Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативные показатели



Шкала уровень Половозрастные группы, интервалы значений
10-11 л. 12-14 л. 15-16 л.
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Юн.
Познавательная активность Высокий 31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
Средний 21-30 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий 10-20 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Мотивация Достижения Высокий 32-40 29-40 31-40 25-40 31-40 26-40
Средний 22-31 21-28 23-30 18-24 22-30 18-25
Низкий 10-21 10-20 10-22 10-17 10-21 10-17
Тревожность Высокий 27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний 20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий 10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
Гнев Высокий 21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний 14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий 10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11

 

 

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Шкала разработана А.М.Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е.Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.

Шкала предназначена для подростков 11-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Экспериментальный материал:

Бланк беседы

 

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

Фамилия, имя

школьника_____________________ Школа________

Возраст _____________________ Класс_________

 

С кем проводится беседа (сам подросток, мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель, психолог – нужное подчеркнуть, в случае необходимости – дописать) ___________________

 

Дата проведения___________

Время проведения__________

 

№№ Шифр суб-шкалы Пункт шкалы Оценка 1, 2, 3 Примечания
1. У Обладает чувством собственного достоинства    
2. С Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки    
3. П Умеет принимать решения и выполнять их    
4. О Имеет друзей-сверстников      
5. И Интересуется происходящим в стране и мире    
6. Об Ответственно относится к школьным обязанностям      
7. И Любит читать      
8. С Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы      
9. П Выполняет намеченное дело до конца      
10. Об Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой      
11. И Читает газеты, журналы    
12. О Умеет прийти на помощь другому человеку      
13. У Проявляет требовательность к себе    
14. П Владеет средствами, способами достижения цели    
15. О Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками      
16. С Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги    
17. П Может составить план выполнения задания и придерживаться его.      
18. И Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио      
19. У Правильно реагирует на собственные неудачи      
20. С Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга    
21. И Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации    
22. У Правильно относится к собственным успехам      
23. О Можно полностью довериться, положиться    
24. Об Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины      
25. И Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т.п.)    
26. Об Участвует в делах класса, школы      
27. У Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности      
28. Об Выполняет повседневную работу по дому      
29. П Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь    
30. О Получает удовольствие от общения со сверстниками      
31. С Самостоятельно распределяет свое время    
32. П Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т.п.) и умеет подчиняться им      
33. У Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни    
34. О Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих    
35. Об Без напоминаний выполняет домашние задания    
36. С Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями    

 

Порядок проведения

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.

Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).

Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

1 б. - школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения

2 б. - владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно

3 б. - не владеет

В графе “Примечания” психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т.п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

 

Обработка результатов

1.
Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 25).

 

 

Таблица 25

Показатели социального возраста

 

Группа Количество баллов Социальный возраст
Девочки 102-108
96-101
89-95
82-88
75-81
70-76
63-69
56-62
49-36
Мальчики 95-108
88-94
81-87
74-80
67-73
62-66
57-61
50-56
43-36

 

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:

СК = (СВ - ХВ) • 0,1

 

где:

СК - коэффициент социальной компетентности

СВ - социальный возраст (определяется по таблице 1)

ХВ - хронологический возраст

 

3. В соответствии с ключом (таблица 26) вычисляется балл по каждой субшкале.

 

Таблица 26

Ключ

№№ Субшкала Шифр субшкалы Пункты
1. Самостоятельность С 2 8 16 20 31 36
2. Уверенность в себе У 1 13 19 22 27 33
3. Отношение к своим обязанностям Об 6 10 24 26 28 35
4. Развитие общения О 4 12 15 23 30 34
5. Организованность, развитие произвольности П 3 9 14 17 29 32
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями И 5 7 11 18 21 25

 

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 27). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

 

Таблица 27

 

Показатели социального возраста по субшкалам

Субшкала Девочки Мальчики
Баллы Социальный возраст Баллы Социальный возраст
Самостоя-тельность 15-18 9-11 17-18 9-10
13-14 12-13 15-16 11-12
10-12 12-14 13-14
7-9 15-16 9-11
6-8 16-17
Уверен-ность в себе 16-18 9-11 15-18 9-10
12-15 12-14
10-11
8-10 14-15 7-9 13-14
6-7 16-17 15-17
Отношение к своим обязанно- стям 10-18 9-12 15-18 9-11
8-9 13-15 12-14 12-14
6-7 16-17 8-11 15-16
- - 6-7
Развитие общения 17-18 13-18 9-10
15-16 10-11 10-12 11-12
12-14 12-13 7-9 13-15
9-11 14-16 16-17
6-8 - -
Организо-ванность, развитие произволь-ности 9-11   9-10
10-12 12-13   11-12
7-9 14-15   13-14
16-17   15-17
Интерес к социальной жизни 17-18 9-10 14-18 9-11
15-16 9-13 12-14
10-14 12-13 6-8 15-17
8-9 14-15 - -
6-7 16-17 - -

 

5. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:

СК = (СВ - ХВ) • 0,1

 

где:

СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере

СВ - социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ - хронологический возраст

 

Интерпретация результатов

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми - как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от –1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

Ø 0 - 0,5 - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)

Ø 0,6 - 0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников

Ø 0,76 – 1 - подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития

Ø 0 – (-0,5) - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)

Ø (-0,6) – (-0,75) - отставание в развитии социальной компетентности

Ø (-0,76) – (-1) - существенное отставание в развитии социальной компетентности.

 

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы “опережения” и “отставания” в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.

 

 

ГИМНАСТИКА МОЗГА

Гимнастика мозга - это двигательные упражнения, которое направлены на повышение активности ребенка, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации, регуляцию дыхания и т.п. Но помимо этого, всеми, использующими этот метод, отмечается также повышение уровня эмоционального благополучия, снижение эмоциональной напряженности, снятие телесных «зажимов», увеличение степени принятия себя, что в итоге приводит к повышению уровня интегрированности личности. Все это особенно важно для детей, воспитывающихся без родителей.

Хорошие результаты достигаются во многом за счет того, что дети с удовольствием включаются в работу, выполняют упражнения, в которых нельзя быть неуспешными.

«Гимнастика мозга» представляет собой фрагмент кинесиологии - направления медицинской психотерапии. Применительно к системе образования (образовательная кинесиология) разработал П.Деннисон. Применение этой методики К.Ханнафорд на группе слабо успевающих детей показало, что при ежедневных 5-10 минутных занятиях на протяжении года 50% таких учеников резко повысили показатели по математике, чтению и другим школьным предметам. При этом было зафиксировано значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться на выполняемом задании.

«Гимнастика мозга» П.Деннисона подробно описана в целом ряде изданий[34].

Приведем некоторые из основных упражнений. Обратим внимание на то, что все объяснения психолог должен сопровождать показом того, как именно выполнять упражнения.

Начинают гимнастику с упражнений, повышающих энергетику и создающих позитивную мотивацию.

 

Перед гимнастикой рекомендуется выпить стакан воды.

Кнопки мозга»

Праваяладонь кладется на пупок, а левая - на грудь.

 

 

(рисунок с.39, по книге П. и Г.Деннисонов «Гимнастика мозга» )  

 

Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Большой и указательный палец второй руки легко массирует углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Это и есть «кнопки мозга», которые находятся как раз над тем местом, где разветвляются две сонные артерии.

Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.