Слова ваши: "Кажется, я немножко чувствую невозможность спастись от дел моих, почему возлагаю надежду на Бога и на тех из братии, коим дана область чадами Божиими быти чрез веру", — подали мне повод с вами побеседовать. Из сих малых строк заметно нечто, колеблющее ум ваш и наводящее вам смущение. Хотя я, по скудости в делах и словах, и должен бы был внимать себе, но по любви к ближнему и из сожаления к вам предпринимаю предложить вам малое рассуждение о сем предмете, — не от моего скудного разума, но уповая на Бога разума и Господа, дающего слово и бессловесным к пользе людей Своих, — от Слова Его и от писания Богодухновенных Отцев, кои после деятельной жизни оставили нам в руководство свое учение.
Вера есть основание всех благих, и «без веры невозможно угодити» Господу (Евр. 11; 6); она же есть и дар Божий. Господь, по Воскресении Своем, посылая святых Апостолов на проповедь, повелел: «...шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16; 15,46). И паки: «...шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28; 19. 20). И святый апостол Иаков учит: «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? егда может вера спасти его?.. Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Хощеши ли разу мети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть? Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник?.. Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?.. Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?.. И яко же бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2; 14, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 26).
А святой апостол Павел говорит: «Имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша» (1 Тим. 1; 19). И паки: «Имуще таинство веры в чистый совести» (1 Тим. 3; 9). Довольно сего к утверждению, что ко спасению нашему нужна не одна вера, но и дела. Слово же святого апостола Павла: «От дел закона не оправдится пред Ним всяка плоть» (Рим. 3; 20), — относится к ветхозаконным обрядовым делам, а не к новоблагодатным заповедям. Оное же мудрование, — что оправдание приобретается только одною верою без дел, — есть лютеранское, не православное, которого наша Церковь не приемлет. Кто в оном убежден, что не нужны дела, а одна вера, тот и не печется о делах, а чрез сие может впасть в большие заблуждения, противные истине, и отпасть от веры; равно и на дела свои кто надеется, хотя и при вере, — заблуждается. Чадами же Божиими, коим дана область быти таковыми чрез веру во имя Его (Ин. 1; 12), разумеются все верующие и принявшие крещение, о чем удостоверяет святой Иоанн Златоустый в первой беседе о покаянии, говоря о блудном сыне: "Итак, сын сей носит на себе образ по крещении падших. А что он по крещении падших означает, явно есть от того, что нарицается сыном; без крещения же никто не может сыном называтися. Итак, чрез все сие состояние верных нам назнаменуется". Следовательно, хотя мы и грешны, но все чрез веру и крещение чадами Божиими по благодати нарицаемся.
По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная в нем благодать и по мере успеяния в заповедях умножается; преступая же заповеди, покаянием опять восстанавливаем и приобретаем ее. А все сие действуется чрез веру и к делам покаяния без нее не приступили бы; везде вера и дела! Вы "немножко чувствуете невозможность спастись от дел своих", — немножко, а все еще не совсем отлагаете надежду на них; похоже, что прежде и много на них надеялись, а это опять вредно, — думать делами своими заслужить спасение, нам его доставили заслуги Спасителя. Должно делать, но не полагать на дела надежду. Когда ж мы думаем делами заслужить, показывается этим наше самонадеяние; тогда и не подает Господь нам силы к исполнению добродетелей, но паче попускает в нас укрепиться страстям, чтобы мы познали свою немощь и смирились пред Богом, помня заповедь Божию: «аще и сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17; 10). Прочтите в "Добротолюбии" у св. Марка Подвижника, в главах о мнящихся от дел оправдаться (1; 2-7,11-24), и увидите, как согласуются вера и дела. Я полагаю, что вы, видя необходимость в делах к снисканию спасения и желая исполнить их, но не видя в себе достижения сей цели, а лишь еще большее побеждение разными страстями, смущаетесь и недоумеваете, что делать? Конечно, возложение надежды на Бога и на молитвы благоугождающих Ему много может вспомоществовать в деле нашего спасения; но в смущении при поползновениях душевных видно, что происходит оное от духовной гордости.
Вам довольно известно, что хотящие благоугождать Богу и ищущие спасения имеют сопротивляющихся сему невидимых врагов, как и пишет о том святой апостол Петр: «супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» (1 Пет. 5; 8). А святый апостол Павел: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6; 12). С такими-то борцами вступая в борьбу, надобно на них и оружие крепкое иметь, а оно есть, со всеми известными, — смирение, которому никак не могут они сопротивиться, а без него сражаясь с ними самонадеянно и гордо, всегда бываем побеждаемы. Для того-то Господь попускает нам и падать, чтоб смирились, к чему прилично написанное в 58-м слове святого Исаака Сирина: "Поползнуться на что-либо греховное — обнаруживает естественную немощь, потому что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, — сие полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях — нагло и безстыдно". Еще прочтите у него же слово 7-е и 46-е, и у святого Иоанна Карпафийского в главах (в IV части "Добротолюбия") найдете довольно для себя укрепления. Святые Отцы, прошедшие опытом, показывают нам, какие бывают борения от врага, противящегося исполнению воли Божией, и дабы не придти в отчаяние, ежели случится поползновение, укрепляют и к вере, и делам покаяния восстанавливают. «Сердца сокрушенна и смиренна Бог ни уничижит» (Пс. 50; 19), и паки: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренным духом спасет» (Пс. 33; 19). Написал вам от многого малое; ежели ощутите пользу, воздайте хвалу Богу, и сами, прочитывая отеческие деятельные учения, познавайте в них истинный разум и правое рассуждение; и при свете веры и помощи Божией тецыте, подвигом добрым подвизаясь, в надежде на милосердие Божие, и Он управит путь ваш к преднамеренной цели — спасению души.
(Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария)
Преображение Господне
Незадолго до страданий Своих Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву, а ученики Его, сев отдохнуть, от утомления заснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа, и осязательно ученикам Его открылась Слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались так белы, как на земле белильщик выбелить не может: они побелели, как снег, — заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде, но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились и апостолы и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! если хочешь, поставим здесь три сени, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Чего собственно хотел Петр, он и сам не мог дать себе отчета: в таком они были смятенном состоянии духа! Но когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их. Они почувствовали страх, когда оно окружило их. И исшел из облака глас: "Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Услышав этот голос, ученики еще более испугались и пали на лица свои. Но Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: "Встаньте и не бойтесь". И тотчас посмотревши, они никого уже не видели с собою, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос приказал им никому не сказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Так Господь Иисус показал ученикам Своим Славу Своего Божества, приготовляя их к тому, чтобы, увидев Его страждущего и поруганного, они не поколебались в вере и уразумели, что Его страдания — вольные, что Он есть воистину Отчее Сияние (служба праздника Преображения).
(Из "Священной истории" протоиерея М. Богословского)