Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип культуросообразности воспитания



 

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

3. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

4. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

5. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с происходящими в нем изменениями.

6. Как отражаются современные реалии российского общества на межпо­коленных отношениях?

7. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

8. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социально­го, коррекционного и диссоциального воспитания?

9. Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?

10. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

11. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

Темы для углубленного изучения

 

1. Роль национального языка в процессе социализации.

2. Социальная структура общества и ее особенности в регионе прожива­ния студентов.

3. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 67-77, 157-194, 234-272.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

4. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 138-175,233-238.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. -С. 70-94, 304-390, 493-521.

7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 160-167, 203-208.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.