Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Содержание деятельности учреждений для детей-сирот на современном этапе

На современном этапе развития общества содержание дея­тельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической про­блемой. По-новому посмотреть на проблемы детских домов позволяет социальная педагогика. Понятием «социальный» (от лат. socialis — общий, общественный), как известно, объединя­ется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различ­ными формами их общения и взаимодействия. Социальная .педагогика особо выделяет в процессе воспитания и образова­ния те аспекты и явления, которые связаны с включением ре­бенка в совместную жизнь в обществе.

Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. И. С. Кон, говоря о соци­ализации в ранней юности, называет родительскую семью од­ним из ведущих институтов. Воздействие семьи, по мнению французского психолога Г. Тарда, оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные зна­ния, приобретает определенные ценности, необходимые ему для жизни в обществе. Однако кризисные явления в семейной жиз­ни современной России (нестабильность социально-экономиче­ского положения, рост тревожности и агрессивности, проявление насилия по отношению к детям и т. д.) приводят к тому, что дети становятся, по определению А. В. Мудрика, жертвами соци­ализации. Таким образом, если ребенок воспитывается и разви­вается вне семьи, то ввести его в мир взрослого общества, на­учить жить по общим законам необходимо в детском доме (22, с. 21).

Деятельность детского дома — социально значимый, целенаправленный процесс, осуществляемый субъек­тами, входящими в состав, структуру конкретного учреждения. По мнению М. А. Галагузовой, Л. Я. Олиференко и др., дея­тельность, направленная на социальную защиту, социализацию ребенка и способствующая решению индивидуальных проблем конкретного ребенка, является социально-педагогической дея­тельностью. Педагогический компонент в социально-педагоги­ческой деятельности детских домов «играет доминирующую роль и включает: личностно ориентированный подход, охваты­вающий всю духовную сферу ребенка, его проблемы на протя­жении различных этапов и форм социализации, поведение, по­мощь в кризисных ситуациях и их преодолении». Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности в дет­ских домах постоянна в силу наличия у воспитанников широко­го спектра социальных, медицинских, психологических, педаго­гических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта. Социально-педагогическая деятельность характеризуется особым значением диагностической работы, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему педагогической поддержки, сотрудничеством между ребенком и взрослым, взаимодействием с социальным окружением. При разработке новых организационных форм, содержания социаль­но-педагогической деятельности учитывался начавшийся про­цесс формирования новых социальных установок, смены пред­ставлений о социальной политике в целом.

Цель социально-педагогической деятельности детского дома — социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации. В качестве субъектов этой деятельности выступает кол­лектив воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по труду и физической куль­туре, администрация детского дома. Ребенок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом деятельности. Объек­том воздействия на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная дей­ствовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятель­ности через субъект-субъектные отношения в условиях педа­гогического сотрудничества способствует включению ребенка в совместную жизнь в обществе.

Основными задачами социально-педагогической деятельно­сти учреждений для детей-сирот являются: обеспечение соци­альной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказание им помощи в получении образования; формирование у воспитан­ников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создание благопри­ятных условий проживания и развития детей. Структура соци­ально-педагогической деятельности представлена на рисунке 1.

Исходя из цели и задач социально-педагогической деятель­ности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, основываясь на изучении опыта работы та­ких учреждений в России и за рубежом, в ходе эксперимен­тальной работы определены и проверены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, соци­ально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.

Рис. 1. Структура соци­ально-педагогической деятельности

Социальное направление проистекает из социального ста­туса ребенка. Эта работа начинается с первых часов помещения ребенка в детский дом. В ходе изучения документов, бесед, те­стирования социальный педагог детского дома, приюта и т. д. определяет социальный статус ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит решить, выясняет, что умеет делать ребенок, в чем затрудняется. Для выявления уровня социального раз­вития ребенка используется диагностическая карта определе­ния развития навыков социальной компетенции. Диагности­ческое исследование начинается с первичного интервьюирова­ния ребенка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать со­чувственный отклик, выразить понимание сложности ситуа­ции, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ре­бенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка или под­ростка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлече­ний; отношение ребенка или подростка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Следующим важным аспектом работы в этом направле­нии является социально-правовая защита несовершеннолетних, воспитанников: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; отслеживание поступлений денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т. д.) на лицевые счета детей, а также розыск родителей, род­ственников, братьев, сестер воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений, формирование у родствен­ников чувства ответственности за ребенка, находящегося в дет­ском доме или приюте. Реализация данного направления соци­ально-педагогической деятельности предполагает формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; знакомство с правами и обязанностями воспи­танников; профилактику правонарушений, вредных привычек; формирование умений пользоваться разными инфраструктура­ми и социальных навыков. Особо выделим такие виды социаль­но-педагогической деятельности, как подготовка воспитанников к семейной жизни, их профессиональное самоопределение (вы­полнение любого вида деятельности по самообслуживанию; мотивация трудовой деятельности; беседы о профессиях, фор­мах получения профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, тестирование на выявление профессиональных склонностей, трудоустройство и т. д.). В период интенсивной подготовки к выпуску целесооб­разно проводить специально организованные занятия по посо­бию «Выпускнику образовательного учреждения», в котором подобран материал, содержащий практические советы, извлече­ния из нормативных документов. В этот же период каждый выпускник имеет куратора-наставника. Социальное направле­ние; деятельности детских домов предусматривает также связь с пыпускниками в течение трех лет. В качестве посредника между ними могут выступать различные учреждения пост-интернатной адаптации.

