Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

День шестидесятый. Как преодолеть мировой энергетический кризис, или Меняем «дефицитное мышление»



 

Прошло 2 месяца с начала ваших преобразований. Вы прошли сложный этап «сознательной некомпетентности» и вышли на финишную прямую. Вы уже видите этап завершения вашего трехмесячного проекта. Для некоторых женщин видимость успешного завершения является вдохновляющей и дающей новые силы. Для других возможность успешно завершить намеченный план, как это странно ни звучит, кажется пугающей. Бывают случаи, когда женщина боится быть успешной. Такие страхи рождаются по разным причинам: может, вы боитесь стать более счастливой, чем ваши родители, или предполагаете, что успех выделит вас из вашего окружения, обрекая вас тем самым на отчуждение близких и важных для вас людей.

Женщина начинает тормозить или бойкотировать завершение проекта. Находятся тысячи поводов заняться другими делами, которые оказываются намного важнее действий, которые приведут вас к успешному финалу. Одной из причин, из‑за которой многие женщины выбирают быть неуспешными – это дефицитное мышление. Обладательницы такого мышления думают, что все в мире имеется в ограниченном количестве. Таким образом получается, что если она будет успешна, кто‑то будет лишен успеха из‑за нее. Если она будет богата, то тем самым она заберет у кого‑то деньги. Если она будет счастлива, в этом мире именно по причине ее счастья кто‑то будет несчастен.

Один из принципов коучинга говорит о том, что всех ресурсов хватит на всех. Коучинг – это технология, с помощью которой вы можете быстро узнать свои сильные стороны, найти уникальную стратегию достижения успеха. Представьте, что вы пытаетесь войти в дверь, в которую одновременно входят еще 100 человек. Неудобно, давка, нервное напряжение, мысли «а вдруг я не войду», «войти в эту дверь смогут только избранные», «я сильный, я справлюсь» – вот с чем приходится сталкиваться тем, кто использует все свои силы, чтобы пройти. Лишь немногие люди позволяют себе выйти из толпы и задуматься: «Надо ли мне входить в эту дверь?», «Есть ли другой вход?», «Хочу ли я туда?» Большинство людей пытаются копировать чужой успех, войти не в свою дверь. Такие действия приводят к большим затратам энергии, сил, нервов. Коучинг учит нахождению «своей двери» и быстрому достижению нужных вам результатов. Если бы все люди шли по своему пути, не было бы нехватки ресурсов и не возникало бы дефицитного мышления.

Ярким примером дефицитного мышления может быть «Римский клуб» в начале 70‑х годов. По предложению клуба Джей Форрестер применил разработанную им методику моделирования на ЭВМ к мировой проблематике. Результаты исследования были опубликованы в книге «Мировая динамика» (1971), в ней говорилось, что дальнейшее развитие человечества на физически ограниченной планете Земля приведет к экологической катастрофе в 20‑х годах следующего столетия. Было сказано, что в течение 20 лет будут полностью израсходованы все запасы нефти. Жизнь показала необоснованность данных прогнозов. Нефть к 1990 году не только не была исчерпана, но были открыты новые месторождения. Потребление запасов нефти выросло по сравнению с 1970 годом.

В качестве еще одного примера дефицитного мышления и способа нахождения выхода из ограничения хочу рассказать вам о том, как были обнаружены новые месторождения алмазов в России. Во времена холодной войны США постарались ограничить доступ Советскому Союзу к алмазам, как к стратегически важным ресурсам, которые использовались в военной и космической промышленности. В результате этих манипуляций русским пришлось найти запасы алмазов у себя, в Сибири.

Вот как описана история об открытии месторождения алмазов в России в книге Г. Роуч «Алмазный огранщик».

 

Геология областей вокруг больших трубок Южной Африки (там, где находятся месторождения алмазов) по многим показателям сходна с сибирской. Этот факт отметил великий русский геолог Владимир Соболев в те годы, когда из‑за американских ухищрений Советский Союз стал испытывать трудности с поставками африканских алмазов, необходимых для его промышленности. По указанию Соболева в безбрежные ледяные просторы сибирской тундры были посланы геологические экспедиции для поиска кимберлитовых трубок.

