Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение развития математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью



Изучение развития элементарных математических представлений осуществляется в ходе комплексного психолого-педагогического обследования, которое проводится различными специалистами. Математические представления у детей по специально разработанной схеме изучает учитель-дефектолог. Для получения достоверных данных он привлекает результаты обследования ребенка, полученные воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем и т. д. Учитель-дефектолог обращает внимание на особенности развития у ребенка количественных, величинных, пространственно-временных и геометрических представлений.

На основе обследования ребенка инструктором по физическому воспитанию учитель-дефектолог выявляет особенности его пространственной ориентировки, координационные способности и пр.

Результаты логопедического обследования ребенка дают представление о развитии его пассивного и активного словаря и являются основанием для построения специальной индивидуальной программы по его обогащению. У детей с умственной отсталостью может наблюдаться полное отсутствие речи, нарушение связной речи или ее лексико-грамматического строя, а также звукопроизношения и другие системные нарушения речи, которые необходимо учитывать в дальнейшей коррекционной работе с ребенком при формировании элементарных математических представлений.

Изучение музыкального развития детей дает интересный и значимый материал об их ритмических способностях, зрительном и слуховом восприятии. Этот материал может стать опорой в работе с музыкальными инструментами в процессе формирования прежде всего количественных, пространственно-временных представлений и представлений о величине при построении программы формирования элементарных математических представлений.

Таким образом, диагностика особенностей развития элементарных математических представлений детей обязательна для каждого ДОУ и проводится в начале учебного года. На основе ее результатов отбирается содержание как для групповой, так и для индивидуальной работы с каждым ребенком. Кроме того, дети делятся на подгруппы в соответствии с уровнем владения ими различными элементарными математическими представлениями.

Контроль эффективности работы с детьми по формированию элементарных математических представлений, уточнение ее содержания, а также определение возможности перехода от одного этапа работы к другому требуют выяснения и фиксации динамики усвоения детьми математических знаний, а потому их диагностическое обследование проводится и в течение учебного года. При этом особое внимание обращается на тот материал, который осваивался ребенком, и уровень его освоения. Такое обследование, на наш взгляд, является корректным в отношении ребенка и целесообразным с точки зрения изучения его достижений. Проводить обследование по всем параметрам развития математических представлений чаще одного раза в год не имеет смысла. Это лишь излишне перегружает ребенка и обычно не дает качественных результатов для основного процесса обучения.

Диагностику математических представлений необходимо каждый раз тщательно продумывать и готовить. Основное моменты, значимые для обследования: содержание заданий, с помощью которых выявляются особенности элементарных математических представлений, подбор стимульного материала и организация обследования. До сих пор эти задачи решаются каждым учителем-дефектологом индивидуально.

В данном учебно-методическом пособии мы представляем свой взгляд на подобное диагностическое обследование и предлагаем методику, которая может быть дополнена, а при необходимости, наоборот, сокращена по объему и содержанию. При разработке данной методики использовались материалы для изучения детей дошкольного возраста, разработанные Р. Гельман, А.М. Леушиной, К. Мекк, Л.Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, Т.Д. Рихтерман и другими, а также материалы, предлагаемые для обследования детей с интеллектуальной достаточностью (С.Д. Забрамная, А. А. Катаева, Е.А. Стребелева и др.).

По нашему мнению, задания для диагностики математических представлений могут варьироваться, главное, чтобы они были тщательно отобраны и продуманы педагогом. Практика показывает, что у учителей-дефектологов в процессе педагогической деятельности появляются «любимые пособия», которые, по их мнению, наиболее успешно могут быть использованы в процессе обследования. Если этот материал качественный, содержательный и отвечает целям диагностического обследования, то его можно использовать для данной процедуры. Подбирая материал для обследования, необходимо учитывать его разнообразие по видам и сложности, чтобы при обследовании получить как можно более широкую информацию о зоне ближайшего и актуального математического развития ребенка.

Для диагностики рекомендуется использовать материал, который потом не будет применяться в обучении. В противном случае объективность выводов о сформированности математических представлений у детей в процессе обучения будет заметно снижена. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны ситуативность и стереотипность знаний и умений, особенно когда они еще недостаточно усвоены. Учителям дефектологам и логопедам хорошо известен так называемый феномен «кабинетных ответов», когда в привычной обстановке кабинета, реагируя на хорошо знакомый дидактический материал, привычную манеру его подачи, а также на голос, улыбку, взгляд, позу педагога, ребенок достаточно хорошо отвечает на вопросы, выполняет задания и т. п. Малейшие изменения в обучающей ситуации могут привести к ошибочным ответам, а в целом — к неуспеху. Это свидетельствует о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью не могут осуществить перенос, который является основным показателем сформированности знаний, умений и навыков.

Обследование необходимо проводить индивидуально в привычных для ребенка условиях, в комфортной психологической обстановке. В процессе выполнения заданий важно предусмотреть оказание помощи ребенку. Педагог продумывает процедуру обследования таким образом, чтобы вызвать у ребенка желание участвовать в нем. Этому способствует создание специальной игровой ситуации, которая поддерживается в течение всей процедуры обследования и в ходе выполнения отдельных заданий. Никогда нельзя забывать о том, что для ребенка обследование — это игра, а не экзамен.

В карте развития фиксируются следующие моменты диагностического обследования:

§ принятие ребенком задания;

§ способ выполнения задания и степень самостоятельности при этом;

§ умение выполнять задание до конца;

§ индивидуальные особенности поведения и деятельности ребенка;

§ результативность выполнения заданий.

Диагностика математических представлений проводится в течение нескольких встреч. Материалы для выполнения заданий на основе изобразительной деятельности готовятся заранее и предлагаются ребенку в сочетании с заданиями, выполняемыми в предметной и игровой деятельности.

В процессе обследования важно создать такую ситуацию, в которой даже самые сложные для ребенка задания принимались бы им охотно. Ведь основная задача обследования — выяснить, каким способом, на каком уровне и т. п. ребенок взаимодействует с предложенным математическим материалом.

Примерное содержание обследования математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.