Содержание деятельности учреждений для детей-сирот на современном этапе
На современном этапе развития общества содержание деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой. По-новому посмотреть на проблемы детских домов позволяет социальная педагогика. Понятием «социальный» (от лат. socialis — общий, общественный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. Социальная .педагогика особо выделяет в процессе воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.
Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. И. С. Кон, говоря о социализации в ранней юности, называет родительскую семью одним из ведущих институтов. Воздействие семьи, по мнению французского психолога Г. Тарда, оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему для жизни в обществе. Однако кризисные явления в семейной жизни современной России (нестабильность социально-экономического положения, рост тревожности и агрессивности, проявление насилия по отношению к детям и т. д.) приводят к тому, что дети становятся, по определению А. В. Мудрика, жертвами социализации. Таким образом, если ребенок воспитывается и развивается вне семьи, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам необходимо в детском доме (22, с. 21).
Деятельность детского дома — социально значимый, целенаправленный процесс, осуществляемый субъектами, входящими в состав, структуру конкретного учреждения. По мнению М. А. Галагузовой, Л. Я. Олиференко и др., деятельность, направленная на социальную защиту, социализацию ребенка и способствующая решению индивидуальных проблем конкретного ребенка, является социально-педагогической деятельностью. Педагогический компонент в социально-педагогической деятельности детских домов «играет доминирующую роль и включает: личностно ориентированный подход, охватывающий всю духовную сферу ребенка, его проблемы на протяжении различных этапов и форм социализации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодолении». Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности в детских домах постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта. Социально-педагогическая деятельность характеризуется особым значением диагностической работы, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему педагогической поддержки, сотрудничеством между ребенком и взрослым, взаимодействием с социальным окружением. При разработке новых организационных форм, содержания социально-педагогической деятельности учитывался начавшийся процесс формирования новых социальных установок, смены представлений о социальной политике в целом.
Цель социально-педагогической деятельности детского дома — социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по труду и физической культуре, администрация детского дома. Ребенок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом деятельности. Объектом воздействия на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект-субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребенка в совместную жизнь в обществе.
Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказание им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создание благоприятных условий проживания и развития детей. Структура социально-педагогической деятельности представлена на рисунке 1.
Исходя из цели и задач социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, в ходе экспериментальной работы определены и проверены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.
Рис. 1. Структура социально-педагогической деятельности
Социальное направление проистекает из социального статуса ребенка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребенка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог детского дома, приюта и т. д. определяет социальный статус ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребенок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального развития ребенка используется диагностическая карта определения развития навыков социальной компетенции. Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или подростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.
Следующим важным аспектом работы в этом направлении является социально-правовая защита несовершеннолетних, воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т. д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родственников чувства ответственности за ребенка, находящегося в детском доме или приюте. Реализация данного направления социально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспитанников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктурами и социальных навыков. Особо выделим такие виды социально-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (выполнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, формах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.). В период интенсивной подготовки к выпуску целесообразно проводить специально организованные занятия по пособию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подобран материал, содержащий практические советы, извлечения из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника. Социальное направление; деятельности детских домов предусматривает также связь с пыпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения пост-интернатной адаптации.
Педагогическое направление деятельности детских домов и других подобных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников осуществляется школой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции (воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон — как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке. относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя и воспитателя.
Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единства педагогического воздействия формируется в процессе проведения совместных научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д.), совместно разрабатывают индивидуальные планы для. воспитанников, имеющих значительные пробелы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, приюте, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями. Обучение воспитанников детских домов совместно с деть-; ми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. В работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и, призывов, воздержание от излишней назидательности, ограничение отрицательных эмоционально-словесных воздействий, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, через активное взаимодействие с окружающим миром, через приобщение к различным видам деятельности — познавательной, трудовой, художественной, духовной, ценностью ориентированной, физкультурно-оздоровительной, общественной и др.
Наибольшую трудность для воспитателей представляет определение мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции. Значительное место отводится организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. При реализации педагогического направления деятельности в детских домах определенное значение приобретает организация первичных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что группа в детских домах должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрастных групп подтвердил на практике и обосновал теоретически А. С. Макаренко. Он писал: «Если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больших усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект». Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, учителей, психолога и социального педагога дают возможность верно определить пути педагогического воздействия как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый дневник, который ведет воспитатель. Ведение дневника — обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.
