. Упражнение желательно выполнять очень медленно. Его можно проводить под музыку или пение. Шагайте или прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А в такт движения левой ноги - правая рука. Шагайте или прыгайте вперед, вправо, влево, назад, двигая глазами во всех направлениях.
Возможны любые вариации: шагая или прыгая, прикасаться локтем правой руки к колену левой (и наоборот) и т.п. (см. рисунок).
Для детей, которым плохо понимают, как надо выполнять упражнение, можно использовать цветные наклейки, наклеив, например, красные кружочки на правую руку и левую ногу, а зеленые - на левую руку и правую ногу.
Рисунок, с .19 по книге П. и Г.Деннисонов
Это упражнение способствует сбалансированной активизации нервных путей мозолистого тела головного мозга.
Автор «Гимнастики мозга» П.Деннисон обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения. Он показал также, что часто стресс разрушает перекрестно-латеральные навыки.
По мнению доктора нейрофизиологии К.Ханнафорд, изучавшей «Гимнастику мозга», «если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно обусловленный уровень мышления» (1999, с.133).
Крюки»
Это упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Дается следующая инструкция: «Скрестите лодыжки так, чтобы было удобно (например, в положении «сидя» положите правую лодыжку на левую или левую на правую). Затем скрестите руки на груди, соедините пальцы в «замок» и выверните руки. . Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекрестите руки, возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами».
Рис. с. 135. К.Ханнафорд
К.Ханнафорд отмечает, что это сложное перекрестное движение оказывает на мозг то же интегрирующее действие, что и «Перекрестные шаги». Когда язык прижимается к небу, это «возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. (там же, с.134).
К.Ханнафорд рассказывает, что когда она работала консультантом в школе, то ввела правило «двухминутки». Если к ней приводили учеников (от 5 до 15 лет), которые плохо себя вели или дрались, они должны были сидеть в позе «Крюков» в течение двух минут, прежде чем начать разговор. «Такое правило, - пишет К.Ханнафорд, - способствовала сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания и рептильном мозге и снижения таким образом выработки адреналина» (Там же, с.135). Уже через две минуты дети были способны понять точку зрения другого и свою собственную.
Это упражнение полезно и взрослым, когда они испытывают стресс, хотят успокоиться. Педагоги могут его использовать для переключения внимания учеников после перемены, уроков физкультуры и т.п.
«Гимнастика мозга» содержит также большое количество упражнений, способствующих развитию отдельных функциональных систем мозга. Приведем некоторые из них.
4. "Ленивые восьмерки" для письма
Для выполнения этого упражнения нужны доска и мел или прикрепленный к стене большой лист бумаги и карандаш. Необходимо непрерывным движением нарисовать «восьмерку», лежащую на боку (знак бесконечности). Рисование начинается от центра, затем идет против часовой стрелки - вверх, влево и обратно через низ к центральной точке. Далее рисунок продолжается от центра вправо - верх по часовой стрелке, в сторону по окружности и вновь возврат в исходную точку. Во время рисования необходимо следить за рукой, рисующей восьмерку, слегка поворачивая голову.
Сначала три восьмерки рисуются левой рукой, затем три - правой, а затем три - двумя руками вместе.
Лучше всего рисовать «восьмерки» крупными.
Это упражнение активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля - левое и правое, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля, процесса слежения глазами. расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, стимулирует тактильную чувствительность.