Педагогическое направление деятельности детских домов и других подобных учреждений включает несколько взаимосвязанных аспектов. Реализация учебных программ и общеоб­разовательная подготовка воспитанников осуществляется шко­лой. Продолжением учебного процесса в школе является организация и проведение самоподготовки воспитанников. Функции (воспитателя заключаются в том, чтобы: закрепить у воспитанников приобретенные в школе знания; расширить их диапазон — как в сфере теории, так и практики; закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить куль­туру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке. относиться с уважением к сосредоточенности своих товари­щей и не обращаться к ним во время работы с праздными воп­росами); помочь воспитанникам правильно пользоваться учеб­ными пособиями, справочниками, каталогами; научить их соблю­дать режим выполнения самостоятельных учебных занятий, начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку; научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать труд­ные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого пред­мета начинать подготовку задания); научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибе­гая к помощи учителя и воспитателя.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогические коллективы обычных школ и детских домов едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности (единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками, уровень требований к ребенку и подростку, преемственность между учебным и воспитательным процессами). Единства педагогического воздействия формируется в процессе проведе­ния совместных научно-практических конференций, специаль­ных семинаров, методических совещаний. Воспитатели вместе с педагогами школ планируют различные мероприятия (групповые, классные соревнования, лекции, предметные вечера и т. д.), совместно разрабатывают индивидуальные планы для. воспитанников, имеющих значительные пробелы в знаниях. Учителя раз в месяц посещают занятия по самоподготовке в детском доме, приюте, школе-интернате, оказывая помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, кото­рый прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями. Обучение воспитанников детских домов совместно с деть-; ми, растущими в семье, несомненно, способствует расширению их социальных контактов с внешним миром. В работе воспита­теля приоритет отдается приемам опосредованного педагоги­ческого воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и, призывов, воздержание от излишней назидательности, ограни­чение отрицательных эмоционально-словесных воздействий, совместный поиск истины, развитие через создание воспитыва­ющих ситуаций, через активное взаимодействие с окружающим миром, через приобщение к различным видам деятельности — познавательной, трудовой, художественной, духовной, ценностью ориентированной, физкультурно-оздоровительной, общественной и др.

Наибольшую трудность для воспитателей представляет определение мотивов отклоняющегося поведения воспитанников и поиск пути его коррекции. Значительное место отводится организации детского самоуп­равления и досуговой деятельности воспитанников. При реа­лизации педагогического направления деятельности в детских домах определенное значение приобретает организация первич­ных детских коллективов. Педагогической наукой доказано, что группа в детских домах должна комплектоваться по принципу объединения детей разных возрастов. Разумность разновозрас­тных групп подтвердил на практике и обосновал теоретически А. С. Макаренко. Он писал: «Если у меня составлен коллек­тив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует боль­ших усилий от отдельных его членов, и старших, и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следова­тельно, и дает больший воспитательный эффект». Сопоставле­ние и тщательный анализ совместных наблюдений воспитате­лей, учителей, психолога и социального педагога дают возмож­ность верно определить пути педагогического воздействия как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом. Систематическое наблюдение за развитием ребен­ка требует постоянных записей в особый дневник, который ве­дет воспитатель. Ведение дневника — обязательное условие планирования работы воспитателя в группе.

