В настоящее время в связи с постоянно развивающейся медицинской наукой, открытием новых, ранее неизвестных болезней, уточнением этиологии и патогенеза ряда заболеваний, разработкой новых успешных методов и схем лечения ранее нередко неизлечимых страданий, синтезом и производством новых лекарственных препаратов, необходимо постоянное внедрение этих достижений в медицинскую практику с целью. улучшения качества медицинского обслуживания детского населения.
Модернизация системы здравоохранения на современном этапе – это процесс структурных преобразований, обеспечиваемый перегруппировкой ресурсов между отдельными звеньями и уровнями оказания медицинской помощи, что невозможно без подготовки и постоянной переподготовки специалистов первичного звена.:участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей). Особое внимание уделяется здоровью детей и матерей. Разработаны государственные программы по поддержке здоровья детей и подростков.
В связи с этим признано необходимым постоянное послевузовское обучение врачей педиатров.
С целью унифицирования подходов к послевузовскому профессиональному образованию педиатров программа разработана на основании «Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности педиатрия».
II. Пояснительная записка.
Задачей интернатурыпо педиатрии является первичная специализация выпускника медицинского вуза с целью подготовки его к самостоятельной врачебной деятельности. Учеба интерна, таким образом, должна быть направлена на углубление профессиональных знаний, умений, формирование клинического мышления, выработку практических навыков, повышение уровня готовности к самостоятельной врачебной деятельности. Первичная специализация в интернатуре проводится только по очной форме и составляет 10 месяцев - 1548 учебных часов (43 недели). Обучение в клинической интернатуре включает в себя два раздела: профессиональную подготовку - 90%(38 недели -1368 часов в интернатуре) и элективы - 10% (5 недель - 180 часов в интернатуре). Рекомендуемые элективные курсы представлены в разделе «Методические рекомендации по преподаванию специальности «педиатрия». Профессиональная подготовка предусматривает теоретическую и клиническую подготовку. Теоретическая часть подготовки занимает не менее 5% от времени обучения. Профессиональная подготовкаосуществляется в соответствии с представленной программой, включающей в себя 11 разделов по педиатрии, а также такие разделы как смежные специальности, фундаментальные дисциплины и общественное здоровье и здравоохранение и учебно-тематическими планами интернатуры и ординатуры и состоит из:
1.Подготовки в условиях стационара, при этом подготовка по смежным дисциплинам в интернатуре составляет 16% (4 недели- 144 часа);
2.Подготовки в поликлинике (8 недель-288 часов);
3.Фундаментальной подготовки по специальности - 7% (3,5 недели - 126 часов в интернатуре);
4.Подготовки по общественному здоровью и здравоохранению -3% (1,5 недели -54 часа в интернатуре).
Основным методом подготовки клинического интерна является лечебно-диагностическая работа под постоянным контролем и при участии преподавателя. Формы обучения разнообразные: практическая работа в отделениях больницы и в поликлинике, участие в клинических обходах доцентов и профессоров, в научно-практических конференциях, практические занятия с ассистентами и доцентами кафедры, лекции, семинары, анализ клинического материала (клинические разработки), написание рефератов по предложенным темам.
Интерны ведут ежедневно от 5 до 10 больных, в зависимости от профиля отделения, выполняя 50% врачебной нагрузки, дежурят два раза в месяц. Рабочий день – 6 часов. Ежедневная работа интерна ведется под непосредственным руководством ассистента кафедры.
В процессе обучения интерны ведут учет и анализ проводимой работы (дневник интерна) Преподавателем кафедры осуществляется постоянный контроль работы интернов во время разбора больных и обходов, путем решения ситуационных задач, проведения тестового контроля по разделам программы, собеседования, анализа написанных рефератов.
По окончанию работы в каждом отделении интерны сдают зачет и получают характеристику доцента или ассистента отделения.
По окончанию интернатуры проводится аттестационный экзамен, включающий в себя три этапа: письменный раздел - тестирование, оценка практических навыков и устный ответ. На основании аттестационного экзамена оценивается уровень знаний интерна, и при положительном результате вручается сертификат специалиста-педиатра,который является допуском к самостоятельной работе.
Базы подготовки врачей-интернов: МУ ГКБ № 40, МУ ДГБ № 11, ДИБ № 15, ДГБ № 13.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой детских инфекционных болезней и клинической иммунологии
профессор А.У. Сабитов
06.09.2008
Учебный план интернатуры.
№
Наименование раздела
Интернатура
часы
Недели
1.
Профессиональная
Подготовка
В том числе:
1.1.
Клиническая подготовка
из них:
смежные специальности
1.2.
Фундаментальные дисциплины
3,5
1.3.
Общественное здоровье и здравоохранение.
1,5
2.
Элективы
3.
ИТОГО
4.Учебно-тематический план
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой детских инфекционных
болезней и клинической иммунологии
профессор А.У. Сабитов
06.09.2008
Учебно-тематический план интернатуры.
№
Наименование
Всего число
В том числе
разделов
Учебных часов
Лекции
Семинары
Практические занятия
Формы контроля
1.
