1. Объединяются ответы “верно” и “скорее верно, чем неверно” рассматриваются вместе (обозначаются в ключах знаком “+”), ответы “скорее неверно, чем верно” и “неверно” также объединяются (обозначаются в ключах знаком “-”).
2. Выявляется тенденции к социальной желательности ответов
Ответы по шкале социальной желательности сопоставляются с ключом (см. табл. 17).
Таблица 17.
Шкала социальной желательности
Варианты ответов
Пункты шкалы
“+”
6 24 25 42 60 62 72
“-”
15 53 83
В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, результаты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать социально желательные ответы. В этом случае к результатам, полученным по шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как ориентировочные.
Необходимо провести дополнительное исследование с использованием другого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение и т.п.).
3. Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты испытуемого сопоставляются с ключом (таблица 18). Совпадение с ключом - один балл.
Таблица 18.
Ключ
1. -
23. -
46. +
69. -
2. +
26. -
47. +
70. -
3. -
27. +
48. -
71. +
4. -
28. +
49. +
73. -
5. +
29. -
50. -
74. -
7. -
30. -
51. -
75. -
8. -
31. +
52. -
76. +
9. -
32. +
54. +
77. -
10. +
33. +
55. -
78. +
11. -
34. +
56. +
79. +
12. -
35. -
57. -
80. +
13. +
36. -
58. +
81. +
14. -
37. +
59. +
82. +
16. -
38. -
61. +
84. +
17. +
39. +
63. +
85. -
18. +
40. +
64. -
86. +
19. +
41. +
65. +
87. -
20. +
43. -
66. +
88. -
21. +
44. +
67. -
89. -
22. -
45. -
68. +
90. +
Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с которым определяется уровень самоотношения. выделяется 5 уровней самоотношения (таблица 19).
Таблица 19.
Уровень самоотношения
Количество баллов
Стенайн
Уровень
0-19
V
20-33
IV
34-45
Ш
46-51
П
52-57
58-62
I
63-68
69-75
Ш
Более 75
IV
Значение уровней самоотношения:
I уровень - очень высокий уровень самоотношения, может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе
II уровень высокий уровень, соответствующий социальному нормативу
III уровень - средний уровень самоотношения
IV уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения
V уровень - предельно низкий уровень самоотношения, группа риска
4. Подсчитываются баллы по отдельным факторам (таблица 20). Совпадение с ключом - один балл.
Результаты фиксируются в соответствующих графах.
Таблица 20.
Фактор (ключ)
Интерпретация, кол-во баллов
I. Поведение (П):
13+ 14- 16 - 26 - 27+ 29- 38- 39+ 64- 70 –77- 85 - 86 +
Всего 13 пунктов
А/ 0-4 балла
Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых;
Б/ 6-9 баллов
Обычно свидетельствует о реалистичном отношении к своему поведению
В/ 10-13 баллов
Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требованиям взрослых
Для групп А и В дополнительно полезно выявить отношение к такому поведению (оно может характеризовать негативистическое отношение к требованиям - “я веду себя плохо и очень этим доволен”; Подросток может переживать из-за того, что продолжает выполнять требования взрослых (как маленький), и относится к этому отрицательно, возможны и оценка, соответствующая оценке взрослых.
Однако следует иметь в виду, что суммарная оценка в общем ключе (табл.1) предполагает, что соответствие требованиям взрослых рассматривается подростком как положительная черта
П. Интеллект, положение в школе (И):
5+ 10+ 18+ 19+ 23- 28+ 30- 34+
37+ 47+ 54+ 66 + 75- 79+ 80+
всего 15 пунктов
А/ 0-5 баллов
Низкая самооценка интеллекта, школьной успешности
Б/ 6-10 баллов
Самооценка интеллекта и школьной успешности среднего уровня
В/ 11-15 баллов
Высокая самооценка.
Самооценку в этой области целесообразно сопоставить с уровнем реальной успешности. Важно также проанализировать отношение подростка к своей школьной успешности.
Ш. Ситуация в школе (Ш)
8- 11- 13+ 31+ 35- 50- 56+
всего7пунктов
А/ 0-2 балла - подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь, тревогу, скуку.
Б/ 3-4 балла -нейтральное отношение к школе
В/ 5-7 баллов -позитивное восприятие школьной ситуации
Необходимо проанализировать причины негативного восприятия школьной ситуации
IV. Внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников (В)
9- 17+ 33+ 44+ 46+ 61+ 68+ 73- 78+ 82+ 85-
всего 11 пунктов
А/ 0-3 балла.
Низкая самооценка внешности, физических качеств
Б/ 4-7 баллов
Средняя самооценка
В/ 8-11 баллов
Высокая самооценка.
Низкая (а нередко и средняя) самооценка внешности – фактор риска, она может быть причиной низкой общей самооценки подростка, его общей неудовлетворенности собой.
V. Тревожность (Т).
4+ 7+ 8+ 11+ 32- 41- 43+ 49- 55+ 84- 89+
всего 11 пунктов
Следует обратить внимание на то, что знаки в данном случае обратны по отношению к общему ключу (табл. 1)
А/0-4 балла -высокий уровень эмоционального благополучия, низкий (адаптивный) уровень тревожности
Б/ 5-7 баллов – средний уровень тревожности
В/ 8-11 баллов -высокий уровень тревожности
Подростки группы “В” нуждаются в психологической помощи.
VI. Общение (О). Популярность среди сверстников, умение общаться:
1- 3- 7- 12- 17+ 22- 31+ 37+ 45- 51- 55- 56+ 58+ 65+ 66+ 71+ 74- 76+ 78+
всего 19пунктов
А/ 0-6 баллов - низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться. Свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении у подростка.
Б/ 7-13 баллов -средняя самооценка
В/ 14-19 баллов -высокая самооценка в общении, характеризующая переживание удовлетворенности в этой сфере.
Следует сопоставить эти данные с результатами объективного исследования положения школьника среди сверстников
VI. Счастье и удовлетворенность (У):
2+ 40+ 44+ 50- 57- 59+ 67- 88- 90+
всего 9 пунктов
А/0-2 балла – переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией
Б/ 3-5 баллов -реалистичное отношение к жизненной ситуации
В/ 6-9 баллов -полное ощущение удовлетворенности жизнью
VII. Положение в семье (С)
16- 19+ 29- 36- 43- 67- 70- 81+
всего 8 пунктов
А/ 0-2 балла - подросток не удовлетворен своим положением в семье
Б/ 3-5 баллов -средняя степень удоволетворенности
В/ 6-8 баллов -высокая степень удовлетворенности.
Низкая степень удовлетворенности ситуацией в семье может рассматриваться как фактор риска.
VIII. Уверенность в себе
5+ 9- 10+ 14 - 18+ 20+ 21+ 28+ 39+ 40+ 48-
52- 63+ 69- 85- 86+ 87- 90+
всего 18пунктов
А/ 0-5 баллов - неуверенность в себе
Б/ 6-15 баллов -средний уровень уверенности в себе, реалистичная самооценка.
В/ 16-19 баллов -чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего носит компенсаторно-защитный характер. Вместе с тем, особенно у младших подростков свидетельствовать об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.
В психологической помощи нуждаются как неуверенные в себе, так и чрезмерно уверенные в себе школьники.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ)
Методика исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д.Амирханом в 1990 г. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, , определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных, стуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д.Амирхану определить 3 базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание(уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.