Социально-психологическое направление в работе детских домов, приютов, школ-интернатов и т. д. вызвано тем, что, как показали научные исследования и практика, дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Проведенный в первой главе анализ психологических особенностей детей-сирот закономерно ставит вопрос о возможности снятия последствий психологической депривации или сглаживания, коррекции их. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психологическая служба или педагог-психолог. К основным направлениям деятельности педагога-психолога в детском доме относятся:
• психологическая диагностика, включающая углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме и подобных учреждениях, определение индивидуальных особенностей воспитанников. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников;
• психологическая профилактика, направленная на предупреждение проявлений дезадаптации воспитанников, разработку конкретных рекомендаций воспитателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
• психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности;
• психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
• консультативная деятельность, направленная на оказание помощи детям, педагогическим работникам посредством психологического консультирования. Медико-социальное направление деятельности детских домов обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Российская педагогическая энциклопедия (1993) определяет здоровье детей как «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Таким образом, «здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье — состояние телесного, душевного и социального благополучия». Тем самым данное определение указывает на недопустимость «узкого» истолкования понятия здоровья как чисто медицинской (а тем более соматической) категории и явно обращает внимание на интегративный характер этого понятия. Основными задачами социально-медицинского аспекта социально-педагогической деятельности являются: диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка; оказание первичной медицинской помощи непосредственно в детском доме, приюте или другом подобном учреждении; проведение углубленных медицинских осмотров; организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больницы; осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевременное прохождение сотрудниками профилактических осмотров); проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания. Функциональные обязанности медицинских работников, обеспечивающих медицинское обслуживание детей, сформулированы достаточно четко в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающие в детский дом, приют, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индивидуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоровья находится в сфере деятельности педагогов, медиков, психологов и социальных педагогов.
Гимнастика, подвижные игры на воздухе, спортивные праздники, занятия в тренажерном зале, спортивные секции
Закаливание
•
«Сухое» плавание в бассейне, закаливание воздухом, солнцем, водой (циркулярный душ, ванны с травами, бассейн)
Массаж
Использование «солевых дорожек», обтирание тела махровым полотенцем после водных процедур -
Фитокафе
Использование настоев трав в виде коктейлей: успокаивающий сбор, тонизирующий сбор и др.
Факторы окружающей среды
Прогулки в лесу, купание в открытом бассейне, солнечные ванны, «тропа здоровья»
Питание
Создание системы рационального питания, витаминизация
Режим
Создание оптимальных условий оздоровления, развивающей среды, введение психокоррекционных пауз, динамических пауз, минуток
Коррекционно-развивающее направление деятельности детских домов взаимосвязано со всеми описанными ранее направлениями.
Как уже отмечалось, в детских домах и подобных учреждениях сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психического развития, социально-педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в детский дом, отставание в развитии речи и др. Поэтому вся деятельность в детском доме имеет коррекционную направленность.
Коррекция в современной педагогике рассматривается как педагогическое воздействие на личность ребенка в целом. Коррекционно-развивающее направление деятельности предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей коррекцию проблем воспитания. При поступлении ребенок диагностируется всеми специалистами детского дома, приюта, школы-интерната: педиатром, психологом, логопедом, воспитателем, социальным педагогом. При необходимости ребенок направляется на обследование к невропатологу, психиатру или другому специалисту. Многие хронические заболевания и другая патология выявляются впервые в процессе расширенного обследования. В ходе диагностирования производится оценка физического и психического здоровья, уровня интеллектуального развития.
Вся коррекционно-развивающая работа строится в двух основных направлениях: организация жизни в детском учреждении и специальные мероприятия, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Психологи, уделяющие основное внимание изучению поведения ребенка в определенных условиях, как правило, подчеркивают, что «не множественность воспитательных воздействий сама по себе, а содержание этих воздействий, правильная организация заботы о ребенке, всей среды обитания определяют результаты воспитания». Компенсировать то, чего лишен ребенок без семьи, полностью нельзя, но можно создать развивающую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически наиболее верные условия для взаимодействия ребенка со взрослым и психологического его сопровождения. Созданию развивающей среды способствует наличие у ребенка любимого уголка, любимого предмета (игрушка, книга, другой предмет), которым распоряжается только он. Самые доверительные беседы ведутся на основе принципа «глаза в глаза». В каждой группе-семье создается свой интерьер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наличие развивающей предметно-игровой среды в условиях детского дома или подобного учреждения способствует общению с ребенком через игровые предметы-посредники и является основой для профилактики его психического здоровья.
