверях капища написал крупными буквами: "Познай себя самого". — Для чего ты, философ, написал это на дверях вашего капища? — "А для того, — говорит, — что сюда каждый день приходит множество народа: пусть же каждый входящий в сии двери читает это ежедневно, а какой смысл в этих словах и чему они научают, сам рассмотри и угадай. Как же это рассудить? — Да предложи своему уму такие вопросы: кто ты? откуда? и куда идешь? кто ты, человек бренный, тленный, немощной, подверженный всяким болезням, злым случайностям, всяким бедам и всякому несчастию? откуда ты? из персти земной создан, от похоти плотской зачат, от болезней матерних рожден... Куда ты идешь? — Во гроб... И нет ни для кого — ни для царя, ни для князя, ни для богача, ни для нищего, ни для ученого, ни для невежды, — нет иного конца, кроме гроба, а во гробе — тление, черви, смрад, гной, персть, а затем и совершенное уничтожение. Итак, каждый познавай сам себя". Не худо учение сего философа, можно похвалить его. Получив пользу в Афинах, идем далее.
В Дельфах один знатный человек, Зенон, вопрошает немого идола Апполона: как бы вести получше жизнь? Глупый и спрашивает у глупого. Какое наставление, что за совет от бездушного идола? Однако повелением Божиим и камень издает голос, и идол говорит. Заговорил и тот идол. Что же сказал? Он отвечал Зенону так: "Спроси у мертвых...". Видно камень, вопреки своей природе, проговорил сие чудесным образом по повелению Божию, в поучение людям, а проговорил он полезное слово: "Спроси у мертвых", — как будто говоря: если хочешь вести хорошо свою жизнь, попроси полезного совета и мудрого наставления у мертвых; у них спроси, они тебя научат, только пожелай слушать их. Но ты скажешь: как мертвец может поучать живого, когда он бездушен и безгласен, язык у него нем и уста неподвижны? Поистине научит, молча скажет, оставаясь немым, возгласит, не двигая устами и языком, будет говорить. Что же он скажет? Он будет говорить не словом, а делом, не речью, но указанием на самые вещи. Итак, послушаем, что говорят нам мертвецы: "О люди! что теперь вы, то и мы были некогда; что теперь мы, то и вы скоро будете. Вы теперь живете в довольстве, едите, пьете, утешаетесь удовольствиями мира сего, — и мы так жили, а теперь вот в тесных гробах... Куда девалась пища? где питие? где веселие и всякое мирское наслаждение? не лишились ли мы всего этого? так и вы скоро будете их лишены. И мы когда-то были живыми людьми, подобными вам, и вы будете мертвецами, подобными нам".
И в книге Премудрости Соломоновой мертвецы говорят нам: "Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло, как тень и как молва быстротечная, как корабль, идущий по волнам, за которым не остается следа, или как птица, пролетающая по воздуху и не оставляющая никакого знака своего пути; или как стрела, пущенная в цель; так и мы родились и умерли " (Прем. 5; 8-13). Когда же мертвецы говорят нам так, то будем спрашивать у них обо всем. Придет ли кому греховное вожделение плотской нечистоты? — спросись у мертвых, и именно у содомлян, горящих в неугасаемом огне, — что они тебе скажут? — "Если хочешь придти в это огненное место, мучиться с нами вечно, то иди, делай, что тебе хочется". Если явится желание роскошно пировать каждый день, пить, есть, — спросись у мертвых., а именно, у того богача, который «во аде возведе очи свои, сый в муках», просит одной капли воды на язык свой от Лазарева перста, и не получает (Лк. 16; 23). Захочешь ли преследовать и обвинять невинных? — спросись у того фараона, который преследовал неповинно людей Божиих и утонул в море, а ныне утопает в геенне. Вздумаешь ли восстать против своих начальников, устроить против них заговор? — посоветуйся с Дафаном и Авироном, восставшими на Моисея и Аарона и поглощенными землею. Захочешь ли завидовать беззаконным? — спросись у жены Лотовой, оглянувшейся на Содом и превратившейся в соляной столб. Захочешь ли похитить принадлежащее Церкви? — спросись Илиодора, казнохранителя сирийского царя Селевка, который пришел было в Иерусалим — ограбить церкви, и был наказан руками Ангелов. Если захочешь величаться, надмеваясь гордостью, спросись у оного Ирода, о котором писано в Деяниях Апостольских, что он высокомерно, с большой гордостью воссел пред всем народом, «и внезапу порази его Ангел Господень, зоне не даде славы Богу, и быв червьми изъяден — издше» (Деян. 12; 23). Придет ли мысль положиться на свое богатство, — посоветуйся с тем Евангельским богачом, который говорил душе своей: «душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждъ, пий, веселися. Рече же ему Бог: безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси кому будут» (Лк. 12; 9-20). Захочешь ли вообще сделать что-либо греховное, злое, прогневляющее Бога? — Итак, спрашивайся мертвецов и будешь умен, научишься от них благоразумию, получишь уроки мудрости.
