1. Раскрыть сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»
2. Охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста
3. Сформировать умения различать проявления экстенсивного и интенсивного путей развития экономики
4. Выявить причины циклического развития экономики и последствия его воздействия на экономическую жизнь общества
План изучения нового материала:
1. Понятие экономического роста
2. Факторы экономического роста
3. Экстенсивный и интенсивный рост
4. Экономическое развитие
5. Экономический цикл
Ход урока:
1. При обсуждении первого вопроса вспомним материал прошлого урока, раскрывающие два различных показателя: реальный валовой внутренний продукт- его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный валовой внутренний продукт- его объем измеряется в текущих ценах.
Обратим внимание на то, что при расчете темпов ВВП надо различать абсолютную его величину и ВВП на душу населения.
Сделаем выводы. Так, для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста, необходимо соблюдать два условия его использования:
- экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объема валового продукта
- экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны
Закрепить материал раздела поможет выполнения задание №1 к параграфу и задание № 93 из сборника «Задания и тесты», 11 кл.
2. Следующий шаг в изучении нового материала (п. 2 и п.3 плана) - анализ факторов и путей достижения экономического роста.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом параграфа об уже известных из курса основной школы факторах производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и их роли в обеспечении экономического роста.
Следует расширить представления учащихся о факторах экономического роста и способах их рационального использования. Важно подчеркнуть имеющиеся противоречия в решении проблем экономического роста. Сторонники одного из них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиления экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов. Сторонники другой точки зрения считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, несовместима более с идеей прогресса.
Учащиеся выражают свое отношение к этой проблеме, аргументируют поддержку или опровергают взгляды сторонников различных позиций.
Выслушав мнения учащихся, необходимо подвести их к выводу о значении поисков формулы экономического роста, более экономной в расходовании природных ресурсов, ориентированной на улучшение качества жизни.
Знания о путях достижения экономического роста и факторах экстенсивного и интенсивного роста закрепим выполнением заданий из сборника «Задания и тесты»: 131, 141, 152 - НТП как фактор интенсивного роста; 147, 153 - повышение квалификации работника как фактор интенсивного роста.
3. Перед изучением вопроса «Экономическое развитие» (п. 4 плана), уместно после самостоятельного прочтения учащимися учебного текста привлечь их внимание к обсуждению следующих вопросов:
1. Что лежит в основе деления стран по уровню экономического развития?
2. Как слаборазвитым странам разорвать порочный круг бедности?
3. Чем цели экономического роста отличаются от целей экономического развития?
После обсуждения делаем и записываем следующие выводы:
- Низкий уровень валовых внутренних сбережений населения препятствует росту валовых внутренних инвестиций
- Дополнительное инвестирование способствует росту эффективности экономики и повышению доходов населения.
- Необходимыми факторами стимулирования частных сбережений и инвестиций в стране являются политическая и экономическая стабильность, надежная банковская система и благоприятная налоговая политика правительства.
- Важнейшая проблема экономического развития России- создание благоприятного «инвестиционного климата» для превращения внутренних сбережений во внутренние инвестиции.
4. В заключение, рассмотрим пятый пункт плана, посвященный понятию «Экономический цикл»
Прочитаем учебный текст, дающий представление о причинах циклического развития экономики, основных фазах экономического цикла.
Закрепить изученный материал поможет выполнение заданий №3 и №4 к параграфу 2.
Подводя итоги изучения темы урока, сделаем некоторые обобщения с использованием фактов современной российской действительности.
Домашнее задание - параграф 1, подготовить развернутые ответы на вопросы параграфа. Учащимся, желающим глубже изучить проблемы экономического роста и развития, предлагаю обратиться к книге: «Экономика: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/ И.В. Липсиц.-М.,2004.- Гл.10.