Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета
Рецензенты:
канд. экон. наук, доц. М. Ю. И в а н о в,
канд. психол. наук, доц. А. А. Г у д з о в с к а я
Н62
Никитина Т.А
Основы коучинга : учеб. пособие / Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. – Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2007. – 184 c.
ISBN 978-5-8428-0602-7
Данное учебное пособие в сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности коучинга как современной персонал-технологии. Для студентов факультета психологии управления социальной сферы изучающих курсы «Организационное поведение», «Психология управления» «Основы менеджмента», «Социальная психология», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент. Представляет также интерес для всех, кто интересуется психологией управления, организационным консультированием, технологиями профессионального и личностного роста.
В основу современной парадигмы управления, как отмечал президент Академии социальных технологий и местного самоуправления академик РАЕН В. Н. Иванов, должны быть заложены принципы профилактики социального и физического здоровья, социального и духовного возрождения (а не профилактики социальных болезней), что будет способствовать достижению устойчивого, а затем и гармоничного развития общества на основе адекватной ему системы управления. Для решения обозначенных задач нужны адекватные им подходы в управлении, к числу которых относится и коучинг. Коучинг за рубежом уже зарекомендовал себя как развивающий подход в управлении персоналом. В российском менеджменте эта персонал-технология только начинает использоваться в организационном консультировании как системообразующий подход в достижении цели.
Менеджерам социальной сферы необходима технологическая подготовленность для проведения позитивных изменений в организации, для чего важно систематически повышать как свою персональную эффективность, являющуюся, в свою очередь, основой развития организации, так и всего персонала. Курс «Основы коучинга» предусматривает изучение истоков и философии коучинга как инструмента управления персоналом организации социальной сферы, как системы реализации профессионального и личностного потенциала сотрудников. Основой для преподавания курса являются изученные ранее дисциплины, а сам курс способствует формированию у студентов интегрированных умений (технологий) развития персонала.
Цель курса – содействие формированию и развитию социально-психологической готовности студентов к эффективной управленческой деятельности через представление теоретических знаний и комплекса практических навыков по современным формам и методам разработки путей повышения качества жизнедеятельности социальной организации через развитие ее персонала.
Задачи курса:
· раскрыть сущность коучинг-подхода в управлении персоналом;
· ознакомить с основами и философией коучинга как стиля менеджмента;
· сформировать навыки использования основных технологий коучинга в характерных управленческих ситуациях.
Объект изучения данного курса составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована как на реализацию корпоративно полезных целей, так и на самореализацию.
Освоив данный курс, студент должен, в частности, овладеть практическими умениями:
· находить нестандартные способы решения управленческих ситуаций;
· находить, систематизировать и обобщать необходимую информацию, представленную в различных источниках (предварительно отыскав источник необходимой для решения проблемы информации);
· использовать основные и специальные методы обучения и развития персонала.
– отличительные особенности руководителей «пятого уровня»,
– условия развития «коучинговых» компаний,
– особенности командного коучинга,
– общие принципы развития навыков в команде,
– стратегии принятия решений в команде,
– особенности индивидуального, управленческого и группового коуч-консультирования,
– основы онтосинтеза как методологии порождения эффективного действия,
– техники преодоления сопротивления менеджмента,
– стратегии постановки и достижения целей,
– признаки достижения цели,
– стратегии творчества,
– метод селф-коучинга,
– технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы,
– законы самоуправляемого личного развития;
уметь:
– формулировать свои цели (личные, учебные, профессиональные) с учетом их экологичности,
– показать принципиальные отличия коучинга от консалтинга, тренировки, наставничества в реальной или виртуальной ситуации,
– применять коучинг-подход для мотивации партнера,
– анализировать условия для развития коучинга в организации,
– организовать диалог внутри команды,
– создавать условия для достижения «командного мышления» в команде,
– выявлять свои ключевые ценности,
– определять как свои метапрограммы, так и других людей (например, в учебной группе),
– приводить примеры методологии и технологий онтосинтеза,
– приводить примеры направлений корпоративного коучинга,
– моделировать процесс коучинга в группе,
– осуществлять рефрейминг своих проблем (личных, учебных, профессиональных),
– формулировать вопросы различных типов (закрытые, открытые, уточняющие, рефлексивные, подтверждающие, гипотетические и др.) в процессе группового взаимодействия,
– вести мониторинг достижения своих целей, используя технику шкалирования,
– использовать логические уровни информации для разработки миссии известной организации,
– выбирать наилучшую стратегию обучения,
– использовать метафоры и сказки для мотивирования,
– предоставлять обратную связь членам группы, создающую уверенность и закладывающую основы успеха,
– формировать личный план изменений,
– проектировать пошаговую технологию своих достижений,
– проводить развивающий самоанализ.
Для решения актуальных задач современной организации, каса- ющихся формулировки и реализации миссии, построения и развития корпоративной культуры нужны адекватные им персонал-технологии, к которым сегодня относят коучинг. Курс «Основы коучинга» является новым, разработанным авторами впервые с учетом востребованности новых «экологичных» подходов в менеджменте, направленных на развитие персонала, на раскрытие возможностей человека, высвобождение потенциала личности и вместе с этим – сохранение человеческих ресурсов.
Глава 1. Истоки, философия, сущность коучинга
«Коучинг – это средство содействия, помощи другому