Из Греции идем в Египет. Здесь царь Птоломей дает пир. Носят блюда с кушаньями на царскую трапезу очень роскошные. Что говорить! он — царь: дивиться нечему. Но вот что заслуживает удивления: несут одно большое блюдо, а на нем лежит мертвая голова, без тела, без волос, без кожи, как есть один только череп. На что это? Неужели есть? Но кто же будет есть обнаженную кость, да еще человека давно умершего? Но вот ставят голову пред самым царем, а один из стольников громко говорит ему: "Смотри, царь: и ты таким же будешь!" Царь, взглянув на кость, вздохнул и смирился мыслью. Потом царь, забывшись, веселился, и вот опять один из слуг, указывая ему на ту же голову, говорит: "Смотри, царь, и ты таков будешь!" И опять царь вздохнул, и опять смирился в мысли, и свое веселье растворял таким образом памятью смертной. Вот любомудрие! Вот прекрасная философия — память смертная! Спрашивался и он у мертвых, что ему делать, как вести свою жизнь.
Возвращаясь из Египта, пойдем по этой пустыне, чрез которую Моисей вел из Египта народ Израильский. Перенесемся мысленно в те древние времена и посмотрим на стан еврейский. Вот евреи расположились вокруг скинии свидения — своей походной церкви, и Аарон закалает в жертву тельца. Кровь тельца собирают в сосуд, а мясо сжигают в пепел, этот пепел также собирают и растворяют водой; потом Аарон кропит кровью и водой с пеплом каждого израильтянина. Кровь, конечно, служит прообразом Крови Христовой, очищающей нас от грехов. А пепел что же означает? Толковники говорят, что он напоминал евреям слова Господа, Адаму сказанные: «земля еси и в землю отыдеши». Обратим же на это внимание, — животворящая Кровь Христова, конечно, может очистить нас от грехов, но только тогда, когда мы будем помнить о своей смерти... Многие причащаются Тела и Крови Христовой, а живут неисправно. Почему? Да потому, что о смерти не помышляют, не поучаются памяти смертной, не хотят знать этой полезной науки!
(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
Троицын день
«...се, Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24; 49).
«Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век» (Ин. 14; 16).
«...егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину... Той свидетельствует о Мне... Той вы научит всему и воспомянет вам вся, Яже рех вам» (Ин. 16; 13. 15; 26. 14; 26).
В десятый день по Вознесении Господнем или в пятидесятый по Его Воскресении Святая Церковь светло празднует Сошествие Святаго Духа на апостолов. День Пятидесятницы праздновала и Ветхозаветная Церковь, воспоминая великие события на Синае, которые совершились в 50-й день после исхода евреев из Египта. Тогда Господь чрез Моисея дал народу Своему закон; теперь, в сей же день Пятидесятницы, ниспослал Своим возлюбленным ученикам благодать Всесвятаго Духа. Вот как повествует о сем событии благоглаголивый евангелист Лука: "При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе (по преданию, в Сионской горнице, в доме Иоанна Богослова, где совершена была и Тайная Вечеря. Они не отлучались из Иерусалима, ожидая исполнения обетования Вознесшагося Господа о ниспослании им Утешителя). И внезапно, — продолжает священный повествователь, — сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать". В это время в Иерусалиме было много иудеев, собравшихся на праздник не только из Палестины, но и из других, даже самых отдаленных стран. И вот, когда сделался этот шум, то сбежалось множество народа, и все пришли в смятение, потому что каждый услыхал свое наречие. Тут были и парфяне, и мидяне, и другие обитатели дальнего Востока, тут были и жители Рима, и других областей запада, были из Малой Азии — с севера, и из Аравии и Египта — с юга. И все они изумлялись и дивились, и с недоумением спрашивали друг друга: "Не все ли, которые говорят здесь — галилеяне? Как же мы слышим, что они проповедуют великие дела Божии не на своем галилейском, а на наших природных наречиях? Что бы это значило?"
