(Раскрываются основные элементы системы национальной безопасности России, а также роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности; рассматриваются проблемы создания национальной инфраструктуры защиты информации).
Содержание занятия
1. Россия в мировом сообществе.
2. Национальные интересы России.
3. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
5. Система национальной безопасности Российской Федерации.
6. Роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности.
7. Современная концепция информационной безопасности России.
8. Проблемы создания национальной инфраструктуры защиты информации.
Задание к практическому занятию:
1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.
2. Составить терминологический словарь.
3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа к практическому занятию.
Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Информационной безопасность на современном этапе развития Российской Федерации.
.Цели: 1.Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.
2. Определить роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности России.
3. Уметь изложить свою точку зрения в области совершенствования системы национальной инфраструктуры защиты информации.
Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:
1-я подгруппа – сотрудники технической группы службы безопасности;
1. Изложить основные положения системы безопасности России:
1.1. Раскрыть понятие «безопасность», «национальная безопасность России»; национальные интересы России: определение, что они в себя включают и почему?; какие на Ваш взгляд имеются сегодня проблемы в защите национальных интересов России?
1.2. Определить основные угрозы национальной безопасности России: перечислить эти угрозы, а основные раскрыть и дать им свою оценку; определить основные объекты национальной безопасности.
1.3. Раскрыть систему национальной безопасности; что понимается под жизненно важными интересами РФ, задачи системы национальной безопасности России; проблемные вопросы в решении задач по обеспечению национальной безопасности России.
1.4. Определить меры и средства обеспечения национальной безопасности России: цель этих мер, что это за меры (кратко раскрыть их содержание); режимы функционирования системы национальной безопасности РФ (раскрыть).
2. Проанализировать основные положения информационной безопасности в социальной сфере и определить ее в системе национальной безопасности региона и России в целом:
2.1. Определить роль информации в системе социальной безопасности: дать определение социальной безопасности, в чем ее суть, что она в себя включает; роль информации (особенно СМИ, Интернет, радио и телевидения) в этой области.
2.2. Привести примеры по Туле и Тульской области по информационной безопасности в системе социальной безопасности.
2.3. Определить источники угроз национальной безопасности России: перечислить, дать им определение и кратко раскрыть; проблемы обеспечения информационной безопасности по обеспечению национальной безопасности России (по возможности все связать с Тульской областью).
3. Выявить проблемные вопросы создания национальной инфраструктуры защиты информации:
3.1. Раскрыть структурные компоненты национальной защиты информации.
3.1.Определить основные задачи, решаемые национальной структурой защиты информации (раскрыть задачи, решаемые законодательным компонентом национальной структуры защиты информации).
4. Определить проблемные вопросы, связанные с созданием национальной инфраструктуры защиты информации и изложить свою точку зрения по этому вопросу.
5. Быть в готовности в роли руководителя, начальника службы безопасности решать управленческие задачи, связанные с анализом угроз информационной безопасности предприятию (принимать решения, отдавать распоряжения, осуществлять контроль за выполнением отданных распоряжений).
6. Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.
2. Порядок проведения практического занятия
1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).
2. Уточнение состава учебных подгрупп.
3. В течение 10-15 минут все обсуждают выполненное домашнее задание, выбирают наиболее лучший вариант и представляют его на защиту.
4.Защита подгруппой, выступающей в роли руководителя службы безопасности, лучшего варианта домашнего задания с целью выработки общих позиций:
4.1.Вопросы со стороны подгруппы, выступающей в роли конкурентов (злоумышленников).
4.2.Вопросы и замечания со стороны подгруппы, выступающей в роли руководителей коммерческого предприятия.
4.3.Ответы и дискуссии.
4.4.Выработка общей позиции и общего подхода к защите конфиденциальной информации научно-промышленной корпорации.
5. Замена и защита следующими подгруппами домашнего задания.
6. Выполнение пунктов 3-7 по обсуждению домашнего задания.
7. Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников задания.
8. Подведение итогов занятия с объявлением оценок участников практического занятия.