Релейно-контакторные схемы управления ДПТ последовательного возбуждения при пуске, реверсе и торможении выполняются по тем же принципам времени, скорости (ЭДС), тока и пути, что и для других видов ДПТ. Многие типовые узлы, которые были рассмотрены ранее, могут быть использованы в электроприводе с ДПТ последовательного возбуждения,
Рассмотрим схему управления ДПТ последовательного возбуждения, показанную на рис. 3.85 Эта схема обеспечивает пуск ДПТ в две ступени по принципу времени и реверс или торможение противовключением по принципу ЭДС. Схема включает в себя пять однополюсных контакторов КМ, КМ1, КМ2, КМЗ, КМ4; два контактора ускорения КМ5 и КМ6, контактор противовключения КМ7; реле противовключения KVI и KV2; реле времени КТ1 и КТ2; выключатели QF1 и QF2.
Органом управления в схеме является командоконтроллер SA, имеющий три положения: нулевое, «Вперед» и «Назад». Защиту электропривода обеспечивают максимальные реле КА1, КА2, реле напряжения KVи предохранители FA. Реле противовключения KVI и KV2 настраиваются таким же образом, что и в схеме рис 3 45, а.
Пуск ДПТ, например, в условном направлении «Вперед» осуществляется переводом командоконтроллера SA в положение «Вперед» Если защита находится в исходном положении, то это приведет к срабатыванию аппаратов КМ, КМ1, КМ2 и подключению ДПТ к сети Возникшее за счет пускового тока падение напряжения на резисторах Rпи Rд1 вызовет включение реле КТ1 и КТ2, которые разомкнут свои контакты в цепи аппаратов КМ5 и КМ6.
Одновременно с этим сработает реле KVI и своим контактом подаст питание на контактор КМ7. Последний, сработав, закоротит ступень противовключения Rп и одновременно катушку реле КТ1, которое, потеряв питание, начнет отсчет выдержки времени. Далее в порядке, рассмотренном выше для аналогичных схем, в функции времени произойдет последовательное закорачивание ступеней пускового резистора Rд1 и Rд2.
Для реверса командоконтроллер SA переставляется в положение «Назад». При его переходе в это положение отключаются аппараты КМ1, КМ2, КМ7, КМ5, КМ6, вводя в цепь якоря резисторы Rп, Rд1, Rд2 и подготавливая тем самым ДПТ к реверсу или торможению
При последующем включении аппаратов КМ, КМ2, КМ4 изменяется полярность напряжения на якоре ДПТ, и он переходит в режим торможения противовключением. В соответствии со своей настройкой реле KV2, несмотря на замыкание контакта КМ3 в своей цепи питания, не срабатывает, вследствие чего контакторы КМ7, КМ5 и КМ6 лишены питания и торможение происходит при полностью введенных в цепь якоря резисторах Rп+Rд1+Rд2.
По мере снижения скорости растет напряжение на катушке реле КV2 (см рис 346, б), и при скорости, близкой к нулю, произойдет его срабатывание. Если при этом контроллер остается в положении «Назад», то начинается процесс разбега ДПТ в этом направлении с рассмотренным выше порядком работы схемы.
Если при достижении нулевой скорости переместить контроллер в среднее положение, то ДПТ будет отключен от сети и схема вернется в исходное положение.
В общем случае точный анализ переходных процессов в электроприводе с ДПТ последовательного возбуждения и получение зависимостей изменения координат во времени являются сложными задачами. Это определяется тем, что дифференциальные уравнения для якорной цепи двигателя и механической части привода являются нелинейными из-за наличия в них произведения двух переменных – тока и магнитного потока для момента и скорости и потока для ЭДС. Дополнительное усложнение исследования связано с нелинейной зависимостью магнитного потока от тока, выражаемой кривой намагничивания, а также нелинейностью характеристик ДПТ. В связи с этим точное исследование Переходных процессов в электроприводе возможно только с помощью вычислительных машин. В практических инженерных расчетах, как правило, пользуются различными приближенными способами получения кривых переходного процесса