Техника– это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Слово «техника» имеет греческое происхождение – искусство, мастерство, умение. Основное значение этого слова сегодня – средства труда, производства. Понятие «технология» определяется как приемы, способы, навыки какой-либо деятельности. Именно технология определяет уровень современного производства. Развиваясь на основе достижений науки, техника в свою очередь стимулирует научное познание, обеспечивает научные исследования. Техника гораздо старше науки, т.к. она возникла вместе с появлением Homo habilis около двух миллионов лет назад и долгое время развивалась самостоятельно. На основе знания простых физических законов она издавна действовала в области ремесла, применения оружия, при использовании колеса, лопаты, плуга лодки, силы животных, паруса и огня; мы обнаруживаем эту технику во все времена, доступные нашей исторической памяти. В великих культурахдревности высокоразвитая механика позволила перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные иоборонительные машины.
Но все, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды. Все изменилось с конца XVIII в., когда были открыты машины, автоматически производящиепродукты потребления. Поворотным пунктом стало открытие парового двигателя (в 1776 г.); вслед за этим появился универсальный двигатель — электромотор (динамомашина в 1867 г.). Подобное развитие техники стало возможным толькона основе естественных наук на их современном уровне. Мир современной техники не менее многообразен и сложен, чем природный. Но в отличие от природы этот безграничный мир люди создавали собственными руками, для своих надобностей на протяжении всей своей истории.
Неолитическая революция. Умение изобретать, делать и использовать технику – такой же признак человека, как хождение на двух ногах, способность к мышлению, речи и совместному труду. По-видимому, первым изобретением человека было создание ручного рубила (каменный век) – заостренной гальки, позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов. Несколько позже, примерно 100 тысяч лет назад, человек научился использовать огонь; огонь служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты; примерно 13 тысяч лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных.
Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шли в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. В это время произошла так называемая неолитическая революция - была освоена технология земледелия, люди научились сеять пшеницу и собирать урожай. Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Позже человек впервые создал искусственные материалы – керамику и текстиль. Весьма важной для земледельцев оказалась проблема жилищ. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах, но обожженный кирпич был дорог и применялся, в основном, для облицовки зданий. В IV тысячелетии в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная повозка.Еще одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Позже, в III тысячелетии, было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была еще дороже меди, и ее появление не привело к распространению металлических орудий труда.
Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей неолитической революции. Вторым этапом стало освоение ирригационного земледелия. Поливное земледелие в условиях жаркого климата оказалось очень успешным. Гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для ее обжига были изобретениями шумеров.
На рубеже II-I тысячелетий один из семитских народов, финикийцы, усовершенствовал клинопись и создал алфавит из 22 букв. (Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия: стекло и пурпурная краска.)
Уже к концу III тысячелетия была создана позиционная система счисления для записи чисел – однако она была не десятичной, как в наше время, а шестидесятиричной, причем для обозначения единиц и десятков использовались различные значки. На основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень. Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора», свойства подобных треугольников, умели вычислять объем пирамиды, составляли чертежи полей, рисовали карты – но не всегда соблюдали масштаб. Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц состоял из 29 или 30 дней (период смены лунных фаз равен 29,5 суток); год состоял из 12 месяцев. Задача составления календаря была связана с астрономическими наблюдениями.
Древние египтянетакже умели сооружать систему каналов и бассейнов, плавить медь. Они изобрели водоподъемное колесо, строили пирамиды. Наивысших успехов в области ткачества в древние времена достигли индийцы. В начале нашей эры индийские крестьяне освоили технологию выращивания заливного риса. Древние китайцы владели искусством выплавлять бронзу, изготовляли керамическую посуду, имели развитую письменность, знали секреты выделки шелковых тканей, ювелирных изделий. Китайцы научились ткать шелк, во II веке они изобрели бумагу, а в VI веке – фарфор. Самым замечательным достижением китайской цивилизации было создание доменных печей и получение чугуна. Ученые пришли к выводу, что американские земледельческие цивилизации прошли примерно те же стадии технического и экономического становления, что и Египет, Шумер, древние государства Индии и Китая. Хотя каменный век здесь длился гораздо дольше, гончарный круг и металлургия не были известны местным жителям, пока не пришли испанцы. Индейцы так и не изобрели колеса. Впрочем, строили оросительные и дренажные системы, террасы с наносной землей для посевов.
Крупнейшим техническим достижением Древнего Востока было освоение плавки металлов. Настоящая техническая революция произошла лишь с освоением металлургии железа, в конце II века до н. э. Железная руда встречается гораздо чаще, чем медная, – поэтому железо стало широко распространенным металлом. Огромные перемены произошли и в военном деле.
Освоение скотоводства. В настоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство появилось в одно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцы получили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – таким образом, происходило постепенное одомашнивание. Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга. Войны между кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи и созданию кочевых империй. Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками новым оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница, затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затем были изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю.