1. Укажите критерии, обусловливающие состояние здоровья ребенка
А. Наличие хронических заболеваний и уровень основных функций
Б. Резистентность
В. Уровень физического и нервно-психического развития
Г. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе
Д. Все выше перечисленное отв. Д.
2. Какую часть перинатальной смертности обычно составляет ранняя неонатальная
смертность
А. 30%
Б. 40%
В. 50%
Г. 60%
Д. 70% отв. В.
3. Укажите, какое назначение ребенку 2 мес. с нормальным нервно-психическим
развитием можно считать не соответствующим возрасту
А. Укреплять упор ног
Б. Учить брать игрушку из рук взрослого
В. Развивать умение удерживать голову, лежа на животе
Г. Развивать “комплекс оживления” отв. Б.
4. Какие сведения о нервно-психическом развитии ребенка 12 мес. необходимы
врачу для оценки состояния здоровья. Выберите правильное сочетание
линий развития
А. Анализатор зрительный, анализатор слуховой, эмоциональные реакции,
активная речь, понимание речи, движение руки
Б. Движения общие, понимание речи, активная речь
В. Сенсорное развитие, понимание речи, активная речь, игра, движения общие,
навыки
Г. Движения общие, понимаемая речь, активная речь, действия с предметами,
навыки отв. Г.
5. Ребенку 12 мес. Выберите линию развития, свидетельствующую о норме, если он:
ползает, встает и стоит, держась садится и сидит, катает, снимает, но не нанизывает,
не вкладывает предметы один в другой, выполняет поручения и просьбы взрослого,
понимает слово “нельзя”, различает предметы по форме, обобщает названия предметов,
говорит “мама”, пьет из чашки, но не придерживает ее. Линия развития соответствует
возрасту
А. Речь активная
Б. Понимание речи
В. Сенсорное развитие
Г. Движения общие
Д. Действия с предметами
Е. Навыки отв. Б.
Ситуационные задачи
Задача № 1
На участок из роддома выписан ребенок 18 дней жизни. Из анамнеза известно: беременность первая, нежеланная. Матери ребенка 16 лет, происходит из социально-неблагополучной среды, курит, употребляет алкоголь, питание во время беременности неполноценное (недостаток белка и фруктов). На учете в женской консультации не состояла. Страдает рецидивирующим бронхитом, обострения были на 12-й и 26-й неделях беременности. Во время родов обследована на сифилис и ВИЧ, результаты отрицательные. Девочка родилась в срок, в асфиксии. Масса тела 2400 г, длина 46 см. Крик - после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Мать не прикладывала ребенка к груди, кормила донорским грудным молоком. Максимальная убыль массы тела 11%, на 18-й день – 2280 г. Уровень билирубина – 120 ммоль/л, непрямой. В роддоме проведена фототерапия, инфузионная терапия.
При осмотре: девочка вялая, гипотоничная, обилие стигм дисэмбриогенеза, желтушность кожи и слизистых, умеренные катаральные явления – насморк, гиперемия слизистой зева, равномерное истончение подкожно-жировой клетчатки. На лице несколько пустул, пупочная ранка влажная. Проявлений гормонального криза нет. Внутренние органы без патологии. Живот поддут, урчит при пальпации, печень выступает из-под реберья на 2 см. Стул жидкий, зеленоватый, скудный, до 10 раз в сутки. На ягодицах опрелости.
Каков предварительный диагноз?
Каковы действия участкового педиатра?
Какое питание необходимо ребенку?
Какие факторы привели к задержке внутриутробного развития ребенка?
Задача № 2
Мать девочки 10 мес на приеме у педиатра жалуется на бледность, снижение аппетита, вялость. Родилась доношенной (масса тела 3300 г, длина 49 см), от первой беременности, протекавшей с токсикозом, и срочных родов. С 3,5 мес находилась на искусственном вскармливании разными смесями, с 5 мес вскармливается преимущественно кашами. Массу тела набирает хорошо. Профилактика рахита не проводилась. Держать голову начала с 4 мес, сидеть с 9 мес, первые зубы прорезались в 8 мес, всего 4 зуба.
При осмотре: бледность, плаксивость, мышечная гипотония, живот увеличен в объеме, пупочное кольцо расширено, выступают лобные и затылочные бугры, при пальпации грудной клетки определяются реберные четки. Пульс 142 уд/мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения. Тоны сердца умеренно приглушены, на верхушке нежный систолический шум. Печень выступает из-под реберной дуги на 3 см, край ровный, гладкий. Селезенка не пальпируется.
Ваш предварительный диагноз?
Какие анализы Вам необходимы?
Каковы возможные причины заболевания и факторы риска?
Предложите план дополнительного обследования, рациональное питание, медикаментозную терапию.
Задача № 3
В кабинет здорового ребенка детской поликлиники обратилась мать с 4-х месячным ребенком с жалобами на беспокойство ребенка после кормлений. В течение последних 3-х недель женщина отмечает уменьшение выделения молока в вечерние часы кормления. В 3,5 месяца ребенку был введен докорм смесью «Энфамил».
Из анамнеза известно, что ребенок от первой, нормально протекавшей беременности, срочных родов. Масса при рождении – 3150 г. длина тела – 51 см, оценка по Апгар 8/9 баллов. Ребенок приложен к груди через 6 часов после рождения. Выписан из роддома в удовлетворительном состоянии. Период новорожденности протекал без особенностей. Грудное вскармливание проводилось по режимам 1 и 2.
