Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема занятия: «Рыночные отношения в экономике» (2 урока)



 

Цели занятия:

1. Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки.

2. Показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах.

3. Дать представление о «смешанной экономике»

4. Раскрыть основные проблемы становления в России рыночной экономики.

 

План изучения нового материала:

1. Экономические системы.

2. Рынок и его роль в экономической жизни.

3. Рыночные структуры.

4. Конкуренция и монополия.

5. Современный рынок.

6. Становление рыночной экономики в России.

 

Ход урока:

Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.

 

1. Начать работу над новым материалом следует с определения понятия «экономическая система» в школьном словаре по обществознанию. Прочитаем вступительный текст к параграфу 3 и подумаем над вопросом о различиях представленных в нем характеристик экономических систем. Сделаем вывод, что эти различия, в частности, состоят в разных ответах на главные вопросы экономики: Что? Для кого? Как производить?

Затем сосредоточимся на кратком определении рыночной экономики, представленном в параграфе. В нем даны лишь некоторые признаки этой экономической системы. Сопоставим это определение с тем, которое дано рыночной экономике в школьном словаре. Результатом этой работы является перечень признаков этого понятия, записанный в тетрадях. При наличии времени, возможно также заполнение таблицы, в которой оформляется четыре колонки (традиционная, командная, рыночная и смешанная системы), где записываются признаки каждой из этих систем.

 

2. Вопрос о рынке и его роли в экономической жизни следует изложить, чтобы разъяснить рыночный механизм регулирования производства и потребления. После того, как действие этого механизма объяснено, можно закрепить понимание сути закона спроса и закона предложения, обратившись к формулировкам этих законов в школьном словаре. Обсудим задание 2 к параграфу, чтобы ответить на ключевые вопросы подтемы:

· Почему рынок побуждает к снижению издержек производства?

· Каким образом рынок поощряет совершенствование техники и технологии?

· Как рынок регулирует распределение ресурсов для производства тех или иных товаров?

 

После этого характеризуем сильные и слабые стороны рыночного регулирования.

Таким образом, положительная роль рыночного механизма состоит в том, что он обеспечивает:

· Рациональное распределение ресурсов между различными сферами деятельности.

· Гибкость и высокую адаптивность производства и потребления к изменяющимся условиям на основе информации о динамике спроса и предложения.

· Свободу выбора и действий производителей и потребителей.

· Повышение качества товаров и услуг.

· Стимулирование внедрения достижений НТП.

· Бездефицитность рынка, удовлетворение разнообразных потребностей.

 

Слабые стороны рыночного регулирования заключаются в следующем:

· Действие рыночного механизма порождает чрезмерную дифференциацию доходов, бедность отдельных групп населения, безработицу, монополизацию экономики.

· Стимулируя использование достижений науки и техники, рынок не побуждает к вложению средств в фундаментальные научные исследования, без которых НТП невозможен.

· Деятельность участников рынка нередко ведет к загрязнению окружающей среды, к хищническому использованию невозобновляемых природных ресурсов, а рыночный механизм не стимулирует заботу об экологии.

· Рыночный механизм не способствует таким необходимым для общества видам деятельности, как оборона, сфера управления, образование и другие услуги коллективного пользования.

 

3. Представление о структуре рынка создаст у учащихся изучение первых четырех абзацев раздела «Рыночная структура и инфраструктура». Следует разъяснить классификацию рыночных структур по степени ограниченности конкуренции. Такие разъяснения целесообразно сделать при изучении четвертого пункта плана.

4. Вопрос о конкуренции и монополии позволяет углубить понятие о структуре рынка. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. Осмыслению текста помогут вопросы:

- В чем состоит сущность конкуренции?

- Как конкуренция влияет на поведение производителей?

- В чем заключается сущность монополии?

 

После этого можно вернуться к структуре рынка и кратко охарактеризовать рынки по критерию уровня развития конкуренции

 

5. Следующий пункт плана урока, посвященный понятию «Современный рынок», подводит к пониманию принципов проявления смешанной экономики, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Соотношение названных форм экономического регулирования в разных странах со смешанной экономикой различно и зависит от конкретных условий.

 

Основное понятие урока - «рыночная экономика» поможет сделать более осознанным работа над зад. 1 и 4 к параграфу, а также задания 117 (с.56) и 128 (с. 60-61) из пособия «Задания и тесты», 11 кл.

 

6. Над последним пунктом плана учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

Перед самостоятельной работой с учебным текстом логично задать следующие вопросы:

- Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?

- Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?

- В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?

- Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?

 

Работа сопровождается выполнением познавательных заданий 110 (с.54) и 99 (с.51) из сборника «Задания и тесты», 11 кл. Термин «приватизация» уточняется с помощью школьного словаря по обществознанию.

Войти в проблему поможет работа с документами. Прежде всего, это представленный в конце параграфа текст, автор которого академик С.С. Шаталин. Задание 7 к этому документу является очень важным для восприятия изучаемого материала. Более сложная работа может быть организована на основе сопоставления текста С.С. Шаталина с документом «Характерные черты рыночной экономики» («Дидактические материалы», 10-11 кл., с.119-120), автором которого является Д. Сакс, экономический советник российского правительства в начале реформ.

 

Подводя учащихся к практическим выводам, следует задать следующие вопросы:

- Что дает понимание рыночного механизма производителю? Покупателю? К каким ошибкам в жизни человека может привести незнание экономических законов?

- При каких условиях можно обеспечить собственную конкурентноспособность?

- Каким образом знания о рыночной экономике могут повлиять на поведение избирателя?

 

7. В заключение можно обсудить зад. 105 из пособия «Задания и тесты», 11 кл. (с.52)

 

Вопросы для самопроверки и рубрика «Мысли мудрых» - самостоятельная работа дома. Также - параграф 3, подготовить развернутые ответы на поставленные вопросы. Учащимся, которые захотят углубиться в тему, можно рекомендовать учебник Липсица И.В. «Введение в экономику и бизнес». М., 2000,- Гл. 3-7

 

 

Конспект урока,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.