Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность



Для осмысления сущности деятельности на современном этапе учреждений для детей, оставшихся без попечения роди­телей, целесообразно обратиться к практике призрения осиро­тевших детей в России на разных исторических этапах разви­тия общества.

Историко-педагогический анализ позволяет выявить педа­гогические традиции, зародившиеся в прошлом и в модифици­рованном виде существующие в настоящем, найти причины назревших современных проблем и определить пути их реше­ния, дает возможность проследить, как развивалась система государственной поддержки детей-сирот, чему учили и как го­товили к жизни осиротевших детей, какие условия создава­лись для осуществления воспитательной деятельности.

На Руси судьба детей-сирот издавна решалась путем при­зрения. Причем с этим понятием ассоциировалось прежде всего устройство незаконнорожденных и подкинутых детей. Именно они составляли основной контингент отвергнутых родителями детей. Вплоть до XVII века забота о воспитании сирот в России была частным делом князей или Церкви, осуществлялась из религиозных, моральных побуждений и рассматривалась толь­ко как богоугодная акция. В середине XVII века впервые созда­ются приказы общественного призрения, ведавшие делами «си­рых и убогих», и открываются специальные дома для безрод­ных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам —„наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Однако государство заботилось о детях-сиротах лишь в случае народных бедствий, так как «не имело средств и не знало, как постоянно и последо­вательно заботиться о нуждающихся» (Максимов Е. Д. Начало государственного призрения в России).

В годы царствования Петра I, позже — Екатерины II дет­ство и сиротство становятся объектом попечения государства. Интерес для нас представляет Петербургский дом для детей-сирот, открытый в 1721 г. Феофаном Прокоповичем, прогрессивным церковным и общественным деятелем. Жизнь воспи­танников в доме была жестко регламентирована и строилась по принципам и правилам, которые Феофан Прокопович изложил в «Духовном регламенте». В учреждении поощрялись занятия науками, участие в концертах, театральных представлениях. Много внимания уделялось привитию навыков личной гигие­ны, правилам поведения в школе. Контакты детей с родными были доведены до минимума, так как подразумевалось, что при подобной организации жизни воспитанников, когда они обособ­лены от родных, обществу легче влиять на них, быстрее добить­ся необходимого результата. Это было лучшее для своего вре­мени учреждение, с точки зрения оборудования и организации воспитательного процесса.

Заметный след в истории российской педагогики оставил сиротский воспитательный дом в Гатчине. В нем работали выдающиеся педагоги П. С. Гурьев, Е. О. Гугель, К. Д. Ушинский и др. Они создали оригинальную для того времени систе­му воспитания детей-сирот от 4 до 8 лет. В пансионах, объеди­нявших не более шести девочек и мальчиков, воспитывалось 100 детей, здесь царила гуманная обстановка, соблюдалась чис­тота и порядок. С детьми проводились развивающие занятия, шестилетние и восьмилетние ребята посещали элементарную школу. Дети росли здоровыми, усваивали нравственные нормы общества, получали образование. Самые способные воспитан­ники Гатчинского воспитательного дома принимались в Петер­бургский университет(26, с. 45-67).

Тем не менее предпринимаемые попытки облегчить судьбу детей-сирот, дать им возможность получить образование и тру­довые навыки не приносили ощутимых результатов. Даже са­мые смелые идеи улучшения существующей системы государ­ственного призрения детей-сирот не могли полностью воплотить­ся. Поэтому в России, начиная с 1811г., все чаще стала практиковаться передача детей-сирот в семьи. В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века в стране появились приюты для безнадзорных детей городского населения. Их открытие тесно связано с именем В. Ф. Одоевского, организатора и талантливого педагога. Рассматривая свою деятельность как служение наро­ду, Одоевский много сил отдавал осуществлению педагогичес­ких идей, изложенных в его руководствах. В 1839 г. им разраба­тывается «Положение о детских приютах». Основными задача­ми приюта были «приучение детей к труду, повиновению и опрятности». Учитывая опыт работы воспитательных домов и других детских заведений, В. Ф. Одоевский стремился сделать приюты не просто убежищами, в которых дети могли получать питание, уход и надзор, но и воспитательными учреждениями, дающими определенный уровень образования и развития, что должно было гарантировать безболезненное вхождение воспи­танников в общество, полноценное включение их в его жизнь.

Анализ литературы показал, что на протяжении веков глав­ная задача учреждений для детей-сирот в России (сиропитательниц, госпиталей, приютов, воспитательных домов) в основном сводилась к тому, чтобы дать этим детям кров, пищу, поддер­жать здоровье, обучить ремеслу. Основательных знаний для даль­нейшего обучения воспитанники не получали. Как свидетель­ствуют документы тех лет, изучение личности детей с помощью специальных методик не проводилось, воспитатели, как правило, не готовились для работы с детьми-сиротами. Большая числен­ность воспитанников, отсутствие надлежащего ухода приводили к высокой смертности, поэтому в народе эти учреждения называ­ли «фабриками ангелов». Вопиющие недостатки организации и содержания учебно-воспитательной работы, палочная дисципли­на, закрыторть учреждений превращали их в объекты для мно­гочисленной критики в педагогической печати.

Первая мировая война, ее продолжение зимой 1917-1918 гг., революционное настроение широких масс населения России в 1917 году, концентрация внимания на вопросах политической борьбы ни способствовали заботе о детях-сиротах. Именно по­этому «уже в этот период начало развиваться детское бродяж­ничество, принявшее затем столь громадные размеры в эпоху гражданской войны и голода» (15).

Система учреждений для детей-сирот в России начала скла­дываться в 20-е годы XX века, когда была развернута борьба с беспризорностью. В 19.18 г. декретом Совета народных комис­саров о комиссиях для несовершеннолетних детские приюты и воспитательные дома были преобразованы в детские дома и переданы в ведение специально созданных комиссий, а затем Народного комиссариата просвещения. Организация и содержание детских домов были признаны государственной задачей. Многие педагоги считали, что «нет, не должно быть и не надо выдумывать вопрос о целях детского дома, они те же, что и у школы». Тем самым утверждалось мне­ние, что не следует разрабатывать специальные программы под­готовки детей к жизни, что не существует различий между деть­ми, воспитывающимися в семье и вне семьи. Создание детских домов происходило в то время, когда в педагогике существовало два подхода к перспективе развития внесемейного воспитания детей. Одни педагоги считали, что государственное учреждение сможет лучше воспитать гражданина социалистического обще­ства. Вот как формулировал эту идею реформатор образования первых послереволюционных лет ГГ. Н. Лепешинский: «Ни се­мья, ни отдельные лица или группы лиц не могут поставить и выполнить колоссальную задачу воспитания так рационально, как все общество, все государство». Н. К. Крупская также считала, что «создать новый тип людей, способных построить комму­нистическое общество», можно только через систему государ­ственных учреждений. Другие, в том числе нарком просвеще­ния А. В. Луначарский, рассматривали детский дом не в каче­стве «родоначальника социалистической системы интернатского воспитания будущего», а скорее как «воспитательную лаборато­рию». Говоря в 1918 г. об идеалах социального воспитания, Лу­начарский утверждал, что «приходится думать не о том, как от­нять детей у тех, которые стараются воспитать их в семье, а как устроить тех, кто оказался за бортом семьи». Тем более, что «это­го будет чем дальше, тем больше». К сожалению, эти слова А. В. Луначарского оказались пророческими.

Большинством воспитанников детских домов были дети, утратившие родительское попечение, испытавшие голод, нищету, насилие. В это время идет осмысление беспризорности детей как «огромного социального бедствия». Детский дом рассмат­ривался в этом случае как одно из средств борьбы с беспризор­ностью, «как учреждение, организующее социальное воспитание беспризорных детей». Важность изучения и учета школой осо­бенностей среды, конкретных условий ее взаимодействия со сре­дой, являются актуальными и на современном этапе.

Анализ публикаций, отражающих опыт учебно-воспитатель­ной работы в детских домах первых лет советской власти, пока­зал, что стержнем всей деятельности детских домов было трудо­вое воспитание детей, связь с производительным трудом. В то же время в публикациях тех лет отмечается замкнутость, оторван­ность детских домов от общественной жизни. В эти годы идет осмысление роли воспитателя детского дома. Н. К. Крупская писала: «Воспитывать озлобленных, больных, живших долгое время в тяжелых условиях звериной борьбы за существование, в атмос­фере разврата нелегко. Нужна большая чуткость, громадный такт, наблюдательность, готовность прийти на помощь, поддержать, зас­тавить звучать громче струны общественного инстинкта».