В легенде алмазного бизнеса говорится о том, как женщина‑геолог бродила по замерзшей сибирской пустыне в поисках трубок – плода Соболевских фантазий. К сожалению, в то время было совсем немного средств для их поиска, например, как сейчас, с воздуха. Надо было стоять буквально на вершине самой трубки, чтобы определить наличие там синей глины, да и то, если эта синяя глина не покрыта слоями простой земли толщиной в несколько ярдов, накопившейся там за столетия. Как‑то раз она вышла на охоту в надежде добыть свежего мяса, чтобы разнообразить рацион своих товарищей. Невдалеке она заметила какое‑то движение – это была рыжая лиса, быстро шмыгнувшая в кусты. Она поднимает винтовку, ловит лису в оптический прицел и – к великому счастью! – в последний момент не спускает курок: на боку лисьей шубы было пятно синего цвета, цвета кимберлитовой руды. Она выслеживает лису до ее логова, норы, уходящей вглубь трубки, которой предстояло стать первым из великих открытий русских алмазов – алмазной трубки «Мир».

В течение следующих сорока лет русские стали одной из сильнейших алмазных держав в мире, открывающей все новые трубки на бескрайних просторах Крайнего Севера, где теперь стоят целые шахтерские города. Люди живут на платформах, установленных поверх вечной мерзлоты при помощи замечательной системы свай, глубоко забитых в промерзший грунт.

Когда первые русские камни хлынули на мировые алмазные рынки, это вселило ужас в сердца алмазных дельцов всего земного шара. Еще раньше я изучил русский язык в Принстоне и помогал проводить некоторые исследования сотрудникам расположенного недалеко от Лондона промышленного отделения Де Бирс, только чтобы быть в курсе того, что же задумали русские. Я хотел знать все об алмазном деле и жадно пожирал любую информацию, связанную с алмазами, начиная с того самого случая в 1975 году; поэтому и вызвался переводить статьи из различных русских научных журналов. Мы были очень обеспокоены, потому как знали, что русские уже научились производить совершенные алмазы в лабораторных условиях. Первенство в открытии этой технологии принадлежало ученым американской компании «Дженерал Электрик», а суть ее заключалась в воссоздании процессов образования природных алмазов в настоящих кимберлитовых трубках, происходящих в глубинах Земли: огромные странного вида поршни в течение длительного времени удерживали под высоким давлением крошечные кусочки графита, одновременно нагреваемые до соответствующей температуры. По счастью, для поддержания этого процесса в течение времени, необходимого для получения сырого алмаза весом в один карат, требуется столько электроэнергии, что ее вполне хватило бы на несколько часов освещения небольшого города. Это намного дороже, чем с той же целью промыть тонну синей глины, и потому здравый смысл говорит, что получение алмазов на дому никогда не окупится. Считалось, что алмазному бизнесу не угрожает такая совершенная подделка, как искусственный, или выращенный в лаборатории алмаз, по всем параметрам такой же чистый и прекрасный, как и натуральный.

А что, если беспокойная русская мысль открыла способ сделать дешевым производство синтетических алмазов – это казалось единственным объяснением внезапного появления огромных партий сырья из Сибири, особенно если учесть одну немаловажную подробность разработки алмазных месторождений. Согласно известной технологии, для извлечения сырых алмазов из синей глины требовалось большое количество воды. Традиционно кимберлитовую руду дробили на куски нужного размера мощными шестернями (причем, если там случайно попадались действительно огромные алмазы, то они почти всегда разбивались на мелкие части). Измельченную руду смешивали с водой, а полученную кашицу разливали по поверхности широкой плиты, покрытой толстой маслянистой пастой, вроде тавота. Алмазы – благодаря своей совершенной атомной структуре – стремятся прилипнуть к смазанной поверхности сильнее любого другого минерала. Кимберлитовая кашица, замешанная на воде, текла поверх смазки, алмазы обязательно прилипали, все остальное стекало со стола. Затем тавот соскребали с поверхности, помещали в большой контейнер и расплавляли до жидкого состояния, чтобы алмазы оказались на дне. Но мы‑то знали, что такого количества воды вдали от океана на границе полярного круга не отыскать, а если и отыскать, то не сохранить – она просто замерзнет, как только соприкоснется с открытым воздухом.

