Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема занятия: «Экономический рост и развитие» (2 урока)



 

Цели занятия:

1. Раскрыть сущность и соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»

2. Охарактеризовать способы использования различных факторов производства для достижения экономического роста

3. Сформировать умения различать проявления экстенсивного и интенсивного путей развития экономики

4. Выявить причины циклического развития экономики и последствия его воздействия на экономическую жизнь общества

План изучения нового материала:

1. Понятие экономического роста

2. Факторы экономического роста

3. Экстенсивный и интенсивный рост

4. Экономическое развитие

5. Экономический цикл

 

Ход урока:

1. При обсуждении первого вопроса вспомним материал прошлого урока, раскрывающие два различных показателя: реальный валовой внутренний продукт- его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный валовой внутренний продукт- его объем измеряется в текущих ценах.

Обратим внимание на то, что при расчете темпов ВВП надо различать абсолютную его величину и ВВП на душу населения.

Сделаем выводы. Так, для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста, необходимо соблюдать два условия его использования:

- экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объема валового продукта

- экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны

 

Закрепить материал раздела поможет выполнения задание №1 к параграфу и задание № 93 из сборника «Задания и тесты», 11 кл.

2. Следующий шаг в изучении нового материала (п. 2 и п.3 плана) - анализ факторов и путей достижения экономического роста.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом параграфа об уже известных из курса основной школы факторах производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и их роли в обеспечении экономического роста.

Следует расширить представления учащихся о факторах экономического роста и способах их рационального использования. Важно подчеркнуть имеющиеся противоречия в решении проблем экономического роста. Сторонники одного из них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиления экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов. Сторонники другой точки зрения считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, несовместима более с идеей прогресса.

Учащиеся выражают свое отношение к этой проблеме, аргументируют поддержку или опровергают взгляды сторонников различных позиций.

Выслушав мнения учащихся, необходимо подвести их к выводу о значении поисков формулы экономического роста, более экономной в расходовании природных ресурсов, ориентированной на улучшение качества жизни.

Знания о путях достижения экономического роста и факторах экстенсивного и интенсивного роста закрепим выполнением заданий из сборника «Задания и тесты»: 131, 141, 152 - НТП как фактор интенсивного роста; 147, 153 - повышение квалификации работника как фактор интенсивного роста.

 

3. Перед изучением вопроса «Экономическое развитие» (п. 4 плана), уместно после самостоятельного прочтения учащимися учебного текста привлечь их внимание к обсуждению следующих вопросов:

1. Что лежит в основе деления стран по уровню экономического развития?

2. Как слаборазвитым странам разорвать порочный круг бедности?

3. Чем цели экономического роста отличаются от целей экономического развития?

 

После обсуждения делаем и записываем следующие выводы:

- Низкий уровень валовых внутренних сбережений населения препятствует росту валовых внутренних инвестиций

- Дополнительное инвестирование способствует росту эффективности экономики и повышению доходов населения.

- Необходимыми факторами стимулирования частных сбережений и инвестиций в стране являются политическая и экономическая стабильность, надежная банковская система и благоприятная налоговая политика правительства.

- Важнейшая проблема экономического развития России- создание благоприятного «инвестиционного климата» для превращения внутренних сбережений во внутренние инвестиции.

 

4. В заключение, рассмотрим пятый пункт плана, посвященный понятию «Экономический цикл»

Прочитаем учебный текст, дающий представление о причинах циклического развития экономики, основных фазах экономического цикла.

Закрепить изученный материал поможет выполнение заданий №3 и №4 к параграфу 2.

Подводя итоги изучения темы урока, сделаем некоторые обобщения с использованием фактов современной российской действительности.

 

Домашнее задание - параграф 1, подготовить развернутые ответы на вопросы параграфа. Учащимся, желающим глубже изучить проблемы экономического роста и развития, предлагаю обратиться к книге: «Экономика: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/ И.В. Липсиц.-М.,2004.- Гл.10.

 

 

Конспект урока,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.