Каждый из участников в центре листа рисует круг и в нем пишет свое имя. Во все стороны, как от Солнца, рисуют «лучи» и подписывают их, отвечая на вопросы: «Мой любимый цвет, музыка, животное ..», «У меня лучше всего получается...», «Я мечтаю о...» и т.д. В конце обсуждаются результаты, подчеркивается, как многое сближает людей и в тоже время делает их индивидуальными.
Упражнение «Слепой поводырь». Цель:
— Развитие чувствительности, межличностного доверия, умения чувствовать другого.
Группа разбирается на пары. Одному человеку из пары завязывают таза. «Поводыри» должны взять за руки своих подопечных — «слепых». После этого дастся задание
— Познакомить «слепых» с комнатой, в которой находится группа, т.е. свободно поводить их по комнате;
— не просто поводить, а максимально сориентировать «слепых» в комнате, сделать доступными для них все ключевые объекты, с которыми они могут столкнуться или каким-либо образом взаимодействовать (дверь, окно, стол, и ад.)
— не ориентировать, а предлагать вещи для опознания — «Что это такое?», «Кто это такой?»
После этого участники меняются местами. Во второй раз задания необходимо усложнить. После проведения упражнения проводиться обсуждение.
Упражнение «Испорченный видеомагнитофон». Цель:
— формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
— выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Участники сидят в кругу. Дается задание — передать эмоционально»; состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что передавал. Зачастую бывает, что начинают передавать состояние удивление, возвращают гнев и г д. Начинающий передавать состояние отмечает, кто из группы наиболее достоверно его воспринял, а где произошел сбой
Упражнение «Зеркало». Цель:
— Повышение внутригруппового доверия в сплоченности членов группы.
Участники разбиваются на пары. По сигналу ведущего тот, играет роль «зеркала», должен синхронно повторять движения напарника. Выигрывает та пара, которая действовала наиболее слаженно.
— Дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям.
Упражнение «Круг обратной связи», Цель:
Получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями Ведущий предлагает участникам по кругу высказать своего мнения по следующим темам:
Чувство — основная единица анализа межличностных отношений. Когда мы говорим и своем отношении к другому человеку, мы, прежде всего, имеем ввиду эмоции и чувства, которые он в нас вызывает. Это могут быть любовь, преданность, ненависть, зависть, возмущение. Переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, способны разрушить, укрепит, изменить отношения.
Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства проявляются позже, чем собственно эмоции. Будут человека, эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Не случайно говорят об эмоционально-чувственной стороне общения.
Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Именно, по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек. Как можно утверждать, что ваш знакомый влюблен, если он отрицает эта? Только наблюдая за его реакциями и поведением.
В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а так называемые двусторонние чувства. Можно себе представить, чтобы двое или более людей могли взаимодействовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2005 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).
Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Вместе с тем отягощенная наследственность детей, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей.
Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения.
В целях обеспечения фактического равенства при поступлении в учебные учреждения в рамках количества мест приема, финансируемых из федерального бюджета, выделяется определенное количество мест для целевого приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются вне конкурса.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.
Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.
Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.
Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
При предоставлении обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.