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что за­рождение социального сиротства как явления также началось в середине 20-х годов XX века, когда дети, в основном — из город­ских семей, уходили от родителей из-за тяжелого материального положения, связанного с безработицей. Поиск новых подходов в воспитании детей-сирот начал приобретать четко выражен­ную социально-педагогическую направленность. Одновремен­но усиленно ведется поиск организационных форм устройства осиротевших детей. Для сирот младшего возраста (до трех лет) создаются дома младенцев, для сирот школьного возраста орга­низуются, кроме детских домов, школы-коммуны, детские го­родки, пионерские дома, которые от обычных детских домов школьного типа отличались «стопроцентным пионерским со­ставом». В пионерские дома принимали детей с 12 лет, а коли­чество воспитанников не превышало 80 человек. Работа пио­нерских домов строилась по принципу деятельности пионерс­кой организации и носила ярко выраженный политический характер первых революционных лет. Предпочтение отдава­лось детским домам смешанного типа (школьного и дошколь­ного возрастов). Возрастной принцип комплектования детских домов существовал вплоть до 90-х годов XX века.

В этот период появилась целая плеяда талантливых педа­гогов и психологов, как ученых, так и практиков — А. С. Мака­ренко, Л. С. Выготский, В. С. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и многие другие. Их научные труды, достижения в практичес­кой деятельности по социальной реабилитации «трудных» де­тей и подростков оказали влияние на развитие отечественной педагогики и получили международное признание.

В 1939 г. на Всероссийском совещании отличников-воспи­тателей были подведены итоги работы учреждений для детей-сирот за годы советской власти. На нем были осмыслены ре­зультаты положительной работы с детьми-сиротами: ориента­ция на подготовку к трудовой деятельности, организация детского самоуправления, создание разновозрастных отрядов, связь с про­изводственными коллективами. Однако постановка учебно-вос­питательной работы в детских домах была различной; наряду с передовыми учреждениями, было немало и таких, где детям жилось плохо, где воспитатели «по существу являются лишь надзирателями или "дежурными няньками", наблюдающими за формальным исполнением режима, применяют антипедагоги­ческие меры воздействия и т. п.» (В. М. Васильева).

Начавшаяся Великая Отечественная война усугубила по­ложение детей-сирот, численность которых постоянно росла. В послевоенные годы устройство детей-сирот осуществля­лось, как и прежде, двумя путями: в детские учреждения на " полное государственное попечение и в семью (на усыновление, под опеку). Однако первый способ устройства считался наибо­лее приемлемым для осиротевшего ребенка, так как продолжа­ла господствовать идея о незаменимости общественного воспи­тания; все это «происходило на фоне дальнейшего отделения детей от родителей» (А. М. Нечаева).

Анализ исследований послевоенного исторического этапа показывает, что сразу после Великой Отечественной войны глав­ным в жизни детей-сирот продолжал оставаться обществен­ный труд (восстановление зданий, сельскохозяйственные рабо­ты, работа на производстве, шефство над домами ребенка и т. п.). Широкое развитие получили также формы художественно-твор­ческой, досуговой деятельности. В это тяжелое время детские учреждения сохраняли прекрасную традицию русской педаго­гики — искусство по-прежнему оставалось могучим средством воспитания и формирования гражданских качеств. Что же касается масштабов сиротства, то в конце войны в России на­считывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей.

Контингент воспитанников детских домов постепенно ме­нялся; в них, наряду с сиротами, принимались и другие дети — те, чьи родители не могли содержать и воспитывать детей «по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни». Из 124 тыс. детей, прошедших через детский прием­ник-распределитель в Москве в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания — 43%, материальной необеспеченности— 17,2%, любили «попутешествовать» —14,5% (24)

Так на первый план вышли социальные источники сиротства. Если дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у кото­рых умерли оба или единственный родитель, то социальный си­рота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этот период намечается постепенный рост социального сиротства, масштабы и последствия которого так ощутимы в наше время. Но в 1950-60-х годах это явление не казалось столь угрожающим.

