В соответствии со ст. 1 ФЗ от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Действующее законодательство предусматривает необходимость обращения в суд в следующих случаях:
- при установлении административного надзора;
- при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений;
- при досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений.
Соответственно процессуальным законодательством установлено три вида заявлений, которые суд уполномочен рассматривать в порядке глав 26.2 ГПК РФ.
Правом на подачу заявления обладают:
а) администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы;
б) территориальный орган внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее чем за 2 месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусм. Законом об административном надзоре.
Заявление о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений помимо территориального органа внутренних дел может быть подано также самим лицом, в отношении которого установлен административный надзор, а также его представителем.
ГПК РФ предусматривает правило исключительной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы по месту нахождения исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание.
Заявления о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства либо по месту пребывания поднадзорного лица.
Помимо соблюдения общих требований, установленных ст. ст. 131 и 247 ГПК РФ, заявление по делам об административном надзоре должно составляться с учетом дополнительных правил. Оно должно содержать:
а) основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы;
б) указание на предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений.
в) сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
г) сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений;
д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор;
е) суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы.
Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.
Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе. При этом необходимо учитывать право суда истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ).
Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
ЦИТАТА ИЗ ГРЕБАННОГО ГПК: Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса (БЛЕАТЬ, ОНА УТРАТИЛА СИЛУ, РАССЕЯ-МАТЬ – ТРАХАЕШЬ ТЫ МОЙ МОЗГ БЕССТЫДНЫМ ИНЦЕСТОМ)))
Решение суда может быть обжаловано лицом, в отношении которого установлен административный надзор, его представителем, а также администрацией исправительного учреждения или органом внутренних дел, прокурором в общем порядке, предусмотренном ГПК РФ (гл. 39, 41).
Копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.
64. Особое производство в гражданском процессе: общие положения.
Особое производство - вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами.