СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Внутриполитическое положение СССР в первые послевоенные десятилетия. Первые попытки реформ. XX съезд КПСС. Изменения во внешней политике СССР.
СССР в годы«коллективного руководства» (1965-1984гг.).Политика и экономика: от реформ – к « застою». СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР.
Изменения в социально-экономической, политической системе в период перестройки второй половины 1980-х годов. «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений. Политические преобразования в России в первой половине 90-х гг.
При подготовке к лекции следует ознакомиться с материалами учебника, обширным документальным материалом, помещенным в хрестоматии, уяснить, какой период называется перестройкой, иметь представление о реформах, которые были предприняты в это время, чтобы осуществить «всестороннее совершенствование социализма», а также об особенностях развития общества в 1990-е годы, о проводимой в нем радикальной социально-политической модернизации.
Лекции для заочной формы обучения
Установочная лекция – 2 часа
Тема. Введение в предмет и методология его изучения.
Предмет, значение, цели и задачи истории России. Периодизация истории России.
При подготовке к данной лекции студент должен просмотреть программу курса и учебник, уяснить основные этапы и особенности развития общества.
Обобщающая лекция– 2 часа.
Тема. Основные проблемы отечественной истории X-XX вв.
Древнерусское государство X-XII вв. Русское (Московское государство) в XV-XVII вв. Российская империя в период XVIII – первой половине XIX в.
Буржуазные реформы середины XIX в. Оформление конституционной монархии в России. Основные направления развития советской государственности (1917 - 1990-е гг.).
Задание для подготовки к лекции: ознакомиться с материалами учебника, обширным документальным материалом, помещенным в хрестоматии, изучить вопросы для самопроверки к экзамену, обозначить для себя непонятные проблемы, чтобы разобраться с ними на лекции с помощью преподавателя.
2. Особенности общественного и государственного строя Древнерусского государства.
3. Феодальная раздробленность на Руси. Основные политические центры.
Задание для подготовки к практическому занятию
При изучении данной темы следует проанализировать многочисленные факторы, влияющие на образование государства в Древней Руси: социально-экономические, внутриполитические, внешнеполитические и др.; знать основные этапы становления государственности у славян. Следует уделить внимание дискуссионным вопросам: можно ли признать варягов создателями государственности у восточных славян; являлось ли Древнерусское государство по форме правления раннефеодальной монархией, где присутствовал как монархический элемент в правлении, так и аристократический и демократический? Представлять причины феодальной раздробленности на Руси. Уметь дать сравнительную характеристику социально-экономического, политического, культурного развития основных центров удельного период: Киевского, Галицко-Волынского, Владимиро- Суздальского княжеств. Ответить на вопрос: почему в новгородской и псковской землях в период феодальной раздробленности сложился отличный от других русских земель государственный строй? Следует аргументировать свои ответы на поставленные вопросы.
Тема 2. Образование и развитие единого Русского государства (конец XIII- начало XVI в)-2 часа.
1. Предпосылки и особенности образования единого государства
2. Русские земли в XIV - середине XV вв.
3. Объединение русских земель при Иване III и Василии III
4. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI вв.