Шкала разработана А.М.Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е.Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.
Шкала предназначена для подростков 11-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Экспериментальный материал:
Бланк беседы
ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Фамилия, имя
школьника_____________________ Школа________
Возраст _____________________ Класс_________
С кем проводится беседа (сам подросток, мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель, психолог – нужное подчеркнуть, в случае необходимости – дописать) ___________________
Дата проведения___________
Время проведения__________
№№
Шифр суб-шкалы
Пункт шкалы
Оценка
1, 2, 3
Примечания
1.
У
Обладает чувством собственного достоинства
2.
С
Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки
3.
П
Умеет принимать решения и выполнять их
4.
О
Имеет друзей-сверстников
5.
И
Интересуется происходящим в стране и мире
6.
Об
Ответственно относится к школьным обязанностям
7.
И
Любит читать
8.
С
Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы
9.
П
Выполняет намеченное дело до конца
10.
Об
Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой
11.
И
Читает газеты, журналы
12.
О
Умеет прийти на помощь другому человеку
13.
У
Проявляет требовательность к себе
14.
П
Владеет средствами, способами достижения цели
15.
О
Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками
16.
С
Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги
17.
П
Может составить план выполнения задания и придерживаться его.
18.
И
Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио
19.
У
Правильно реагирует на собственные неудачи
20.
С
Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга
21.
И
Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации
22.
У
Правильно относится к собственным успехам
23.
О
Можно полностью довериться, положиться
24.
Об
Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины
25.
И
Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т.п.)
26.
Об
Участвует в делах класса, школы
27.
У
Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности
28.
Об
Выполняет повседневную работу по дому
29.
П
Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь
30.
О
Получает удовольствие от общения со сверстниками
31.
С
Самостоятельно распределяет свое время
32.
П
Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т.п.) и умеет подчиняться им
33.
У
Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни
34.
О
Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих
35.
Об
Без напоминаний выполняет домашние задания
36.
С
Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями
Порядок проведения
Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.
Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).
Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
1 б. - школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
2 б. - владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
3 б. - не владеет
В графе “Примечания” психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т.п.).
Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.
Обработка результатов
1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 25).
Таблица 25
Показатели социального возраста
Группа
Количество баллов
Социальный возраст
Девочки
102-108
96-101
89-95
82-88
75-81
70-76
63-69
56-62
49-36
Мальчики
95-108
88-94
81-87
74-80
67-73
62-66
57-61
50-56
43-36
2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:
СК = (СВ - ХВ) • 0,1
где:
СК - коэффициент социальной компетентности
СВ - социальный возраст (определяется по таблице 1)
ХВ - хронологический возраст
3. В соответствии с ключом (таблица 26) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 26
Ключ
№№
Субшкала
Шифр субшкалы
Пункты
1.
Самостоятельность
С
2 8 16 20 31 36
2.
Уверенность
в себе
У
1 13 19 22 27 33
3.
Отношение к своим обязанностям
Об
6 10 24 26 28 35
4.
Развитие общения
О
4 12 15 23 30 34
5.
Организованность, развитие произвольности
П
3 9 14 17 29 32
6.
Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями
И
5 7 11 18 21 25
4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 27). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
Таблица 27
Показатели социального возраста по субшкалам
Субшкала
Девочки
Мальчики
Баллы
Социальный возраст
Баллы
Социальный возраст
Самостоя-тельность
15-18
9-11
17-18
9-10
13-14
12-13
15-16
11-12
10-12
12-14
13-14
7-9
15-16
9-11
6-8
16-17
Уверен-ность в себе
16-18
9-11
15-18
9-10
12-15
12-14
10-11
8-10
14-15
7-9
13-14
6-7
16-17
15-17
Отношение к своим обязанно-
стям
10-18
9-12
15-18
9-11
8-9
13-15
12-14
12-14
6-7
16-17
8-11
15-16
-
-
6-7
Развитие общения
17-18
13-18
9-10
15-16
10-11
10-12
11-12
12-14
12-13
7-9
13-15
9-11
14-16
16-17
6-8
-
-
Организо-ванность, развитие произволь-ности
9-11
9-10
10-12
12-13
11-12
7-9
14-15
13-14
16-17
15-17
Интерес к социальной жизни
17-18
9-10
14-18
9-11
15-16
9-13
12-14
10-14
12-13
6-8
15-17
8-9
14-15
-
-
6-7
16-17
-
-
5. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:
СК = (СВ - ХВ) • 0,1
где:
СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере
СВ - социальный возраст (определяется по таблице 3)
ХВ - хронологический возраст
Интерпретация результатов
Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми - как экспертная оценка социальной компетентности.
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от –1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
Ø 0 - 0,5 - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)
Ø 0,6 - 0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников
Ø 0,76 – 1 - подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития
Ø 0 – (-0,5) - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)
Ø (-0,6) – (-0,75) - отставание в развитии социальной компетентности
Ø (-0,76) – (-1) - существенное отставание в развитии социальной компетентности.
Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы “опережения” и “отставания” в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.
ГИМНАСТИКА МОЗГА
Гимнастика мозга - это двигательные упражнения, которое направлены на повышение активности ребенка, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации, регуляцию дыхания и т.п. Но помимо этого, всеми, использующими этот метод, отмечается также повышение уровня эмоционального благополучия, снижение эмоциональной напряженности, снятие телесных «зажимов», увеличение степени принятия себя, что в итоге приводит к повышению уровня интегрированности личности. Все это особенно важно для детей, воспитывающихся без родителей.
Хорошие результаты достигаются во многом за счет того, что дети с удовольствием включаются в работу, выполняют упражнения, в которых нельзя быть неуспешными.
«Гимнастика мозга» представляет собой фрагмент кинесиологии - направления медицинской психотерапии. Применительно к системе образования (образовательная кинесиология) разработал П.Деннисон. Применение этой методики К.Ханнафорд на группе слабо успевающих детей показало, что при ежедневных 5-10 минутных занятиях на протяжении года 50% таких учеников резко повысили показатели по математике, чтению и другим школьным предметам. При этом было зафиксировано значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться на выполняемом задании.
«Гимнастика мозга» П.Деннисона подробно описана в целом ряде изданий[34].
Приведем некоторые из основных упражнений. Обратим внимание на то, что все объяснения психолог должен сопровождать показом того, как именно выполнять упражнения.
Начинают гимнастику с упражнений, повышающих энергетику и создающих позитивную мотивацию.
Перед гимнастикой рекомендуется выпить стакан воды.
Кнопки мозга»
Праваяладонь кладется на пупок, а левая - на грудь.
(рисунок с.39, по книге П. и Г.Деннисонов «Гимнастика мозга» )
Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат.
Большой и указательный палец второй руки легко массирует углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Это и есть «кнопки мозга», которые находятся как раз над тем местом, где разветвляются две сонные артерии.
Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.