Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расчет пенсионного капитала (ПК)



Тест

 

1. Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы…

1) разграничение налогов между уровнями управления;

2) делегирование расходных полномочий;

3) квотирование доходных поступлений;

4) предоставление бюджетных ссуд;

5) установление надбавок к федеральным и региональным налогам.

 

2. Несбалансированность бюджета проявляется в…

1) использовании дотаций и других форм финансовой помощи;

2) дефиците;

3) использовании регулирующих доходов;

4) использовании средств по взаимным расчетам;

5) профиците.

 

3. Доходы бюджета представляют собой…

1) средства от других субъектов хозяйствования, субъектов междуна-родного права, предоставленные на возвратной и возмездной основах;

2) все поступления в доходную часть бюджета, сопровождающиеся увеличением денежных средств на бюджетных счетах;

3) возмездные поступления денежных средств на бюджетные счета, имеющие безвозвратный характер;

4) денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствующий бюджет на основе бюджетного и налогового законодательства.

 

4. К доходам государственного бюджета не относится (не относятся)…

1) проценты, выплачиваемые владельцам государственных ценных бумаг;

2) налог на добавленную стоимость;

3) доходы от продажи приватизируемых предприятий;

4) акцизы.

 

5. К принципам бюджетной системы относятся…

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип профессионализма;

3) принцип достоверности;

4) принцип сбалансированности.

 

6. К расходам федерального бюджета относятся расходы …

1) связанные со страхованием ответственности и страхованием граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

2) связанные со страхованием граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) связанные со страхованием ответственности;

4) на госуправление и coдержaниe госаппарата.

 

7. К исключительным источникам налоговых доходов бюджетов субъектов РФ относится (относятся) …

1) налог на имущество юридических лиц;

2) налог на игорный бизнес;

3) земельный налог;

4) налог на доходы физических лиц.

 

8. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся…

1) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

2) доходы от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

4) доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет.

 

9. К косвенным налогам относятся…

1) акцизы;

2) налог на имущество организаций;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц.

 

10. В соответствии с общественным назначением расходы бюджета подразделяются на…

1) собственные и регулирующие;

2) текущие и капитальные;

3) расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ, расходы местных бюджетов;

4) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики, расходы на социально-культурные нужды, военные расходы, расходы на управление.

 

Тема 7. Государственные внебюджетные фонды РФ

 

1. Сущность, назначение и роль внебюджетных фондов.

2. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ: состав, назначение, порядок формирования, источники доходов.

В первом вопросе нужно сказать о том, что в результате ограниченности финансовых ресурсов у государства возникает необходимость их перераспределения, которое осуществляется в различных формах (фондовой и нефондовой). В современных условиях наряду с государственным бюджетом повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных или местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Формирование внебюджетных фондов – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

• учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

• денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

• денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

• являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей.

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих.

Внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов власти. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования.

В зависимости от целевого назначения они делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные. В зависимости от периода функционирования – бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью системы обязательного социального страхования, существование которой обусловлено такими недостатками рыночной экономики, как:

• стимулирование чрезмерности в личном потреблении;

• отсутствие механизмов защиты окружающей среды и сохранения невоспроизводимых ресурсов;

• неспособность формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;

• отсутствие мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров, а также стимулов для производства товаров массового пользования – обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;

• значительные затраты на рекламу, ведущие к удорожанию продукции;

• отсутствие права на труд, неспособность предотвращать массовую безработицу, поляризация общества.

Рыночная экономика не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д., ее недостатками являются монополизм, инфляция, периодические экономические кризисы.

Поэтому государство берет на себя выполнение социальной, оборонной функций, осуществляет регулирование экономики.

Изучая второй вопрос, следует вспомнить о том, что в настоящее время в РФ действуют три государственных внебюджетных фонда социального назначения – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае потери работы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды составляют основу системы обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения. Ее специфика состоит в осуществлении страхования возможного изменения материального и (или) социального положения граждан, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Принципами построения системы обязательного социального страхования являются:

• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

• паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;

• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

• страхователи – организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

• Страховщики – это юридические лица (страховые компании), имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности, принимающие на себя по договору страхования за определенное вознаграждение (страховая премия) обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления страховых случаев, обусловленных в договоре.

Застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Социальное страхование направлено на защиту граждан от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:

• необходимостью получения медицинской помощи;

• временной нетрудоспособностью;

• трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

• материнством;

• инвалидностью;

• наступлением старости;

• потерей кормильца;

• признанием безработным;

• смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

• оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

• пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

• пособие по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;

• пособие на санаторно-курортное лечение;

• социальное пособие на погребение;

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

В бюджетах внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей и добровольных взносов физических и юридических лиц, предусмотренных законодательством РФ. Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ. Поскольку внебюджетные фонды предназначены для целевого использования, то обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Пенсионный фонд

В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика – в России оно затрагивает жизненно важные интересы около 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Слово «пенсия» (от лат. «рensio» – платеж) означает ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

В 2001 г. была внедрена новая модель пенсионной системы, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Средний размер пенсий, который в состоянии выплачивать государство, можно рассчитать исходя из макроэкономических показателей, усредненных по всем ее получателям по формуле:

 

Пср = (ВВП / Ч раб) ´ К ´ (Ч раб / Ч пенс),

 

где Пср – средний размер пенсии;

К – доля ВВП, идущая на выплату пенсий;

Чраб – количество работающих (занятого населения), которые создают ВВП;

Чпенс – количество пенсионеров.

