· основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;
· использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;
· осуществлять педагогический процесс в различных типах образовательных учреждений;
· теоретическими знаниями для анализа педагогических ситуаций, решения педагогических задач;
· профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности в учреждения образования и культуры с детьми различного возраста.
№ п/п
| Раздел
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
|
| Раздел I. Общие основы педагогики с историей образования
|
|
|
| 1.1.Введение в педагогическую деятельность (18/36ч.)
|
|
|
| Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития
| Лекция – 2 часа
| Работа с конспектом лекции, текстом учебника и дополнительной литературой. Выполнение СРС.
|
| Профессиональная деятельность личности педагога
| Лекция – 2часа
| Работа с конспектом лекции, текстом учебника и дополнительной литературой. Выполнение СРС.
|
| Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь. Методологическая культура педагога.
| Лекция – 2 часа
| Работа с конспектом лекции, текстом учебника и дополнительной литературой. Выполнение СРС.
|
| Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
| Лекция – 2 часа
| Работа с конспектом лекции, текстом учебника и дополнительной литературой. Выполнение СРС.
|
| Требование ФГОС ВПО к личности и компетентности педагога
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию
|
| Общение как основа педагогической деятельности
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию
|
| Многообразие видов педагогической деятельности
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию
|
| Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Стили педагогической деятельности.
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Выполнение заданий к занятию
|
| Самовоспитание и самообразование будущего педагога
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Выполнение заданий к занятию
|
| 1.2. Общие основы педагогики (18/24ч)
|
|
|
| Педагогика в системе наук о человеке
| Лекция – 2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Развитие, социализация и воспитание личности
| Лекция – 2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литератур ой. Выполнение СРС
|
| Целостный педагогический процесс
| Лекция – 2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию Подготовить опорный конспект ответа.
|
| Методология и методы педагогических исследований
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Аксиологические основы педагогики. Педагогические ценности и их классификация
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Социализация как социально-педагогическое явление
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Подготовить таблицу
|
| Методы педагогического исследования и их характеристика
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Подготовить опорный конспект, схему
|
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| 1.3.История образования (24/30ч)
|
|
|
| История педагогики и образования как область научного знания и академическая дисциплина. Воспитание и педагогическая мысль с древнейших времён до античности.
| Лекция (обзор)– 2часа
| Работа над учебным пособием, историко-педагогическими источниками; Выполнение СРС: составление тезисов работы Аристотеля «Политика» И М.Ф.Квинтилиана «Воспитание оратора».
|
| Воспитание и педагогическая мысль в период европейского Средневековья. Возникновение педагогической науки.
| Лекция – 2часа
| Работа над учебным пособием, историко-педагогическими источниками; выполнение СРС: конспектирование разделов «Великая дидактика», представленных в хрестоматии; составление тезисов работы Дж. Локка «Мысли о воспитании»»
|
| Воспитание, образование и педагогическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве.
| Лекция (обзор) 2часа
| Работа над учебными пособиями, историко-педагогическими литературными источниками, указанными к лекции; выполнение СРС: подготовит краткое письменное резюме (выводы) по содержанию «Поучения Владимира Мономаха» с позиций современного взгляда на личность автора и его социально-педагогические воззрения;
Подготовка к студенческой научно-практической конференции по теме: «Домострой сегодня».
|
| Образование и философия воспитания эпохи Просвещения
| Лекция – 2часа
| Работа над учебными пособиями, историко-педагогическими литературными источниками, указанными к лекции;твыполнение СРС: составление тезисов к трактату Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».(по хрестоматии);
Составление тезисов к статье Е.Р. Дашковой «О смысле слова воспитание».(по хрестоматии);
Подготовка к научно-практической конференции.
|
| Образование, педагогическая мысль Западной Европы и США 19-20вв.
| Лекция (обзор)– 2часа
| Работа над учебными пособиями, историко-педагогическими литературными источниками, указанными к лекции; выполнение СРС:
составление тезисов к статье Д.Дьюи «Школа и общество»;
Подготовка к научно-практической конференции.
|
| Школа и педагогическая мысль России 19- начало 20вв(до 1917г.)
| Лекция – 2часа
| Работа над учебными пособиями, историко-педагогическими литературными источниками, указанными к лекции; выполнение СРС: составить тезисы к статье А.С.Пушкина «О народном воспитании»;
Составить тезисы к статье К.Д.Ушинского «О пользе педагогической литературы»;
Продолжить работу по подготовке к студенческой научной конференции.
|
| Школа и педагогическая мысль России советского периода, их историческая судьба в контексте современных тенденций мирового образовательного процесса.
| Лекция (обзор)– 2часа
| Работа над учебными пособиями, историко-педагогическими литературными источниками, указанными к лекции; выполнение СРС: составление тезисов к Постановлению ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе»;
Продолжение работы пот подготовке к студенческой научно-практической конференции.
|
| Ведущие тенденции развития школы и педагогической мысли Западной Европы и США после Второй мировой войны
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Общественно-политическое движение и педагогическая мысль во второй половине 19-начале 20 вв. (до 1917г.)