После отчетного доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956), назвавшего школы-интернаты «школами будущего», было принято решение о сокращении детских домов и строительстве школ-интернатов. Наибольшее распространение получили шко­лы-интернаты, куда попадали дети из неблагополучных семей и сироты. Считалось, что воспитание сирот вместе с детьми, имеющими родителей, окажет положительное воздействие и на тех, и на других. Однако в 1960-е годы насаждались заорганизованность, еди­нообразие, педагогический диктат. Воспитание становилось формальным, не учитывались психологические аспекты разви­тия детей, процессы жизненного самоопределения воспитанни­ков складывались стихийно. В воспитательной работе пред­почтение отдавалось выполнению режимных моментов. Чтобы режим дня в детском доме четко выполнялся, требовалось «установить педагогический контроль, осуществляемый систе­матически, постоянно»*. За всеми видами работ велся повсед­невный и периодический учет. По определенной схеме, напри­мер, составлялся отчет о проведенном сборе пионеров, о работе кружков, мастерских, о дежурствах и самообслуживании, о по­сещаемости собраний (общих, групповых, отдельных ячеек) и так далее.

В стране действовала единая административная система народного образования, которая игнорировала тип, профиль уч­реждения, контингент детей, особенности окружающей среды, творческие замыслы педагогов и руководителей. В центре пе­дагогической деятельности была не развивающаяся личность ребенка с природными задатками, склонностями, увлечениями, потребностями, особенностями жизненного опыта, а массовые мероприятия. Такой функциональный подход культивировал­ся за счет «добавления» разного рода мероприятий по экологии, экономике, правовой культуре и т. д. Фактически это была стандартизированная в рамках каждого направления внеуроч­ная работа, ее проведение «на должном уровне».

При этом декларировалась педагогика коллектива, а прово­дилась нормативная педагогика, педагогика требований. Мелоч­ная опека и надзор за детьми мешали самостоятельно прини­мать решения — как воспитанникам, так и педагогам. Дети испытывали дефицит личного времени, связанный с режимны­ми моментами; они принимали участие в делах в силу их обязательности, необходимости, под нажимом учителей, а не личного интереса. Такой оценивают систему воспитания в застойные годы педагоги-практики А. Бодалев, А. Караковский, Л. Новикова. Говоря о недостаточной определенности понятия «воспитание», Б. С. Гершунский указывал на «заорганизован­ность, мероприятийность самого процесса становления личнос­ти». В течение многих десятилетий детские дома, школы-ин­тернаты, как и общеобразовательная школа, рассматривались «важнейшим инструментом идеологической обработки подра­жающего поколения». Идейно-политическое воспитание состав-1яло сердцевину всей воспитательной работы. Комплектовались детские дома, школы-интернаты в основном по возрастному принципу. В одном учреждении проживают от 100 до 500 детей; спальни, рассчитанные на 20-25 человек, приобретали казарменный вид. К 1980 г. были закрыты центральный научно-методический кабинет детских домов Министерства просвещения РСФСР, Сектор учебно-воспитатель­ной работы в детских домах при Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР, в задачи которого входила научно-методическая помощь сотрудникам детских домов. Перестали издаваться периодический сборник «Учебно-воспитательная работа в детском доме» и ежемесячный педагогический журнал «Детский дом».

Принятые в середине 80-х годов Постановления ЦК КПСС Совета Министров СССР (1985-1987) об улучшении обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определили правовую защиту сирот и несколько укрепили материальную базу учреждений, поддержали обще­ственные инициативы, направленные на гуманизацию жизни детей. В 1995 г. состоялось Всероссийское совещание директо­ров детских домов, посвященное вопросам организации жизне­деятельности воспитанников детских домов, профессиональной подготовке воспитателей, развитию форм устройства детей-си­рот на воспитание в семью. Целью совещания было привлече­ние внимания правительства, широкой общественности, науки к решению проблем детей-сирот. В стране стали активнее со­здаваться семейные детские дома, дома детства, характер и осо­бенности функционирования которых рассматриваются многи­ми исследователями как педагогическая система, обеспечива­ющая создание условий для правовой защиты и полноценной жизни ребенка, лишившегося родительской опеки.