Действительно, с апостолами произошла чудная перемена: до сего времени робкие рыбари галилейские, не понимавшие многих тайн учения Христова, теперь, исполнившись благодати Святого Духа, они соделались учителями вселенной, получили дерзновение проповедать пред царями и народами достопоклоняемое Имя Христово и с непобедимым мужеством, исполненным несомненного упования, положили за Него души свои. О силе и действии их проповеди на сердца слушателей можно судить уже потому, что в самый день сошествия на них Утешителя Духа, после проповеди апостола Петра, крестилось до 3000, а чрез несколько дней, после исцеления хромого от рождения, еще до 5000 человек! Столь могущественно было действие благодати Всесвятого Духа, излившейся ныне на апостолов, а чрез них и на всю Церковь Христианскую!
Сей праздник называется днем Святыя Троицы, потому что в празднуемом событии открылась слава всех Трех Лиц Триипостасного Божества. Господь обещал ученикам Своим: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14; 16). Итак: Отец благоволил послать, Сыне исходатайствовал у Отца сие благоволение, а Дух Святый нисшел на апостолов, как равный Отцу и Сыну, как Бог Самовластный. Праздник продолжается два дня; в первый день празднуется самое событие, а на другой день прославляется Виновник события — Дух Святый. А потому сей день называется «днем Святаго Духа».
Праздник Святой Троицы есть один из наиболее любимых и почитаемых православными. К этому празднику в наших пределах природа вполне оживляется после зимнего сна: поля и леса покрываются свежей зеленью, на лугах появляются столь давно желанные первенцы лета — цветы, в воздухе разливается благоухание цветущей весны и слышится веселая песнь пернатых певцов. Природа как бы нарочито украшается во все свое убранство, приготовляясь к достойному сретению сего праздника в честь Всеоживотворяющего и Обновляющего Духа-Утешителя, и православные христиане Ему посвящают начатки обновляющейся и расцветающей природы. Посему-то в праздник Святой Троицы издревле существует знаменательный обычай украшать не только храмы, но и свои жилища, и даже могилы усопших древесными ветвями, устилать помост церковный свежей душистой травою, присутствовать при Богослужении с благоухающими цветами. Этот обычай заимствован от Ветхозаветной Церкви, в которой в праздник Пятидесятницы синагоги (т.е. места молитвенных собраний у евреев) и дома были украшаемы ветвями дерев, травою и цветами. Так, без сомнения, в день Пятидесятницы была украшена и Сионская горница, где Дух Святый сошел на апостолов . Обычай этот напоминает нам явление Святыя Троицы Аврааму под дубом Мамврийским в виде Трех Странников (как издревле и приняла Православная Церковь изображать на иконе Три Лица Пресвятыя Троицы) и побуждает нас подражать страннолюбию патриарха. Кроме того, ожившие после зимы зеленые ветви говорят нам о нашем воскресении после смертного упокоения и о райском блаженстве в сенях небесных. А благоухающие цветы, приносимые в храм Божий молящимися, служат образом многоразличных даров благодати Всесвятаго Духа, соделывающего христианина благоуханием Христовым, ибо украшающие христианина добродетели, подобно благовонным цветам, привлекают к нему сердца человеческие.
Другие особенности этого праздника:
1) На вечерне читается семь умилительных молитв святого Василия Великого, разделенных в честь Пресвятыя Троицы на три части; в них Святая Церковь испрашивает нам благодать Святого Духа, усопшим братиям нашим ослабу и упокоение, а дабы эти молитвы приносимы были верными более бодренным умом и чистым сердцем, и дабы не оскорбить испрашиваемой благодати Всевышнего Утешителя преждевременным ядением, а вместе соблюсти и правило церковное, воспрещающее поститься в день воскресный, — по этим причинам и самая вечерня соединяется в сей день с литургией ("Воскресные чтения" 1843—1844 гг. С. 83).
2) При чтении этих трогательных молитв Святая Церковь впервые после Великого Поста повелевает чадам своим преклонить колена пред Господом. Известно, что церковные правила воспрещают коленопреклонения и земные поклоны, как неприличные празднованию Воскресения Христова, на все время от Пасхи до Пятидесятницы, а равно и во все воскресные дни в году (Правило 20-е I Вселенского Собора).
3) Подобно Светлой Неделе, во всю седмицу после праздника Святыя Троицы бывает разрешение на всякую пищу.
4) Со дня Святыя Троицы при богослужении начинают читать молитву в честь Святаго Духа: «Царю Небесный…», а на литургии петь: «Видехом свет истинный...», которые не употребляются со Страстной Седмицы до сего дня.