Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема занятия: «Фирмы в экономике» (2 урока)



 

Цель занятия:

1. Сформировать у учащихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе.

2. Раскрыть слагаемые эффективного производства, виды доходов, получаемые собственниками факторов (ресурсов) производства, и способы рационального использования этих факторов.

3. Охарактеризовать издержки производителя и пути обеспечения прибыли.

4. Выявить зависимость между изменениями объемов производства и его издержками в целях рационального управления последними, а также влияние уровня налогообложения предприятия на его развитие.

 

План изучения нового материала:

1. Факторы производства и факторные доходы.

2. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

3. Постоянные и переменные издержки производства.

4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

 

Ход урока:

Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.

 

Начать изучение нового материала следует с вопроса: как добиться эффективности производства?

Обсуждение вопросов, сформулированных в начале учебного текста параграфа, активизация уже имеющихся знаний об экономической деятельности и одном из ее видов - производстве, использование социального опыта школьников позволят направить их самостоятельную познавательную работу с учебным текстом на дальнейший поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.

Учащиеся уже знакомы с понятием «факторы производства». Следующий элемент содержания первого пункта плана - факторные доходы. В процессе знакомства с учебным текстом необходимо предложить учащимся составить следующие соответствия:

Труд (фактор производства)------------заработная плата (факторный доход)

Земля (фактор производства)----------рента (факторный доход)

Капитал (фактор производства)--------процент (факторный доход)

Предпринимательство (фактор производства)----------прибыль (факторный доход)

 

Далее идет обсуждение полученных соответствий и задаются вопросы:

- Каковы вид и размер дохода, получаемого владельцами того или иного фактора производства?

- Как образуются эти доходы?

В завершение изучения раздела важно подвести учащихся к важному выводу о том, что эффективность деятельности фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики во многом определяется рациональным использованием привлекаемых (например, труд, земля) и собственных (например, капитал, предпринимательство) факторов (ресурсов) производства.

Для экономически грамотного выбора способов и условий использования последних производителю важно овладеть умениями сравнивать предстоящие издержки и возможную результативность (доходность) своей деятельности.

 

Следующий шаг в изучении подтемы - анализ экономических и бухгалтерских издержек производства, выбор способов расчета и получения прибыли производителем.

Путем самостоятельного анализа текста раздела «Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль» учащиеся выделяют основные характеристики разнообразных издержек производства и осмысливают различные подходы к формированию экономической и бухгалтерской прибыли.

Для закрепления материала поможет обсуждение в ходе беседы следующих вопросов:

- Как определить экономическую эффективность деятельности фирмы?

- Чем внутренние издержки (неявные) отличаются от внешних издержек (явных)?

- Что отражает экономическая прибыль предприятия и на что ориентирует предпринимателя бухгалтерская прибыль?

- Какой метод подсчета издержек помогает сделать рациональный выбор использования производителем имеющихся ресурсов?

После этого необходимо обобщить результаты беседы и организовать выполнение зад.1 к параграфу.

 

Для понимания вопроса «Постоянные и переменные издержки производства» следует организовать выполнение практических заданий №2 и №3 к параграфу. Особого внимания заслуживает работа по овладению такими ключевыми для рассматриваемой темы экономическими понятиями и показателями как «эффективность» и «рентабельность» производственной деятельности фирмы.

Практическому закреплению представлений о таких показателях производства, как эффективность и рентабельность, будет способствовать выполнение задания №4 к параграфу. Полезно также знакомство с материалами рубрики «Посчитаем-подумаем» (Липсиц И.В. Экономика: базовый курс: учеб. Для 10-11 кл.-М., 2003)

 

Логическим завершением самостоятельного изучения первых трех пунктов плана может быть организация работы учащихся с представленным в параграфе фрагментом из книги В.И. Данилова-Данильяна «Бегство к рынку».

В заключение этой части урока полезно предложить учащимся свои варианты фразы, выписанной на доске: «Эффективное предприятие - это….»

 

Последний раздел параграфа «Налоги, уплачиваемые предприятием» необходимо начать с того, что существует тесная взаимосвязь между общим объемом издержек производства и налоговыми расходами производителя, а последние в значительной степени могут влиять на экономический выбор предпринимателя и должны учитываться при расчетах рентабельности фирмы.

После того, как будут охарактеризованы основные виды налогов, следует организовать беседу по следующим вопросам:

- Все ли предприятия должны платить налог на прибыль?

- От чего зависит величина ставки налога на прибыль для различных предприятий?

- На какие виды деятельности распространяется льготное налогообложение?

- Какие доходы фирмы облагаются налогом на добавленную стоимость?

- Почему ставка НДС различается в зависимости от вида товара?

 

Домашнее задание: письменно раскрыть содержание следующего утверждения исследователя Г.Гинса: «Оптимизм предпринимателя- это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость- это сила самосохранения его»

Дать развернутые ответы на вопросы третьего параграфа.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.