Объективно. Состояние удовлетворительное. Отмечается повышенная возбудимость. Фактическая масса тела 6000 г, длина тела 62 см. нервно-психическое развитие: ребенок хорошо удерживает голову, опирается на предплечье в положении лежа на животе, комплекс оживления выражен. Кожа розовая, чистая, эластичная; слизистые влажные, чистые, розового цвета. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно, распределен равномерно. Периферические лимфоузлы не увеличены. Тургор мягких тканей упругий. Голова, грудная клетка правильной формы. Большой родничок 1,5 х 1,5 см, края плотные. Дыхание пуэрильное. Тоны сердца ясные, сердцебиения ритмичные. Живот овальной формы, не вздут, пальпация живота безболезненна. Печень выступает на 0,5 см из-под правой реберной дуги, эластичная. Селезенка не пальпируется. Стул желтого цвета. Гомогенный, без патологических примесей до 2 – 3 раз в сутки. Диурез адекватен возрасту.
При контрольном кормлении ребенок высосал из обеих молочных желез 100 мл молока. При сцеживании и массаже грудных желез получено 10 мл молока.
Какие жалобы и данные анамнеза заслуживают внимания врача? Каковы ошибки в кормлении ребенка?
Оценить показатели физического и нервно-психического развития ребенка
Оценить данные объективного и лабораторного исследований.
Подсчитать количество молока, необходимое ребенку.
Указать степень гипогалактии у матери и назначить лечение.
Назначить оптимальный режим и индивидуальное питание ребенку на один день.
Указать правила введения пищевых добавок и докорма.
Задача № 4
Алеша А., возраст 1,5 года поступил в ОДКД с жалобами на приступообразный кашель, субфебрильную температуру, недостаточное нарастание массы тела, неустойчивый стул.
Из анамнеза известно, что мальчик от второй беременности, родился с массой 3600 г., длиной - 50 см. 1-ын ребенок умер в возрасте 5 мес. от пневмонии. Аппетит от рождения хороший, но в массе прибывал недостаточно с 3-х месячного возраста. Дважды, в 6 и II мес. перенес пневмонию с затяжным течением. Стул с 3-х мес. возраста обильный, блестящий, зловонный, отмечалось выпадение слизистой прямой кишки.
Ребенок бледный, кожные покровы сухие. Подкожно-жировой слой и тургор мягких
тканей снижены, мышечная гипотония. Тоны сердца приглушены. В легких крепитирующие и мелкие влажные хрипы с обеих сторон, преимущественно в базальных сегментах, сухие свистящие хрипы, эмфизематозное вздутие грудной клетки, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. Деформация пальцев рук и ног в виде «барабанных палочек», ногтей - в виде «часовых стекол».
Проведенные исследования выявили:
На рентгенограмме органов грудной клетки - очаги инфильтрации размером 0,5-1,0 см.в 9,10 сегментах легких.
В анализе крови: Эр. - 3,1 х 1012/л, Нв - 98г/л, цв.пок. - 0,77, Лк. - 16,0 х Ю9/л, б - 1%, п/я - 5%, с/я - 55%, л - 30%, м - 9%, СОЭ - 28 мм/час.
В копрограммах - нейтральный жир ++++, мыла, йодофильная флора.
Вы первый год работаете врачом в ДОУ№12. При профилактическом осмотре детей старших и подготовительных групп анемия выявлена у 17% детей, сухость кожи определена у 31% детей, фолликулярный гиперкератоз у 4%, 2% имели кровоточивость и разрыхленность десен, 1%-хейлоз. Низкий рост выявлен у 6% детей, дефицит массы-26%, в том числе у 8% диагностировано резко дисгармоничное развитие с дефицитом массы.
Детское учреждение имеет дошкольные группы с длительностью пребывания 12 часов. Планирует питание старшая медицинская сестра совместно с поваром накануне на один день. Она же осуществляет ежедневный контроль питания: ведется накопительная ведомость, журнал бракеража готовой пищи, где отмечается и санитарное состояние пищеблока, тетрадь ежедневного осмотра сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания. Картотеки блюд нет. Перспективного двухнедельного меню нет. Кладовщик ведет журнал бракеража продуктов, где на каждую поступившую партию продуктов указывает номер сертификата, дата поступления и реализации, температуру хранения. Из накопительной ведомости за прошедший ноябрь месяц Вы установили, что дети получали в среднем в день на одного ребенка хлеба пшеничного 105 г, ржаного 20 г, крупы, макаронных изделий 52г, картофеля 223г, овощей 168г, свежих фруктов 21г, сухих 8г, сахара 58г, кондитерских изделий 15г, масла сливочного 20г, растительного 5г, яиц 0,4шт., молока 450г, творога 35г, мяса 93г, рыбы 21 г, сметаны 8г, сыра З г. Диетического питания в ДОУ нет. Районным ЦГСЭН на протяжении года проводились лабораторные и экспресс исследования питания в ДОУ№12. Процент несоответствующих гигиеническому нормативу результатов составил при исследовании суточного рациона на калорийность 19,2; готовых блюд на содержание нутриентов 18,6; бактериологических показателей готовых блюд 2,5; пищевых продуктов на содержание тяжелых металлов 5,2; на содержание нитратов 1,7%%.
1) Оцените пищевой статус детей. Признаки, каких алиментарно-зависимых состояний у них выявлены?
2) Определите недостаткив организации питания в ДОУ. Какой нормативный документ регламентирует гигиенические требования к условиям и организации питания детей в ДОУ?
3) Оцените качество питания детей по представленным документам и данным лабораторного контроля. ч
4) Можно ли предполагать наличие причинно-следственных связей между пишевым статусом и фактическим питанием детей?
5) Оцените медицинское обеспечение питания в ДОУ. Какие обязанности педиатрической службы по контролю за питанием не нашли отражения в условиях задачи?
Ваша тактика в роли врача ДОУ№12 в данной ситуации