Несомненный интерес представляет система А. А. Католикова. Педагог-практик, он со своим коллективом стремился воспитать у детей-сирот потребность в труде и привычку к ра­боте «как основу будущего счастья» в процессе систематического каждодневного труда. Католиков, опираясь на такие прин­ципы воспитания А. С. Макаренко, как коллективность, демок­ратичность, доверие, параллельное воздействие, взаимопомощь, сочетание коллективной и индивидуальной ответственности, организовал в Сыктывкарской школе-интернате для детей-си­рот № 1 многогранную деятельность детей, имеющую нравственную, трудовую, эстетическую, экологическую, оздоровительную направленность. Особое значение придавалось социальной дея­тельности, смысл которой состоял в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего свое общественное назначение, приспособленного к жизни и занимающего в ней активную позицию. Сегодня опыт А. А. Католикова используют в своей деятельности педагогические коллективы Старооскольского детского дома Белгородской области, Тужинской школы-интер­ната Кировской области, Красногородской школы-интерната Псковской области и др.

Ретроспективный анализ деятельности детских домов, при­ютов, школ-интернатов позволил выявить традиции воспита­ния детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СССР: стремление дать общеобразовательную подготовку, гражданское воспитание, ориентир на производительный труд и общественно-полезную деятельность; привитие нравственных устоев, расширение интеллектуального кругозора; развитие способностей детей через участие в творческих кружках, теат­ральной самодеятельности, в музыкальных и хоровых коллек­тивах; поиск форм определения детей-сирот на воспитание в семью. Опыт работы А. С. Макаренко с детьми-сиротами опре­делил главные принципы советской педагогики: организацию коллектива, труд, соревнование, поощрение и наказание, систе­му перспективных линий. Значительное место в системе обще­ственного воспитания в советский период развития общества отводилось пионерской и комсомольской организациям.

Вместе с тем нельзя не отметить существенные недостат­ки в организации воспитательной работы в детских домах: зам­кнутость социально-бытовой среды, жесткая регламентация жизни воспитанников, акцент на дисциплинарные моменты, отсутствие целенаправленной системы подготовки детей-сирот к интеграции в общество, оторванность детей от семьи. Долгое время существовали возрастной принцип комплектования уч­реждений, механическое перенесение в них форм и методов работы с детьми, воспитывающимися в семье, без учета специ­фики детского дома, частые переводы детей из одного учрежде­ния в другое, нарушающие эмоциональные связи детей. Выбор Профессии, как правило, предопределяла администрация учреж­дения и осуществлялся он без учета интересов и склонностей воспитанников, их физического здоровья.

Все это усугублялось отсутствием необходимого комплекса Условий и ресурсов: программного обеспечения деятельности учреждений, неподготовленностью кадров к работе с детьми-си­гами, имеющими различные отклонения в психическом, физическом, социальном развитии; недостаточностью финансирова­ния, слабой материальной базой. Развитие системы воспитания обучения в советский период происходило в условиях жесткогo партийно-государственного регулирования всех сторон жизни общества, приоритета общественного над личным. Это не могло не сказаться на гуманистическом и демократическом начале воспитания в советский период, сдерживало развитие индивидуальности ребенка.

В 1990-е годы в России возникают новые социально-эконо­мические, политические и социокультурные условия, начинают углубляться экономические и социальные различия, переосмыс­ливаются права, обязанности и смысл жизни человека, акцент с потребностей общества переносится на интересы индивида. В то же время в российском обществе развиваются процессы распада семьи, растет число обездоленных детей. Все это требу­ет от специалистов и всего социума активизации работы по оказанию необходимой воспитательной помощи детям, остав­шимся без родительской поддержки. Изучение и анализ опыта работы зарубежных воспитатель­ных домов приобретает на современном этапе особую важность и актуальность. Воспитательные дома стран Европы и США в подавляющем большинстве с первых дней своего существова­ния работали как учреждения, восполняющие сиротам семей­ную заботу о детях. Таковыми они остаются и сегодня.

Европейская система воспитания детей-сирот в специаль­ных заведениях (в воспитательных домах, приютах, убежищах) складывалась не сразу, претерпевая определенные изменения под воздействием социальных условий. Первоначально, как и в России, воспитание детей-сирот рассматривалось как отдель­ная благотворительная акция, поэтому соответствующие вос­питательные учреждения создавались и содержались церквя­ми и монастырями.

