Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод упражнений (приучения)



Как уже отмечалось, в структу­ре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод уп­ражнений, или приучения.

Метод этот как специфический способ воспитания не сразу по­лучил признание в нашей педагогике. В 20-е гг., когда острой крити­ке подвергались методы воспитательной муштры и в некоторой сте­пени идеализировалась теория «свободного воспитания», понятие упражнение ассоциировалось с принуждением к той или иной форме поведения. Главными, и чуть ли не единственными считались мето­ды разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию ребят.

Существенным образом положение меняется в середине 30-х гг., когда широкое признание в педагогике получили творческие дости­жения А.С. Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дис­циплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указы­вая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С. Мака­ренко отмечал, что «в 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась... тенденция свободного воспитания... эту формулу о со­знательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха».

А.С. Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравст­венном развитии воспитанников, но всячески подчеркивал его ог­ромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. «Наше поведе­ние, – писал он, – должно быть сознательным поведением.., но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апел­лировать к сознанию... Настоящая широкая этическая норма стано­вится действительной только тогда, когда ее «сознательный» пери­од переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно»[123].

А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходи­мость нравственной натренированности воспитанников, вооруже­ния их моральным опытом. «Нужно, – говорил он, – стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие при­вычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное уп­ражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и раз­глагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт»[124].

Впоследствии проблема формирования умений, навыков и при­вычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внима­ние психологов. «Качество личности, – отмечала Л.И. Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощре­ний и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ре­бенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»[125].

Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) пони­мается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведе­ния. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек пове­дения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызываю­щие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и моти­вов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психо­логии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведе­ния представляют собой результат повторения и закрепления опре­деленного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

«Наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки, – говорил И.П. Павлов, – представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как установ­ленные, приобретенные связи известных условий, т.е. определен­ных раздражений, с нашими действиями упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это одинаково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, т.е. как по­ложительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляции в разных искусствах, так и действий. Точно так же практика давно научила, как исполне­ние трудных задач достигается только постепенными и осторожны­ми подходами к ним»[126].

Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образо­вания навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характера и свойств личности должна «сосредото­читься... на... проблеме перехода ситуационно, стечением обстоя­тельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые лич­ностные побуждения»[127].

Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применя­ются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод спо­собствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплиниро­ванного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и на­выков, развития художественно-эстетических способностей.

Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализа­ции. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товари­щества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащих­ся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).

Важно не только то, что этот метод охватывает все стороны раз­вития растущей личности. Главное заключается в том, что без ра­зумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания.

«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы во­спитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»[128].

Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обсто­ятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся по­требности в том или ином виде деятельности,

б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствую­щими знаниями (развитие сознания),

в) практический показ действия по решению поставленной задачи,

г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действий (образцов поведения),

д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении спосо­бов деятельности и поведения,

е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организу­емых упражнений,

ж) напоминание и контроль за поведением.

«Привычка, – писал К.Д. Ушинский, – укореняется повторени­ем какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в дей­ствии начнет отражаться рефлективная способность нервной сис­темы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следователь­но, необходимое условие установления привычки»[129]. В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в пос­ледующее время выработанный навык следует подкреплять напоми­нанием, контролем и периодическим повторением тренировок.

К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы су­ществует боязнь в применении метода упражнений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требования, но главным об­разом организация специальных упражнений, нравственная трени­ровка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдают­ся в школах, объясняются недостаточной натренированностью уча­щихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.