Социально-психологическое направление в работе детс­ких домов, приютов, школ-интернатов и т. д. вызвано тем, что, как показали научные исследования и практика, дети, лишен­ные родительского попечения, имеют немало отклонений в пси­хическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в само­сознании. Проведенный в первой главе анализ психологических особенностей детей-сирот закономерно ставит вопрос о возмож­ности снятия последствий психологической депривации или сглаживания, коррекции их. Психологическое обеспечение в учреждении, консультативную и профилактическую работу с детьми и педагогическими работниками осуществляет психо­логическая служба или педагог-психолог. К основным направ­лениям деятельности педагога-психолога в детском доме от­носятся:

• психологическая диагностика, включающая углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на про­тяжении всего периода пребывания в детском доме и подобных учреждениях, определение индивидуальных особен­ностей воспитанников. Психологическая диагностика про­водится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников;

• психологическая профилактика, направленная на предуп­реждение проявлений дезадаптации воспитанников, разра­ботку конкретных рекомендаций воспитателям по оказа­нию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

• психологическая коррекция, предусматривающая активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности;

• психологическое просвещение воспитанников, их педагогов, руководителей образовательного учреждения, создание ус­ловий для полноценного личностного развития и самоопре­деления воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных наруше­ний в становлении личности и развитии интеллекта;

• консультативная деятельность, направленная на оказа­ние помощи детям, педагогическим работникам посред­ством психологического консультирования. Медико-социальное направление деятельности детских до­мов обусловлено состоянием здоровья детей, воспитывающихся в них. Российская педагогическая энциклопедия (1993) опреде­ляет здоровье детей как «состояние организма, характеризующе­еся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутстви­ем каких-либо болезненных изменений». Таким образом, «здо­ровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье — состояние телесного, душевного и социального благополучия». Тем самым данное определение указывает на недопустимость «узкого» истолкования понятия здоровья как чисто медицинской (а тем более сомати­ческой) категории и явно обращает внимание на интегративный характер этого понятия. Основными задачами социально-меди­цинского аспекта социально-педагогической деятельности яв­ляются: диагностика отклонений в состоянии здоровья и разви­тия ребенка; оказание первичной медицинской помощи непос­редственно в детском доме, приюте или другом подобном учреждении; проведение углубленных медицинских осмотров; организация квалифицированной специализированной помощи воспитанникам в условиях стационара, поликлиники, больни­цы; осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режи­мов (состояние помещений детского учреждения, контроль за их уборкой, профилактика инфекционных заболеваний, своевремен­ное прохождение сотрудниками профилактических осмотров); проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, контроль за качеством питания. Функциональные обязанности медицинс­ких работников, обеспечивающих медицинское обслуживание детей, сформулированы достаточно четко в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей.

Кроме специально организованной медицинской помощи, необходимо создание общего здорового климата жизни детей в детском доме: соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон, создание доброжелательной обстановки, занятия на свежем воздухе, спортивно-оздоровительные мероприятия). Все вновь поступающие в детский дом, приют, школу-интернат дети должны проходить углубленный медицинский осмотр, выявляется их физическое и соматическое состояние, индиви­дуально для каждого ребенка разрабатывается план оздоровле­ния, который осуществляется медицинскими работниками и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения. Решение проблемы сохранения и развития здоро­вья находится в сфере деятельности педагогов, медиков, психо­логов и социальных педагогов.


Таблица 1

Направления и формы оздоровительной работы

Направления Формы
Гигиенические процедуры Умывание, чистка зубов, полоскание рта, горла, купание
Физкультурные занятия Гимнастика, подвижные игры на воздухе, спортивные праздники, занятия в тренажерном зале, спортивные секции
Закаливание • «Сухое» плавание в бассейне, закаливание воз­духом, солнцем, водой (циркулярный душ, ван­ны с травами, бассейн)
Массаж Использование «солевых дорожек», обтирание тела махровым полотенцем после водных процедур -
Фитокафе Использование настоев трав в виде коктейлей: успокаивающий сбор, тонизирующий сбор и др.
Факторы окружающей среды Прогулки в лесу, купание в открытом бассейне, солнечные ванны, «тропа здоровья»
Питание Создание системы рационального питания, ви­таминизация
Режим Создание оптимальных условий оздоровления, развивающей среды, введение психокоррекционных пауз, динамических пауз, минуток

 

Коррекционно-развивающее направление деятельности детских домов взаимосвязано со всеми описанными ранее на­правлениями.

Как уже отмечалось, в детских домах и подобных учрежде­ниях сконцентрированы дети, имеющие различные проблемы развития: ослабленное физическое здоровье, задержки психи­ческого развития, социально-педагогическую запущенность, девиантное поведение до поступления в детский дом, отставание в развитии речи и др. Поэтому вся деятельность в детском доме имеет коррекционную направленность.