Профессиональная
подготовка
1.1
Клиническая
подготовка
1.1.1
Питание здоровых и больных детей
-
Зачет
1.1.2
Неонатология
Зачет
1.1.3
Физиология и патология
Зачет
детей раннего возраста
1.1.4
Болезни органов
Зачет
дыхания
1.1.5
Болезни органов
Зачет-
кровообращения
1.1.6
Гематология
Зачет
1.1.7
Гастроэнтерология
Зачет
1.1.8
Нефрология
Зачет
1.1.9
Неотложные состояния
Зачет
1.1.10
Детские инфекции
Зачет
1.1.11
Поликлиника
288
2
1
284
1
1.1.12.
Смежные специальности
216
6
5
204
1
1.1.12.1
Детская онкология
Зачет
1.1.12.2
Детская хирургия
Зачет
1.1.12.11
Детская эндокринология
Зачет
1.2
Фундаментальные дисциплины
1.2.1
Патологическая
физиология
-
1.2.2
Микробиология
-
1.2.3
Биохимия
-
1.2.4
Клиническая фармакология
-
1.3
Общественное здоровье и здравоохранение
1.3.1
Экономика и управление здравоохранением
-
-
-
1.3.2
Страховая медицина
-
-
-
1.3.3
Юридические аспекты предоставления платных медицинских услуг населению
-
-
1.3.4
Медицинская информатика и медицинская статистика
-
-
1.3.5
Медико-социальная экспертиза
-
-
2.
Элективы
2.1
Превентивная педиатрия
Зачет
2.2
Внутриутробные инфекции
Зачет
2.3
ВИЧ/СПИД
Зачет
3.
Итого
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Наименование лекций
Количество часов
Актуальные проблемы в педиатрии. Роль профилактики заболеваний на современном этапе. Здоровый ребенок. Общественное и групповое здоровье. Перспективы внедрения здоровьесберегающих технологий.
Возрастные особенности резистентности организма человека. Биологические колебания иммунных реакций.
Современные аспекты питания детей. Роль питания в профилактике заболеваний. Питание и иммунитет.
Проблема анемических состояний в педиатрии. Классификация. Роль пищевых и инфекционных факторов в генезе анемии. Современные детские продукты питания и препараты в коррекции анемии. Разбор клинических примеров.
Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний в превентивной акушерской, педиатрической, терапевтической практике. Типы вакцин. Приказы МЗ №375, 240, 100 МЗ
Современные требования к организации прививочной работы в амбулаторно-поликлинической практике. Технологические правила.
Современный календарь профилактических прививок в РФ. Перспективные вакцины для внедрения в ХХI веке в превентивной педиатрии.
Роль глистно-паразитарных инвазий в состоянии здоровья детей. Современные возможности диагностики, профилактики и лечения. Разбор клинических примеров.
Современные методы профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций у детей и взрослых.
Здоровье как социокультурная ценность, половая дифференциация и сексология детской культуры, предпосылки будущей репродуктивной культуры детей.
Методы работы с подростками по формированию установки на сохранение и укрепления своего здоровья.
Роль токсоплазмоза в развитии висцеральной патологии, инвалидизации. Возможности профилактики. Разбор клинических примеров.
Роль иммунопрофилактики вирусных гепатитов в снижении заболеваемости.
Герпетическая и цитомегаловирусная инфекции. Современные технологии ранней диагностики в акушерстве и педиатрии. Клиника и профилактика.
Современная этиологическая структура вирусных гепатитов. Современные методы диагностики и лечения. Профилактика вертикального пути передачи гепатита С.
Заболевания, передающиеся половым путем: хламидиоз, уреаплазмоз. Современные технологии ранней диагностики, профилактики и лечения.
Пищевые вещества – нутриенты. Их обмен, свойства и потребность в них организма. Функциональная роль нутрицевтиков, парафармацевтиков.
Законодательная регламентация в работе с БАДами.
Витамины. Значение витаминов в профилактике заболеваний у детей и подростков.
Иммунореабилитация часто болеющих детей. Современные иммунотропные препараты в практике врача-педиатра.
Оценка пищевого статуса беременных и подростков. Компьютерные программы.
Роль макро- и микроэлементов в формирования здоровья. Микроэлементные недостаточности. Микроэлементозы.
Современная пренатальная диагностика, ее роль в предупреждении заболеваний детей.
ВИЧ/СПИД в педиатрии. Диагностика. Патогенез. Перинатальные аспекты профилактики ВИЧ-инфекции у новорожденных.
Роль йода в состоянии здоровья человека. Профилактика йодного дефицита.
Функциональные расстройства пищеварения. Дисбактериоз кишечника. Значение и место пробиотиков.
Иммунопрофилактика некоторых кишечных инфекций. Современные подходы в лечении ОКИ.
Вопросы диагностики и профилактики клещевого энцефалита.
Современные проблемы патологии органов дыхания. Современные этиотропные и патогенетические препараты. Методы профилактики.
Современные муколитики, бронхолитики, бронхомиметики. Методы введения.
Роль кальция в организме человека. Кальциевый обмен. Профилактика дефицита кальция.
Хронические гепатиты у детей. Дифференциальный диагноз. Новые технологии реабилитации детей, перенесших гепатиты. Тактика лечения вирусных гепатитов как программа снижения инвалидизации детей.
Интерфероны и другие цитокины. Их роль в диагностике и лечении заболеваний.
Неотложные состояния у детей. Оказание медицинской помощи на разных этапах: догоспитальном, госпитальном, в ПИТ
Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей
ВСЕГО