Изменение магнитного потока используется главным образом для регулирования скорости ДПТ последовательного возбуждения. Схема, в которой осуществляется регулирование этим способом, приведена на рис. 3.76, а. В этой схеме параллельно обмотке возбуждения ОВ включен шунтирующий резистор Rш, при изменении сопротивления которого будут изменяться ток в обмотке возбуждения и магнитный поток ДПТ.
Механические характеристики ДПТ последовательного возбуждения при изменении магнитного потока показаны на рис 3.76, б. При Rш=∞ ДПТ последовательного возбуждения включен по своей основной схеме и имеет естественную характеристику.
При фиксированном моменте и, следовательно, токе якоря ДПТ уменьшение Rш приводит к уменьшению Iв, Ф, что, в свою очередь, в соответствии с (3.163) и (3.164) вызывает увеличение скорости ДПТ.
Поэтому искусственные характеристики ДПТ располагаются выше естественной, как это и показано на рисунке При I→0 M→0, Ф→0, w→∞, т. е. и в этом случае ось скорости является асимптотой для всех механических характеристик.
Показатели регулирования скорости этим способом для ДПТ последовательного возбуждения аналогичны таковым для ДПТ независимого возбуждения, рассмотренным в гл.3.
Регулирование координат ДПТ последовательного возбуждения изменением напряжения осуществляется в схеме рис. 3 77, а, в которой для этого используется источник регулируемого напряжения (преобразователь) П. Выходное напряжение преобразователя U регулируется в соответствии с изменением входного управляющего сигнала Uу. Механические характеристики ДПТ последовательного возбуждения при различных выходных напряжениях преобразователя показаны на рис 3.77, б. При U=Uном и пренебрежимо малом внутреннем сопротивлении преобразователя П ДПТ имеет естественную характеристику. При снижении напряжения в соответствии с (3.163) и (3.164) скорость ДПТ снижается и характеристики располагаются ниже естественной Существенно отметить, что жесткость характеристик не изменяется При I®0, М®0, Ф®0, w®0, т. е. ось скорости является асимптотой характеристик ДПТ.
Показатели регулирования координат путем изменения напряжения в основном соответствуют таковым для электропривода с ДПТ независимого возбуждения.
Некоторое практическое распространение получила реализация этого способа регулирования скорости применительно к многодвигательному электроприводу с ДПТ последовательного возбуждения, когда два одинаковых ДПТ работают на общий вал. Такая система электропривода находит применение в электрическом транспорте, на мощных разливочных кранах, в доменных подъемниках и т.д. Изменение подводимого к ДПТ напряжения в этом случае достигается путем их последовательного или параллельного включения. При включении ДПТ параллельно, как это показано на рис. 3.78, к ДПТ подводится полное (номинальное) напряжение сети и они вращаются с большой скоростью. При переключении их на последовательное соединение к каждому ДПТ подведено половинное напряжение сети и они вдвое снизят свою скорость Как видно, этот способ обеспечивает только ступенчатое регулирование скорости.