До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Греция была малоплодородной страной, ее население не могло прокормиться земледелием; многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стало создание триеры – нового типа боевого корабля. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника. Триера позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей. Огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло.
Греки учились ораторскому мастерству в частных школах, в которых преподавали мудрецы-«софисты». Признанным главой софистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что истина – это то, что кажется большинству (то есть большинству судей). От софистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Учеником Сократа был знаменитый философ Платон (427-347). Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств. Аристотелем была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствующей в науке до ХУ1. концепция движения, теория пространства и времени, концепция причинно-следственных связей. Бесспорным достижением Аристотеля стало создание формальной логики. Именно Аристотелю принадлежат труды, в которых изложены начала зоологии, анатомии и физиологии. Среди них – сравнения функционирования живого организма с работой механизма. После его работ научное знание окончательно отделилось от философии, произошла дифференциации: выделились математика, физика, география, основы биологии и медицинской науки (Гиппократ). Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Македонские завоевания были вызваны новым изобретением в военной сфере – созданием македонской фаланги. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей.
Первым великим механиком называют знаменитого строителя военных машин Архимеда, прожившего большую часть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и рычага. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Но Архимед был и великим ученым, заложившим основы математической физики. Причем практическую деятельность Архимед считал второстепенной. В статике Архимед ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал загон рычага. В гидростатике он открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.
В III веке до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым военным изобретением, созданием легиона. Римляне в основном пользовались орудиями, которые изобрели греки, правда, усовершенствовав их боевые качества. Главным техническим достижением римлян было создание цемента и бетона. В Риме действовало 7 акведуков – водопроводов (самый длинный - 70 км). Самым знаменитым ученым и инженером римского времени был Марк Витрувий, живший I веке до н.э.
Велики были достижения техники античного мира. Как, впрочем, и античной науки, во многих своих положениях и выводах, опровергнутой сегодня, но сыгравшей исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с техникой, было важнейшим шагом в формировании активного, преобразующего отношения человека к миру. Вся дальнейшая история науки и техники была развитием и преобразованием античной науки и техники.