Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.
К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:
· предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;
· чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);
· ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;
· работа со словарями и справочниками;
· работа с ресурсами сети интернет;
· составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;
· выполнение тестовых заданий;
· решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;
· подбор документальных источников по теме практического занятия;
· написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;
· подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.
· подготовка к сдаче экзамена;
· иные виды самостоятельной работы студента.
Модели (особенности) самостоятельной работы по отдельным разделам и темам курса (для всех форм обучения)
Раздел II. Древняя Русь в IX - XIII в.
При изучении данного периода в истории России студентам предлагается дать характеристику основным этапам становления древнерусской государственности, выделить основные события на каждом из этапов, составить по памяти хронологическую таблицу, затем сверить ее с учебником.
В государстве Русь существовало три силы, влиявшие на общественное развитие: княжеская власть, боярство на местах и народное вече. Соотношение этих сил определило тот или иной тип государственного устройства, который установился в каждой из тринадцати земель в период феодальной раздробленности (историки XIX в. называли этот период удельным). Студентам предлагается рассмотреть на конкретном материале формирование политических центров и становление трех социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства: Новгород Великий; Владимиро-Суздальское княжество; Галицко-Волынское княжество. Особенности развития хозяйства, политических институтов, культуры русских земель удельного периода. Последствия раздробленности.
Раздел III. Россия в XIV -XVI вв.
Студентам рекомендуется составить таблицу, в которую следует внести основные факторы политической, социальной, международной, религиозно-культурной жизни, повлиявшие на процесс возникновения русской государственности в XIV- XV вв., отметить основные события, характеризующие эти факторы.
В XIV- первой половине XVвв. процесс объединения русских земель завершился созданием российского единого государства, перед которым встал ряд национально- государственных задач, которое оно решало на протяжении трех столетий. Опираясь на учебную литературу, а также на дополнительный материал, студент самостоятельно рассматривает задачи, вставшие в период завершения политического объединения русских земель перед московскими правителями Иваном III и Василием III.
Студентам предлагается ознакомиться с особенностями развития русского общества в период правления Ивана IV. Охарактеризуйте этого правителя как государственного деятеля. Каково ваше отношение к этой фигуре российской истории? Для более полного рассмотрения данного вопроса рекомендуется изучить следующую литературу: Зимин А.А. «Реформы Ивана Грозного» М.,1998; Скрынников Р. «Иван Грозный» М.,2001.
На какие периоды распадается Смутное время? В чем отличие этих периодов друг от друга? Ответить на данный вопрос студенту поможет работа историка Р.Скрынникова «Лихолетье» М., 1999.