Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема занятия: «Правовые основы предпринимательской деятельности» (2 урока)



 

Цель занятия:

1. Раскрыть понятие предпринимательского права.

2. Способствовать выработке элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности, ориентирования в предпринимательских правоотношениях на практике, а также формированию уважения к институту собственности, повышению правовой грамотности и правовой культуры в целом.

План изучения нового материала:

1. Правовые основы предпринимательства.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3. Как открыть свое дело.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

 

Учебный материал, относящийся к первому вопросу плана, необходимо построить вокруг понимания предпринимательства как правового явления и изучения базового понятия предпринимательских правоотношений.

Необходимо дать понимание предпринимательства как явления с точки зрения права. При этом необходимо обратиться к общему понятию правоотношения, и в ходе изложения конкретизировать понятие предпринимательских правоотношений.

Следует более подробно познакомиться с участниками предпринимательских правоотношений - субъектами предпринимательского права, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие организации или государство:

Граждане (физические лица): индивидуальный предприниматель, фермерское хозяйство.

 

Коммерческие организации (юридические лица):

- хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере.

- хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.

- производственные кооперативы

 

Государство:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Такое достаточно подробное описание ряда наиболее распространенных форм предпринимательской деятельности дает возможность подвести учащихся к их сопоставлению, сравнению. Организовать работу учащихся с текстом поможет сравнительная таблица, заполнение которой предложено им в задании 1 к параграфу.

Организационно-правовая форма Участники (кем создается) Учредительные документы Капитал Ответственность
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИПБОЮЛ) Физические лица (граждане) - Не оговорен По всем обязательствам отвечает своим имуществом
Товарищество полное Юридические лица (ИПБОЮЛы) и коммерческие организации Учредительный договор Не оговорен По всем обязательствам товарищества отвечают своим имуществом солидарно
Товарищество на вере Юридические лица (ИПБОЮЛы и коммерческие организации) и участники-вкладчики Учредительный договор Не оговорен По всем обязательствам товарищества юридические лица отвечают своим имуществом солидарно; участники-вкладчики- в пределах внесенных вкладов
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации Устав. Учредительный договор Не менее ста минимальных размеров оплаты труда По всем обязательствам отвечают в пределах внесенных вкладов
Открытое акционерное общество (ОАО) Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций Устав Не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда Акционер не отвечает по обязательствам общества
Закрытое акционерное общество (ЗАО) Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации по количеству выпущенных акций Устав Не менее ста минимальных размеров оплаты труда Акционер не отвечает по обязательствам общества
Государственные и муниципальные организации и предприятия Руководитель предприятия - исполнительный орган Устав Является государственной или муниципальной собственностью Отвечает перед государственной или муниципальной властью

 

Следует предложить учащимся проанализировать взаимосвязь организационных форм предпринимательской деятельности и степень заинтересованности работающего. Для этого следует обратиться к фрагменту текста российского экономиста В. Попова «Работник и отношения собственности» (Дидактические материалы», 10-11 кл., с.117).

Учащиеся сами обозначат значимость грамотного правового оформления предпринимательской деятельности. Также следует использовать работу с источниками и организовать сравнение условий успешного бизнеса, выделенных М. Смоллом и Дж. Рокфеллером («Дидактические материалы», 10-11 кл., с. 129-130). Целесообразно вместе с учащимися разобрать высказывание П. Друкера (задание №5 к параграфу) и прокомментировать его.

Полученные знания необходимо применить на практике. Следует предложить следующую информацию. Экономисты выделяют разные виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, страховое, посредническое. Учащимся предлагается подумать над вопросом: будет ли принципиально различаться правовое оформление предприятий коммерческо-торгового, производственного или финансово-кредитного профиля?

Далее урок продолжит выполнение задания №3 к параграфу - составление памятки «Для начинающего предпринимателя». Эта часть организуется как самостоятельная работа учащихся. В результате, памятка должна приобрести следующий вид:

 

I. Принятие решения и его оформление

-Издание постановления государственной власти о создании предприятия.

-Протокол заседания учредителей- решение о создании предприятия.

-Единоличное решение человека заняться предпринимательской деятельностью.

II. Подготовка учредительных документов

-Разработка Устава

-Составление Учредительного договора.

III. Проверка фирменного наименования на неповторимость.

IV. Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда.

V. Подача документов для регистрации.

-Необходимые документы: заявление, учредительные документы. Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц.

- Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

VI. Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.

VII. Регистрация в органах статистики.

VIII. Открытие расчетного счета в банке.

IX. Изготовление печати.

X. Постановка на учет в налоговом органе

- Присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН предприятия)

-Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

-Занесение в государственный реестр предприятий

XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах

-Пенсионный фонд

-Фонд обязательного медицинского страхования

-Фонд государственного социального страхования

 

Завершая изучение темы, следует поставить вопросы:

- Какое дело вы бы решили открыть?

- Почему выбор остановился на предприятии коммерческо-торговой (производственной или финансово-кредитной) сферы деятельности?

- Какая организационно-правовая форма наиболее приемлема для реализации задуманного?

- Каков будет алгоритм оформления вашей фирмы?

 

Систематизировать полученные знания поможет повторное обращение к практическим выводам по теме - о существующих правилах достижения успеха в предпринимательской деятельности и значимости ее грамотного правового оформления.

 

Выполнение задания №5 к параграфу и работа с вопросами для самопроверки может служить домашним заданием. Также следует предложить учащимся написать эссе на заданную тему (по образцу работы с материалами ЕГЭ). Учащимся, интересующимся рассмотренной темой, можно рекомендовать для дополнительного чтения книгу: Ершова И.В. Предпринимательское право. Вопросы и ответы.- М., 2002,- Гл. I-IV.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.