В те годы подробная информация об алмазной промышленности – а ведь алмазы необходимы для производства автомобилей и самолетов, ракет и танков – считалась государственной тайной, за ее раскрытие человеку грозила смертная казнь. У нас не было никакого способа узнать, что под сибирскими льдами, в самом деле, имелись настоящие шахты, разрабатывающие природные трубки, и что русские изобрели новый искусный метод отделения алмазов от плевел. Дело в том, что большинство алмазов испускает слабое свечение в рентгеновских лучах: они флуоресцируют, причем некоторым для этого достаточно простого солнечного света (так появился миф о «сине‑белом» алмазе). Измельченную руду рассыпали по поверхности стола, усеянного маленькими отверстиями, под каждым из которых помещался мощный воздушный жиклер – пневматическая пушка. Рентгеновские лучи пропускали через руду, а датчики определяли местонахождение светящихся камней, включали соответствующий жиклер, а тот аккуратно выстреливал камень в специальный приемник со стеклянным поддоном для сбора алмазов.

 

Как в случае с Римским клубом и его прогнозами нефтяного кризиса, так и с нахождением новых месторождений алмазов, был не учтен один немаловажный фактор – новые научные технологии. К 1990 году были обнаружены новые запасы нефти только благодаря новым технологиям в тех районах, где до этого добыча нефти казалось невозможной.

Конечно, любые сырьевые ресурсы могут закончиться в итоге. Но они могут не понадобиться, потому что человечество сможет разработать новые совершенные технологии. Мы будем по‑другому отапливать свои дома и использовать электромобили.

На примере таких глобальных вещей, как нефть и алмазы, я хочу показать, в какой тупик вас может загнать ваше дефицитное мышление. Поймите, ваш успех помогает другим людям достигать своих целей. Я уже рассказывала про зеркальные нейроны, которые помогают нам осознавать себя и понимать других людей. Эти нейроны не делают различий между вами и другими людьми. Таким образом, концепции и мысли вашего окружения вам кажутся близкими и понятными (можно сказать, своими). Если ваши мысли помогают вам достичь успеха, ваш настрой и действия, все то, что привело вас к достижению вашей цели, станет помощником для успеха ваших близких.

Это прекрасное стихотворение Марианн Уильямсон «Наш глубочайший страх» – отрывок из речи Нельсона Манделы. Оно о том, что, раскрывая себя через достижение целей, вы другим подаете пример успешного поведения.

 

Наш глубочайший страх не в том, что мы ущербны.

Наш глубочайший страх – он в том, что мы сильны.

Боимся Света более всего мы, отнюдь не Тьмы.

Грызем себя… Кто я такой? Нельзя быть слишком видным,

Заметным слишком, слишком знаменитым.

Но, в самом деле, почему НЕ быть?

Вы – Божье чадо. Живя вполсилы,

Миру не поможешь,

В газетах не напишут о том, как вы скромны…

Другие не намерены бояться вместе с вами.

Восславить Божий Свет мы были рождены.

Он – внутри нас,

Не в «избранных», но в каждом и во всех.

Открыв свой Свет, мы, не подозревая,

Кому‑то подадим благой пример.

Освободив себя от страха,

Присутствием своим возвысим остальных.

 

Ваша финишная прямая в этом проекте обозначает лишь то, что вы идете своим путем, реализуете ваш потенциал и, преуспевая, учите других быть успешными.

Как изменить дефицитное мышление и ваши ограничивающие убеждения?

Давайте рассмотрим, как формируются ваши убеждения?