Первая составляющая формулы характеризует производительность труда в стране. Вторая – определяет ту долю, которую общество считает возможным направить на пенсионное обеспечение. Третья – показывает соотношение количества работающих к количеству пенсионеров.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране – всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности – соответствуют международной практике.

В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Основные функции Пенсионного фонда:

• сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов;

• капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых вносов в ПФР и за правильным и рациональным их расходованием;

• организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;

• межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;

• проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования и др.

Деятельность пенсионного фонда регламентировалась Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1, в соответствии с пунктом 3 которого ПФР обеспечивал контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов. К законодательству об обязательном пенсионном страховании также относится Конституция РФ, ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в РФ», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», «Об обязательном пенсионном страховании» и др.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений Центрального банка РФ – на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение и средства фонда направляются на:

• выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

За нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании предусмотрена ответственность. Например:

• нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ при отсутствии признаков нарушения законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании влечет взыскание штрафа в размере 5 000 р.;

• нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 р.;

• неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченных сумм страховых взносов;

• неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое должно было сообщить их в орган Пенсионного фонда РФ влечет взыскание штрафа в размере 1 000 р.;

• те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 000 р.

Пенсионный фонд не занимается собственно выплатой пенсий, он лишь перечисляет необходимые для этого средства органам социальной защиты, которые осуществляют расчеты с пенсионерами. В соответствии с действующим с января 2001 г. законодательством о государственных пенсиях в РФ в настоящее время выплачиваются следующие виды пенсий:

Трудовые пенсии:

• по старости и инвалидности, состоящие из базовой части (финансируемой за счет сумм страховых взносов, перечисленных в федеральный бюджет), страховой и накопительной частей (финансируемых за счет страховых взносов, уплаченных по обязательному пенсионному страхованию;

• по потере кормильца, состоящей из базовой части (финансируемой за счет сумм страховых взносов, перечисленных в федеральный бюджет), страховой части (финансируемой за счет страховых взносов, уплаченных по обязательному пенсионному страхованию).

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из бюджета):

• по старости (для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф);

• по выслуге лет (для федеральных государственных служащих и военнослужащих);

• по инвалидности (для военнослужащих, участников ВОВ, граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф);

• социальная (для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии);

• по потере кормильца (для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф).

Пенсии по старости занимают главное место в расходах. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по старости (Птр):

 

Птр = СЧ + НЧ,

 

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т + Б,

 

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т –количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2011 году он составляет 204 месяца; Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Расчет пенсионного капитала (ПК)

 

ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

 

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002; СВ – сумма валоризации; ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ = ПН / Т,

 

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка. Инвалидность – длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности вследствие болезни, травм, увечья или дефектов развития.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Важную роль в дополнительном пенсионном обеспечении граждан играют негосударственные пенсионные фонды. Они являются некоммерческими организациями, цель деятельности которых связана с аккумулированием пенсионных взносов, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств фонда и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда. Негосударственные пенсионные фонды появились на основании указа Президента в 1994 г. «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время действуют на основании ФЗ № 75 от 7 мая 1998 г. Необходимость их функционирования обусловлена неэффективностью государственной пенсионной системы и возможностью получения дополнительной пенсии. Негосударственные пенсионные фонды являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ.

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР». Его деятельность осуществляется также в соответствии с ФЗ-165 «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. и др. нормативными актами.

Создание в 1991 году Фонда социального страхования РФ в качестве автономно функционирующего учреждения, является началом очередного этапа реформирования системы обязательного социального страхования в РФ. Начиная с 2001 г., основным источником денежных средств фонда являются страховые взносы.

Система государственного социального страхования в РФ выполняет возложенные на нее функции, обеспечивая осуществление выплат различных социальных пособий.

Финансовые функции Фонда заключаются в:

• регулировании финансовых потоков;

• аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования,

• обеспечении механизма дотаций региональным отделениям Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда социального страхования РФ не позднее 30 дней с момента государственной регистрации организации. За нарушение этого положения к работодателям применяются штрафные санкции: нарушение срока до 90 дней – штраф в размере 5000 р., более 90 дней – 10000 р.

Средства фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ритуальные услуги; на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда; на проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда, участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.п.