Коррекция в современной педагогике рассматривается как педагогическое воздействие на личность ребенка в целом. Коррекционно-развивающее направление деятельности предполага­ет комплексную диагностику проблем ребенка в динамике разви­тия, составление индивидуальной программы, включающей кор­рекцию проблем воспитания. При поступлении ребенок диагностируется всеми специалистами детского дома, приюта, школы-интерната: педиатром, психологом, логопедом, воспитате­лем, социальным педагогом. При необходимости ребенок направ­ляется на обследование к невропатологу, психиатру или другому специалисту. Многие хронические заболевания и другая патоло­гия выявляются впервые в процессе расширенного обследова­ния. В ходе диагностирования производится оценка физического и психического здоровья, уровня интеллектуального развития.

Вся коррекционно-развивающая работа строится в двух ос­новных направлениях: организация жизни в детском учрежде­нии и специальные мероприятия, в зависимости от индивиду­альных потребностей ребенка. Психологи, уделяющие основное внимание изучению поведения ребенка в определенных услови­ях, как правило, подчеркивают, что «не множественность воспитательных воздействий сама по себе, а содержание этих воздействий, правильная организация заботы о ребенке, всей среды оби­тания определяют результаты воспитания». Компенсировать то, чего лишен ребенок без семьи, полностью нельзя, но можно со­здать развивающую предметно-игровую среду, которая поможет найти психологически наиболее верные условия для взаимодей­ствия ребенка со взрослым и психологического его сопровожде­ния. Созданию развивающей среды способствует наличие у ре­бенка любимого уголка, любимого предмета (игрушка, книга, дру­гой предмет), которым распоряжается только он. Самые доверительные беседы ведутся на основе принципа «глаза в гла­за». В каждой группе-семье создается свой интерьер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наличие развивающей предметно-игровой среды в условиях детского дома или подобного учреждения способствует общению с ребенком через игровые предметы-посредники и является основой для профилактики его психического здоровья.


Таблица 2

Направления и формы коррекционной работы

Направления Формы
Коррекция речи Логопедические занятия, коррекционно-диаг-
  ностические игры, логоритмика, театральная
Психологическая коррекция Занятия с психологом, музыкотерапия, психо­гимнастика, изотерапия, ритмика, изостудия, психодрама, театральная студия, аутотренинг
Коррекция зрения Занятия «по восьмерке», профилактика нару­шений зрения, экологические сюжетные пан­но, дидактические игры
Двигательная коррекция Лечебная физкультура, ритмика, спортивные праздники, прогулки, «тропа здоровья»
Коррекция здоровья Лечебная физкультура, физиолечение, физ­культминутки
Коррекция поведения Воспитательные часы, психодрама, кружки, студии, секции, подсобное хозяйство
Коррекция обучения Программа обучения для детей с ЗПР, коррек-ционные часы, факультативы

 

Для осуществления индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми определены следующие показатели развития воспитанников:

· физическое здоровье (степень физического развития, мо­торных функций, наличие или отсутствие хронических заболеваний,„степень выраженности, стадия, частота ре­цидивов, длительность, наличие или отсутствие невроло­гических заболеваний, частота простудных заболеваний в течение года, а также совокупность всех этих факто­ров);

· психическое здоровье (уровень психического развития);

· невротические проявления (энурез, заикание, нервные тики, астма, ночные кошмары, дезорганизация деятельности, степень выраженности проявлений: частота, длительность и тяжесть);

· социальная дезадаптация (агрессия, замкнутость, наруше­ние речевого общения, незнание норм поведения, отсутствие I навыков самообслуживания, воровство, отсутствие игровых навыков);

· школьная дезадаптация (школьная мотивация, несформированность познавательных интересов, уровень знаний, уме­ний, навыков);

· развитие речи (нарушение звукопроизношения, словарный запас, грамматический строй речи, способность к словообра­зованию).