Рождаясь, ребенок представляет собой чистую доску, на которой со временем появляются записи, сделанные его ближайшим окружением, а затем и им самим под влиянием собственного опыта. К сожалению, мы чаще всего запоминаем ошибки, как свои, так и чужие. Способность запоминать ошибки и избегать их помогала человеку выживать в первобытных условиях, когда один неверный шаг мог привести к печальным последствиям. Вопрос выживания в современном обществе не стоит так остро, как в прежние времена, но у нас осталась привычка уделять большее внимание ошибкам, чем успехам. Способность ориентироваться на отрицательный опыт и избегать его из преимущества превратилась в тормоз, не дающий человеку полноценно развиваться, приспосабливаться к поступлению новой информации и ускорению всех жизненных процессов. Человек, который в основном ориентируется на свои ошибки, медленно, но верно разрушает уверенность в себе, в свои способности к успеху. Он сам определил себе место в лиге неудачников на уровне мышления. Он принимает только те решения, которые снова и снова приводят его к непродуктивным действиям и помогают определиться с выводом, который он уже сделал: «У меня ничего не получится».

Удивительный факт – достаточно четырех «доказательств»: своего негативного опыта или похожих ошибок ближайшего окружения, или даже рассказа о неудачах незнакомых людей по телевизору, чтобы у человека сформировалось окончательное убеждение по поводу тех или иных своих способностей. В дальнейшем наш мозг сделает это убеждение железобетонным с помощью селективного восприятия, это когда в области сознательного становятся доступными только те факты, которые подтверждают нужное убеждение, а все остальные игнорируются.

В результате, вы видите мир таким, каким вы себе его представляете.

Хотите изменений в вашей жизни – начните менять свои убеждения и действия. Попробуйте достичь нужных результатов новыми, не свойственными вам способами. Найдите людей, которых вы бы определили как «моя полная противоположность». Посмотрите, в чем они достигают успеха, а вы нет. Повторите их действия. Расшатывайте свои убеждения, читая, смотря, наблюдая за людьми, с которыми не согласны. Разрешите себе не знать. Войдите в состояние «незнания» и вы удивитесь, как многообразен мир и как много способов решить вашу задачу.

 

Схема формирования убеждений

1. Рассказы окружающих и личные переживания

2. Убеждения

3. Внутренний диалог

4. Сосредоточение на определенном аспекте

5. Решения

6. Действия

7. Результаты

 

Ко мне на коуч‑сессию пришла Наталья К. с запросом, что никак не может устроиться на хорошее место работы. Я попросила ее описать ситуацию более подробно. Каждый раз она успешно проходит первые этапы собеседования, но когда приходит очередь финальной беседы с руководителем, который непосредственно отвечает за прием на работу, она начинает общаться очень нервно и скомкано, не может достоверно рассказать о своем опыте работы.

Я спросила: «Что полезного в том, что вы не можете устроиться на хорошо оплачиваемую работу?»

Она ответила: «Если я буду успешной, то моему брату будет больно от моего успеха. Я понимаю, что сама порчу впечатление о себе».

«Что вы хотите получить в итоге разговора со мной?» – задала я ей вопрос.

«Я хочу, чтобы я не чувствовала вину за свои успехи перед своими родными, и, конечно же, я хочу, чтобы в следующий раз я удачно прошла все собеседования и устроилась на ту работу, которая мне нравится», – подумав, ответила она.

«Если бы вы могли сформулировать ваш запрос позитивно, без частицы „не“, как бы он тогда звучал?» – я попросила ее положительно сформировать ее желание.

«Я хочу знать, что мои успехи помогут моему брату и моей семье тоже быть успешными. Я хочу искренне верить в это. Если я буду твердо знать, что мой успех окажет хорошее влияние на моих близких, я смогу пройти все собеседования и начать работать на высокооплачиваемой работе», – сказала она.

«Хорошо, давайте попробуем сформировать ваше новое убеждение, которое приведет вас к успеху», – подвела я итог, и мы приступили к работе.