Во второй половине XVIII века появляются интересные и значительные труды, посвященные вопросам воспитания де­тей, оставшихся без родителей. Они принадлежат Генриху Песталоцци, который открыл в 1744 г. приют для беспризорных детей в Швейцарии. Приют содержался на средства, зарабаты­ваемые самими детьми. Воспитанники работали в поле, на ткац­ких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чте­нию, письму, счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили детей ткать и прясть. Песталоцци делал попытки соеди­нить обучение детей с производительным трудом. Детский труд рассматривался как средство развития физических сил, умствен­ных и нравственных способностей детей. Несмотря на то, что через шесть лет приют был закрыт, опыт его работы стал основополагающим для организации подобных учреждений в пос­ледующие годы.

Песталоцци первым сформировал задачи «общественного призрения»: «Собственно говоря, я хотел доказать своим опы­том, что преимущества, которые имеет домашнее воспитание, должны быть повторены общественным, что последнее имеет для человечества цену только повторением первого». По убеж­дению Песталоцци, общественное воспитание будет успешным лишь в том случае, если организация жизни детей будет мак­симально приближена к семейной. Он отмечал, что естествен­ное и гармоничное развитие личности ребенка должно быть неразрывно связано с воспитательным воздействием семьи: «даже если у ребенка нет отца и матери — морально и физичес­ки, в его воспитании не должен отсутствовать дух отцовства и материнства. Обеспечивать его необходимо благодаря тесным отношениям между воспитателем и ребенком, каждодневным чутким и внимательным участием в жизни детей, несмотря на их запущенность и убогость». Педагогические устремления Г. Песталоцци актуальны и в настоящее время (31, с. 67).

Для светских западноевропейских воспитательных домов в XVIII-XIX веках типична система воспитания детей-сирот и детей несостоятельных родителей. Временное, непродолжитель­ное пребывание в воспитательных заведениях сменялось пере­дачей детей на дальнейшее воспитание в частные, преимуще­ственно сельские семьи. Позднее эта форма устройства ребенка в семью получила название «патронирование» и сегодня ус­пешно применяется во всех странах.

Интересен опыт Австрии, где в послевоенные годы возник­ла идея создать для детей, оставшихся без родителей и не подлежащих по тем или иным причинам усыновлению, такие учреждения, которые заменили бы, насколько возможно, функ­ции родителей. И здесь, как показала педагогическая практика, удачным начинанием являются детские деревни «SOS-Кин-дердорф». В 1949 г. Австрию, как и другие страны Европы, на­воднили обездоленные дети. Врач Г. Гмайнер на собранные деньги построил в Имсте первый дом для детей-сирот. Они жили обычной жизнью в семье, во главе которой была одинокая женщина (незамужняя, вдова, бездетная или имеющая взрос­лых, самостоятельных детей). Приготовление пищи, стирка, уборка помещения — все это делает мать-воспитательница, живущая с детьми. Группа-семья комплектуется разнополой и разновозрастной. Дом — это центр гмайнеровской модели, вхо­дящий в состав детской деревни: «Дом — малая родина со все­ми ее приметами: любимыми деревьями под окнами, традици­ями, семейным альбомом, своей комнатой». Идея Гмайнера была поддержана как педагогами, так и общественностью, и уже че­рез десять лет существовало десять подобных деревень — не только в Австрии, но и в ФРГ, Франции, Италии, Люксембурге. В них было 100 домов, в которых, как писали газеты, «тысячи детей были перенесены из нищеты и заброшенности в защищен­ность дома и домашнего очага». Сейчас детские деревни суще­ствуют в 120 странах мира. Строительство таких поселений в России (в Московской области, в Орловской и Ленинградской областях) стало благотворительным актом фонда Гмайнера. При этом страна, принявшая такой подарок, обязана воспроизвести в детской деревне гмайнеровскую модель в том самом виде, в каком она существует уже более пятидесяти лет.

В целом для современных зарубежных воспитательных учреждений для детей-сирот характерны: открытость учреж­дений, участие общественности в их деятельности, проведение работы по включению воспитанников в социум, забота о здоро­вье и физическом развитии детей, воспитание у них трудовых умений и навыков, обучение профессии и трудоустройство вы­пускников, поддержка их в первые годы после выпуска, отсут­ствие жесткой регламентации и назойливого контроля за вре­мяпрепровождением воспитанников, сохранение родственных связей, проживание малочисленными группами, передача на воспитание в семью, тщательный подбор и специальная подго­товка воспитателей. Эти и другие направления деятельности учреждений могут быть использованы в практике работы рос­сийских детских домов, школ-интернатов, приютов.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.