1. Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки.
2. Показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах.
3. Дать представление о «смешанной экономике»
4. Раскрыть основные проблемы становления в России рыночной экономики.
План изучения нового материала:
1. Экономические системы.
2. Рынок и его роль в экономической жизни.
3. Рыночные структуры.
4. Конкуренция и монополия.
5. Современный рынок.
6. Становление рыночной экономики в России.
Ход урока:
Проверка домашнего задания: ответы на вопросы параграфа по ключевым проблемам предыдущей темы.
1. Начать работу над новым материалом следует с определения понятия «экономическая система» в школьном словаре по обществознанию. Прочитаем вступительный текст к параграфу 3 и подумаем над вопросом о различиях представленных в нем характеристик экономических систем. Сделаем вывод, что эти различия, в частности, состоят в разных ответах на главные вопросы экономики: Что? Для кого? Как производить?
Затем сосредоточимся на кратком определении рыночной экономики, представленном в параграфе. В нем даны лишь некоторые признаки этой экономической системы. Сопоставим это определение с тем, которое дано рыночной экономике в школьном словаре. Результатом этой работы является перечень признаков этого понятия, записанный в тетрадях. При наличии времени, возможно также заполнение таблицы, в которой оформляется четыре колонки (традиционная, командная, рыночная и смешанная системы), где записываются признаки каждой из этих систем.
2. Вопрос о рынке и его роли в экономической жизни следует изложить, чтобы разъяснить рыночный механизм регулирования производства и потребления. После того, как действие этого механизма объяснено, можно закрепить понимание сути закона спроса и закона предложения, обратившись к формулировкам этих законов в школьном словаре. Обсудим задание 2 к параграфу, чтобы ответить на ключевые вопросы подтемы:
· Почему рынок побуждает к снижению издержек производства?
· Каким образом рынок поощряет совершенствование техники и технологии?
· Как рынок регулирует распределение ресурсов для производства тех или иных товаров?
После этого характеризуем сильные и слабые стороны рыночного регулирования.
Таким образом, положительная роль рыночного механизма состоит в том, что он обеспечивает:
· Рациональное распределение ресурсов между различными сферами деятельности.
· Гибкость и высокую адаптивность производства и потребления к изменяющимся условиям на основе информации о динамике спроса и предложения.
· Свободу выбора и действий производителей и потребителей.
Слабые стороны рыночного регулирования заключаются в следующем:
· Действие рыночного механизма порождает чрезмерную дифференциацию доходов, бедность отдельных групп населения, безработицу, монополизацию экономики.
· Стимулируя использование достижений науки и техники, рынок не побуждает к вложению средств в фундаментальные научные исследования, без которых НТП невозможен.
· Деятельность участников рынка нередко ведет к загрязнению окружающей среды, к хищническому использованию невозобновляемых природных ресурсов, а рыночный механизм не стимулирует заботу об экологии.
· Рыночный механизм не способствует таким необходимым для общества видам деятельности, как оборона, сфера управления, образование и другие услуги коллективного пользования.
3. Представление о структуре рынка создаст у учащихся изучение первых четырех абзацев раздела «Рыночная структура и инфраструктура». Следует разъяснить классификацию рыночных структур по степени ограниченности конкуренции. Такие разъяснения целесообразно сделать при изучении четвертого пункта плана.
4. Вопрос о конкуренции и монополии позволяет углубить понятие о структуре рынка. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. Осмыслению текста помогут вопросы:
- В чем состоит сущность конкуренции?
- Как конкуренция влияет на поведение производителей?
- В чем заключается сущность монополии?
После этого можно вернуться к структуре рынка и кратко охарактеризовать рынки по критерию уровня развития конкуренции
5. Следующий пункт плана урока, посвященный понятию «Современный рынок», подводит к пониманию принципов проявления смешанной экономики, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. Соотношение названных форм экономического регулирования в разных странах со смешанной экономикой различно и зависит от конкретных условий.
Основное понятие урока - «рыночная экономика» поможет сделать более осознанным работа над зад. 1 и 4 к параграфу, а также задания 117 (с.56) и 128 (с. 60-61) из пособия «Задания и тесты», 11 кл.
6. Над последним пунктом плана учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.
Перед самостоятельной работой с учебным текстом логично задать следующие вопросы:
- Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?
- Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?
- В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?
- Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?
Работа сопровождается выполнением познавательных заданий 110 (с.54) и 99 (с.51) из сборника «Задания и тесты», 11 кл. Термин «приватизация» уточняется с помощью школьного словаря по обществознанию.
Войти в проблему поможет работа с документами. Прежде всего, это представленный в конце параграфа текст, автор которого академик С.С. Шаталин. Задание 7 к этому документу является очень важным для восприятия изучаемого материала. Более сложная работа может быть организована на основе сопоставления текста С.С. Шаталина с документом «Характерные черты рыночной экономики» («Дидактические материалы», 10-11 кл., с.119-120), автором которого является Д. Сакс, экономический советник российского правительства в начале реформ.
Подводя учащихся к практическим выводам, следует задать следующие вопросы:
- Что дает понимание рыночного механизма производителю? Покупателю? К каким ошибкам в жизни человека может привести незнание экономических законов?
- При каких условиях можно обеспечить собственную конкурентноспособность?
- Каким образом знания о рыночной экономике могут повлиять на поведение избирателя?
7. В заключение можно обсудить зад. 105 из пособия «Задания и тесты», 11 кл. (с.52)
Вопросы для самопроверки и рубрика «Мысли мудрых» - самостоятельная работа дома. Также - параграф 3, подготовить развернутые ответы на поставленные вопросы. Учащимся, которые захотят углубиться в тему, можно рекомендовать учебник Липсица И.В. «Введение в экономику и бизнес». М., 2000,- Гл. 3-7