Таблица 2
Направления и формы коррекционной работы
Направления
Формы
Коррекция речи
Логопедические занятия, коррекционно-диаг-
ностические игры, логоритмика, театральная
Психологическая коррекция
Занятия с психологом, музыкотерапия, психогимнастика, изотерапия, ритмика, изостудия, психодрама, театральная студия, аутотренинг
Коррекция зрения
Занятия «по восьмерке», профилактика нарушений зрения, экологические сюжетные панно, дидактические игры
Воспитательные часы, психодрама, кружки, студии, секции, подсобное хозяйство
Коррекция обучения
Программа обучения для детей с ЗПР, коррек-ционные часы, факультативы
Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми определены следующие показатели развития воспитанников:
· физическое здоровье (степень физического развития, моторных функций, наличие или отсутствие хронических заболеваний,„степень выраженности, стадия, частота рецидивов, длительность, наличие или отсутствие неврологических заболеваний, частота простудных заболеваний в течение года, а также совокупность всех этих факторов);
· развитие речи (нарушение звукопроизношения, словарный запас, грамматический строй речи, способность к словообразованию).
На основе этих показателей были определены категории детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Это дети, имеющие: отдельные трудности в усвоении учебных программ; трудности в адаптации в детском коллективе, которые обусловлены недостаточным учетом их индивидуальных особенностей; ослабленное здоровье; нарушения развития эмоционально-волевой сферы. При разработке программ индивидуальной коррекционной работы для каждой группы детей в основу следует положить коррекцию психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Итак, наиболее важными аспектами коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детских домов являются: своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их в ПМПК; составление совместных с медиками, педагогами, психологами рекомендаций по коррекции трудностей школьного обучения; коррекционная работа в специальных группах; формирование навыков общения; ранняя социально-бытовая адаптация детей. В процессе коррекционно-развивающей работы специалисты стремятся: сделать любую работу или занятие привлекательными; отношения строить на доброжелательной и дружелюбной основе; любой успех переживать как радость; давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка. Большое значение для исправления различных проблем детей-сирот имеют занятия спортом, плаванием, искусством (лепка, рисование, пение в хоре, танцы, занятия музыкой) и т. д. Выставки детского творчества, вернисажи детских работ, концертные программы, театрализованные представления и т. д. проводятся как творческие отчеты детей, вызывают познавательный интерес и служат эффективным воспитательным средством.
Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома или подобного учреждения является опекуном (попечителем) воспитанников и представляет интересы ребенка в правозащитных и административных органах; во-вторых, тем, что детский дом, приют осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в-третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом или приют на временное проживание, что позволяет сохранять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Патронатное воспитание в России является аналогом широко распространенной в мире формы воспитания ребенка в фостеровских семьях. Термин «патронатное воспитание» принят в России с 1943 г. и означает помещение ребенка в семью родителя-воспитателя на основе договора и при неполной передаче родительских прав. Мы рассматриваем следующий порядок передачи ребенка из детского дома или приюта в патронатную семью.
• Отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям.
• Предварительная подготовка родителей-воспитателей включает принципы патронатного воспитания, взаимодействие членов «команды», особенности поведения и общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию жизни в семье. Она затрагивает проблемы, с которыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем.
Регулярный тренинг родителей-воспитателей в процессе работы и помощь со стороны психолога, социального педагога, инспектора местного органа опеки и попечительства. Составление индивидуального плана развития ребенка на время пребывания в семье. В разработке плана участвуют патронатные родители-воспитатели, администрация детского дома или приюта, психолог, социальный педагог и воспитанник. Индивидуальный план развития ребенка включает в себя следующие разделы: здоровье; эмоционально-психологические нужды; поведение; общение; образование; кровная семья; внешкольные занятия; приобретение навыков самостоятельной жизни; рекомендации после выпуска. Каждый воспитанник патронатной семьи знаком со своим планом.
Наблюдение и контроль за условиями содержания и воспитания детей в семье.
• Консультативная помощь патронатным воспитанникам, индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам, что способствует более пристальному вниманию к детям и аналитическому отношению к ситуациям, требующим осмотрительности в принятии решений и совета психолога со стороны патронатного воспитателя.
• Подведение итогов.
Наблюдения за развитием ребенка и оценка результативности проводимой работы осуществляется регулярно социальным педагогом детского дома, приюта или уполномоченной службой. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, то есть распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка. Детский дом № 19 г. Москвы первым в России организовал патронатное воспитание в современных условиях. За пять лет работы через него прошло около 160 детей, из которых 104 устроены в патронатные семьи. В ходе эксперимента отрабатывалась модель учреждения, являющегося уполномоченным представителем органа опеки и попечительства, предоставляющего патронатное воспитание. В отличие от традиционных детских домов все. направляемые в это учреждение дети помещаются в семьи. Министерство образования Российской Федерации инициировало подписание договоров с администрациями ряда областей, в которых с помощью американских и английских коллег реализуются проекты по патронатному воспитанию-