Фонд медицинского страхования

С целью стабилизации и улучшения положения в системе оказания медицинской помощи населению, начиная с 1987 г., осуществляется реформа здравоохранения. С 1993 г. внедряется принципиально новая система – система обязательного медицинского страхования (далее ОМС). В настоящее время создана инфраструктура, позволяющая предоставить всем гражданам РФ обязательное медицинское страхование, и, соответственно, медицинскую помощь в его рамках.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС), образованный в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (от 28 июня 1991 г.), является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Основными задачами фонда медицинского страхования являются:

• обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;

• достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;

• обеспечение всеобщности медицинского страхования граждан;

• обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и др.

Функции фонда медицинского страхования:

• осуществление выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

• проведение финансирования целевых программ в рамках ОМС;

• утверждение Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан;

• организация разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

• совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принятие участия в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

• внесение в установленном порядке предложений о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

• осуществление сбора и анализа информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

• организация подготовки специалистов для системы ОМС;

• осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

• осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС;

• обеспечение организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

• осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;

• осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

• предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

• накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

• разработка правил обязательного медицинского страхования на соответствующей территории и др.

Источниками поступления денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

• страховые взносы, налоги;

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов;

• штрафные санкции и пени;

• денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;

• добровольные взносы физических и юридических лиц.

В настоящее время велика роль страховых взносов в обеспечении финансирования системы обязательного социального страхования. Страховые взносы зачисляются в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначены для мобилизации средств, направленных на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками страховых взносов признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите основные источники формирования средств Пенсионного фонда РФ.

2. Назовите основные задачи Пенсионного фонда РФ.

3. Какие основные источники доходов фонда обязательного медицинского страхования?

4. Назовите основные цели фонда социального страхования.

5. Каковы основные источники доходов фонда социального страхования?

6. Каковы основные задачи фонда социального страхования?

 

 

Тест

 

1. В задачу Пенсионного фонда РФ не входит выплата …

1) пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;

2) пенсий по инвалидности;

3) материальной помощи престарелым и инвалидам;

4) пособий по беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.

 

2. В РФ не функционирует…

1) Пенсионный фонд;

2) Фонд обязательного медицинского страхования;

3) Фонд социального страхования;

4) Строительный внебюджетный фонд.

 

3. Государственным внебюджетным фондом является…

1) Фонд социального страхования;

2) Государственный фонд занятости населения;

3) Государственный фонд борьбы с преступностью;

4) Федеральный дорожный фонд.

 

4. Из средств государственных внебюджетных фондов не финансируются расходы…

1) Фонда социального страхования РФ;

2) Пенсионного фонда РФ;

3) Фонда обязательного медицинского страхования;

4) органов местного самоуправления.

 

5. Доходы внебюджетных фондов – это…

1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для данного фонда;

2) амортизационные отчисления предприятий, учреждений, организаций;

3) добровольные взносы физических и юридических лиц;

4) бюджетные ассигнования.

 

6. В компетенции Пенсионного фонда РФ не входит…

1) организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и т.д.;

2) организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

3) финансирование расходов по пенсионному обеспечению граждан;

4) осуществление контроля за деятельностью негосударственных пен-сионных фондов.

 

7. К источникам финансовых ресурсов здравоохранения относятся…

1) бюджет;

2) фонды обязательного медицинского страхования;

3) средства населения;

4) Пенсионный фонд Российской Федерации;

5) Фонд социального страхования Российской Федерации;

6) средства предприятий и организаций.

 

8. Отличия пенсии от пособия по социальному страхованию состоят в…

1) зависимости пенсии от возраста получателя;

2) длительности получения;

3) зависимости от трудового стажа;

4) зависимости пенсии от заработной платы;

5) связи пенсии с долгосрочными социальными рисками;

6) связи пенсии с краткосрочными социальными рисками.

9. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от…

1) страхового стажа;

2) трудового стажа;

3) возраста застрахованного;

4) продолжительности заболевания;

5) размера заработной платы;

6) причины нетрудоспособности.

 

10. Источник уплаты взносов на медицинское страхование неработающих граждан – это средства...

1) самих неработающих граждан;

2) Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

3) Фонда социального страхования Российской Федерации;

4) Бюджета;

5) Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

11. Общее управление Фондом социального страхования РФ осуществляет…

1) Правление Фонда социального страхования Российской Федерации;

2) Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) Министерство финансов Российской Федерации;

4) Правительство Российской Федерации;

5) Государственная дума;

6) Федеральное казначейство.

 

12. К чертам, характерным для внебюджетных фондов, относится (относятся)…

1) закрепление конкретных источников поступлений за внебюджетными фондами;

2) внебюджетные фонды могут создаваться на всех уровнях управления;

3) органы местного самоуправления в настоящее время не вправе создавать внебюджетные фонды;

4) государственные внебюджетные фонды имеют социальное назначение.

 

Тема 8. Страхование как финансовая категория

1. Экономическое содержание и место страхования в рыночных условиях.

2. Функции страхования, классификация страхования, формы страхования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.