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
|
Советская школа и педагогика 20-30г.
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Советская школа и педагогическая мысль после Великой Отечественной войны
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Теория и практика воспитания А.С.Макаренко как предмет научно-педагогического осмысления.
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Проанализировать историко-педагогический текст.
|
| 1.4. Управление педагогическими системами (12/18ч)
|
|
|
| Образовательные системы. Школа как педагогическая система. Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента.
| Лекция – 2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Аналитическая, прогностическая, организаторская деятельность руководителя школы. Регулирование, коррекция и контроль во внутришкольном управлении
| Лекция – 2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой Выполнение СРС.
|
| Внутришкольный контроль
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа. Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Управленческая культура руководителя школы
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Повышение квалификации и аттестация работников школы
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Стили руководства педагогическим коллективом
| Лабораторно-практическое занятие – 2часа
| Подготовка к занятию, работа с литературой к занятию.
|
| Раздел II. Теория и практика воспитания, обучения (144ч)
|
|
|
| 2.1Теория и практика обучения. Технологии обучения (18/36ч)
|
|
|
| Теория обучения как составная часть педагогики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Закономерности и принципы обучения. .
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Содержание образования как основа базовой культуры личности. Факторы отбора содержания образования.
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Формы и методы обучения. Дидактические средства обучения.
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Современные образовательные технологии
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
| Семинар – 2 часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию Подготовить опорный конспект ответа
|
| Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы
| Семинар – 2часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию. Подготовить опорный конспект ответа
|
| Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы
| Семинар – 2часа
| Подготовка к семинарскому занятию, работа с литературой к занятию Подготовить опорный конспект ответа
|
| Методы обучения
| Лабораторное занятие – 2 часа
| Подготовить фрагмент урока методом объяснения, рассказа, беседы или любого другого
|
| Урок в современной школе
| Лабораторное занятие – 2 часа
| Посетить урок в школе, определить его тип и структуру, составить отчет
|
| 2.2 Теория и практика воспитания. Технологии воспитания (54/108ч)
|
|
|
| Личность ребенка – объект и субъект воспитания
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Воспитательный процесс. Критерии эффективности воспитательного процесса
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Система форм и методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника применения. Воспитательные средства.
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Коллектив как объект и субъект воспитания
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение
|
| Воспитательные системы
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Социализация как социально-педагогическое явление. Факторы воспитания.
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой
|
| Семейное воспитание и семейная педагогика
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Современные воспитательные технологии
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Проектирование и решение педагогических задач
| Лекция- 2 часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Личность как предмет воспитания
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Закономерности и принципы воспитания. Правила воспитания.
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Сущность воспитательного процесса
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Воспитание базовой культуры личности
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Направления и программы воспитания
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС Разработать и составить таблицу
|
| Коллектив как средство воспитания
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС
|
| Педагогическое воздействие и взаимодействие в воспитательном процессе
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС. Заполнить таблицу
|
| Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС . Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Детское движение: современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодёжи.
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение. Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Внедрение воспитательных технологий в воспитательный процесс школы
| Семинар -2часа
| Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой. Выполнение СРС .Подготовить реферат по предложенной в плане семинарского занятия теме
|
| Ученический коллектив: методика его создания и развития
| Лабораторное занятие – 2часа
| Посетить школу с целью анализа положительных и отрицательных качеств одного-двух учащихся класса
|
| Методика выявления эффективности воспитательного мероприятия
| Лабораторное занятие – 2часа
| Посетить школу с целью с целью анализа воспитательного мероприятия и определения его эффективности
|
| Моделирование педагогических ситуаций
| Лабораторное занятие – 2часа
| Подобрать из сборников педагогические ситуации
|
| Решение психолого-педагогических задач
| Лабораторное занятие – 2часа
| Составить план наблюдения за поведением педагога и учащегося в различных конфликтных ситуациях
|