1. Сформировать у учащихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе.
2. Раскрыть слагаемые эффективного производства, виды доходов, получаемые собственниками факторов (ресурсов) производства, и способы рационального использования этих факторов.
3. Охарактеризовать издержки производителя и пути обеспечения прибыли.
4. Выявить зависимость между изменениями объемов производства и его издержками в целях рационального управления последними, а также влияние уровня налогообложения предприятия на его развитие.
План изучения нового материала:
1. Факторы производства и факторные доходы.
2. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
3. Постоянные и переменные издержки производства.
4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Ход урока:
Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.
Начать изучение нового материала следует с вопроса: как добиться эффективности производства?
Обсуждение вопросов, сформулированных в начале учебного текста параграфа, активизация уже имеющихся знаний об экономической деятельности и одном из ее видов - производстве, использование социального опыта школьников позволят направить их самостоятельную познавательную работу с учебным текстом на дальнейший поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.
Учащиеся уже знакомы с понятием «факторы производства». Следующий элемент содержания первого пункта плана - факторные доходы. В процессе знакомства с учебным текстом необходимо предложить учащимся составить следующие соответствия:
Труд (фактор производства)------------заработная плата (факторный доход)
Земля (фактор производства)----------рента (факторный доход)
Далее идет обсуждение полученных соответствий и задаются вопросы:
- Каковы вид и размер дохода, получаемого владельцами того или иного фактора производства?
- Как образуются эти доходы?
В завершение изучения раздела важно подвести учащихся к важному выводу о том, что эффективность деятельности фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики во многом определяется рациональным использованием привлекаемых (например, труд, земля) и собственных (например, капитал, предпринимательство) факторов (ресурсов) производства.
Для экономически грамотного выбора способов и условий использования последних производителю важно овладеть умениями сравнивать предстоящие издержки и возможную результативность (доходность) своей деятельности.
Следующий шаг в изучении подтемы - анализ экономических и бухгалтерских издержек производства, выбор способов расчета и получения прибыли производителем.
Путем самостоятельного анализа текста раздела «Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль» учащиеся выделяют основные характеристики разнообразных издержек производства и осмысливают различные подходы к формированию экономической и бухгалтерской прибыли.
Для закрепления материала поможет обсуждение в ходе беседы следующих вопросов:
- Как определить экономическую эффективность деятельности фирмы?
- Чем внутренние издержки (неявные) отличаются от внешних издержек (явных)?
- Что отражает экономическая прибыль предприятия и на что ориентирует предпринимателя бухгалтерская прибыль?
- Какой метод подсчета издержек помогает сделать рациональный выбор использования производителем имеющихся ресурсов?
После этого необходимо обобщить результаты беседы и организовать выполнение зад.1 к параграфу.
Для понимания вопроса «Постоянные и переменные издержки производства» следует организовать выполнение практических заданий №2 и №3 к параграфу. Особого внимания заслуживает работа по овладению такими ключевыми для рассматриваемой темы экономическими понятиями и показателями как «эффективность» и «рентабельность» производственной деятельности фирмы.
Практическому закреплению представлений о таких показателях производства, как эффективность и рентабельность, будет способствовать выполнение задания №4 к параграфу. Полезно также знакомство с материалами рубрики «Посчитаем-подумаем» (Липсиц И.В. Экономика: базовый курс: учеб. Для 10-11 кл.-М., 2003)
Логическим завершением самостоятельного изучения первых трех пунктов плана может быть организация работы учащихся с представленным в параграфе фрагментом из книги В.И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку».
В заключение этой части урока полезно предложить учащимся свои варианты фразы, выписанной на доске: «Эффективное предприятие - это….»
Последний раздел параграфа «Налоги, уплачиваемые предприятием» необходимо начать с того, что существует тесная взаимосвязь между общим объемом издержек производства и налоговыми расходами производителя, а последние в значительной степени могут влиять на экономический выбор предпринимателя и должны учитываться при расчетах рентабельности фирмы.
После того, как будут охарактеризованы основные виды налогов, следует организовать беседу по следующим вопросам:
- Все ли предприятия должны платить налог на прибыль?
- От чего зависит величина ставки налога на прибыль для различных предприятий?
- На какие виды деятельности распространяется льготное налогообложение?
- Какие доходы фирмы облагаются налогом на добавленную стоимость?
- Почему ставка НДС различается в зависимости от вида товара?
Домашнее задание: письменно раскрыть содержание следующего утверждения исследователя Г.Гинса: «Оптимизм предпринимателя- это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость- это сила самосохранения его»
Дать развернутые ответы на вопросы третьего параграфа.