На основе этих показателей были определены категории детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Это дети, имеющие: отдельные трудности в усвоении учебных про­грамм; трудности в адаптации в детском коллективе, которые обусловлены недостаточным учетом их индивидуальных осо­бенностей; ослабленное здоровье; нарушения развития эмоцио­нально-волевой сферы. При разработке программ индивидуальной коррекционной работы для каждой группы детей в основу следует положить коррекцию психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование самооценки, навыков адекватно­го общения со сверстниками и взрослыми в окружающем со­циуме. Итак, наиболее важными аспектами коррекционно-разви­вающей работы с воспитанниками детских домов являются: своевременное первичное выявление детей с различными от­клонениями и нарушениями психического развития, направле­ние их в ПМПК; составление совместных с медиками, педаго­гами, психологами рекомендаций по коррекции трудностей школьного обучения; коррекционная работа в специальных группах; формирование навыков общения; ранняя социально-бытовая адаптация детей. В процессе коррекционно-развиваю­щей работы специалисты стремятся: сделать любую работу или занятие привлекательными; отношения строить на доброжела­тельной и дружелюбной основе; любой успех переживать как радость; давать положительную эмоциональную оценку любо­му достижению ребенка. Большое значение для исправления различных проблем детей-сирот имеют занятия спортом, плаванием, искусством (лепка, рисование, пение в хоре, танцы, занятия музыкой) и т. д. Выставки детского творчества, вернисажи детских работ, кон­цертные программы, театрализованные представления и т. д. проводятся как творческие отчеты детей, вызывают познава­тельный интерес и служат эффективным воспитательным средством.

Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома или подобного учреждения является опекуном (попечителем) воспитанни­ков и представляет интересы ребенка в правозащитных и ад­министративных органах; во-вторых, тем, что детский дом, приют осуществляет патронат над детьми, переданными на воспитание в семью; в-третьих, наметившейся тенденцией увеличения численности детей, переданных в детский дом или приют на временное проживание, что позволяет сохра­нять и корректировать отношения между ребенком и семьей. Патронатное воспитание в России является аналогом широко распространенной в мире формы воспитания ребенка в фостеровских семьях. Термин «патронатное воспитание» принят в России с 1943 г. и означает помещение ребенка в семью роди­теля-воспитателя на основе договора и при неполной переда­че родительских прав. Мы рассматриваем следующий поря­док передачи ребенка из детского дома или приюта в патронатную семью.

• Отбор родителей-воспитателей на основе их соответствия моральным и профессиональным требованиям.

• Предварительная подготовка родителей-воспитателей вклю­чает принципы патронатного воспитания, взаимодействие членов «команды», особенности поведения и общения де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орга­низацию жизни в семье. Она затрагивает проблемы, с кото­рыми им придется столкнуться в своей работе, знакомит с приемами решения этих проблем.

Регулярный тренинг родителей-воспитателей в процессе ра­боты и помощь со стороны психолога, социального педагога, инспектора местного органа опеки и попечительства. Составление индивидуального плана развития ребенка на время пребывания в семье. В разработке плана участвуют патронатные родители-воспитатели, администрация детско­го дома или приюта, психолог, социальный педагог и воспи­танник. Индивидуальный план развития ребенка включа­ет в себя следующие разделы: здоровье; эмоционально-пси­хологические нужды; поведение; общение; образование; кровная семья; внешкольные занятия; приобретение на­выков самостоятельной жизни; рекомендации после вы­пуска. Каждый воспитанник патронатной семьи знаком со своим планом.

Наблюдение и контроль за условиями содержания и воспи­тания детей в семье.

• Консультативная помощь патронатным воспитанникам, ин­дивидуальные консультации по всем возникающим воп­росам, что способствует более пристальному вниманию к детям и аналитическому отношению к ситуациям, требую­щим осмотрительности в принятии решений и совета пси­холога со стороны патронатного воспитателя.

• Подведение итогов.

Наблюдения за развитием ребенка и оценка результатив­ности проводимой работы осуществляется регулярно соци­альным педагогом детского дома, приюта или уполномоченной службой. В целях эффективной защиты прав и законных интересов ребенка вводится понятие разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, то есть распределение обязанностей по законному представительству интересов между уполномо­ченной службой (учреждением), кровными родителями (закон­ными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка осуществляется на основании постановления главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка. Детский дом № 19 г. Москвы первым в России организо­вал патронатное воспитание в современных условиях. За пять лет работы через него прошло около 160 детей, из которых 104 ус­троены в патронатные семьи. В ходе эксперимента отрабатыва­лась модель учреждения, являющегося уполномоченным пред­ставителем органа опеки и попечительства, предоставляющего патронатное воспитание. В отличие от традиционных детских домов все. направляемые в это учреждение дети помещаются в семьи. Министерство образования Российской Федерации иници­ировало подписание договоров с администрациями ряда облас­тей, в которых с помощью американских и английских коллег реализуются проекты по патронатному воспитанию-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.