 

Пример коуч‑сессии по формированию нового убеждения

 

 

 

 

 

 

Схема формирования нового убеждения и новых результатов

1. Этап расшатывания старого убеждения

2. Новое убеждение

3. Поиск историй, подтверждающих новое убеждение

4. Новые решения

5. Новые первые шаги и действия

6. Другие результаты

 

Домашнее задание: подумайте, какое убеждение тормозит вас на пути к успеху. Сформулируйте для себя новое убеждение, которое поможет вам выйти на финишную прямую и закончить проект, который вы выбрали для себя 2 месяца назад. Пройдите все этапы формирования нового убеждения и наметьте для себя первые шаги, которые закрепят ваше новое убеждение. Можете воспользоваться приведенной ниже таблицей для выполнения данного упражнения.

 

 

Самый быстрый способ получить новые нужные вам результаты – это изменить ваши убеждения. Например, вы тормозите свой успех, потому что боитесь, что, несмотря на хорошее завершение дела, ничего в вашей жизни не изменится. У вас уже есть такой опыт в прошлом, также вам о подобных случаях рассказывал кто‑то из вашего окружения, и вы по телевизору смотрели передачу о женщине, сначала преуспевшей в бизнесе, но потом потерпевшей крах. Все это у вас сложилось в одно убеждение «Зачем стремиться к успеху, все равно ничего хорошего из этого не выйдет». Исходя из данного ограничения, вы предпринимаете только те действия, которые приводят к подтверждению данного убеждения. Теперь даже если вы прошли 2/3 пути к успеху, вы на своей финишной прямой затормозите свою активность или начнете выбирать из всех возможных действий только те, что сведут к нулю результаты вашего успешно завершенного проекта.

Начните с изменения данного убеждения. Во‑первых, смена хода мыслей с «Зачем стараться, у меня ничего не получится» на «В этот раз мой успех принесет значительные изменения в желаемых для меня областях» поможет вам добиться большего, чем если бы вы попробовали менять другие звенья цепочки, которая ведет от убеждения к результату. Поймите, что ваша жизнь – это отражение совокупности ваших представлений о самой себе. Если вам не нравится что‑то в вашей жизни, постарайтесь изменить свой образ мышления. Начните с одной области, в которой уже полученные вами результаты вас не удовлетворяют. Подумайте, какое убеждение лежит за вашими действиями. Попробуйте поменять ваше старое убеждение на новое, используя приведенную выше таблицу.

Простой факт, вызывающий у многих бурю эмоций: вы, ваша личность и ваши представления о себе – это разные вещи. Многие женщины, которым я говорила об этом, были со мной не согласны. Очень сложно отойти от всех мыслей в своей голове и понять, что эти мысли, во‑первых, являются не вашими концепциями, во‑вторых, не отражают полную картину вас как личности. Я понимаю, почему бывает затруднительно отделить себя от своих мыслей. В нашей культуре принято воспринимать мысли в своей голове определяющими вас как личность. Вы думаете, что все эти концепции «Кто я есть», «Какая я как женщина», «Какая я как мать», «Какое у меня физическое здоровье», «Насколько много у меня энергии» и т. д. в совокупности составляют то, что вы называете своей личностью. Поэтому большинство людей так активно отстаивают свои убеждения, думая, что другие, пытаясь опровергать их мысли, нападают на них. На самом деле ваши мысли лишь какая‑то часть того неуловимого существа, которое вы зовете «Я». Наши мысли в процессе превращения явлений в слова теряют множество нюансов. Многие мысли вообще не являются вашими, но из‑за свойства зеркальных нейронов вы их воспринимаете как свои.

В коучинге есть прекрасный инструмент – посмотреть на себя со стороны глазами других людей. Вы мысленно выходите из своего тела, занимаете другую позицию восприятия себя. Это помогает вам отойти от привычных концепций «Я – это мое тело» или «Я – это мои мысли» и т. д.

Домашнее задание: для тех, кому сложно работать с таблицами и словами, предлагаю воспользоваться упражнением из системы арт‑коучинга.

Давайте поиграем в игру «Интервью успешной женщины». Желательно, чтобы вы могли записать свои устные ответы на диктофон или компьютер. Представьте, что у вас берут интервью о том, как вы смогли достичь успеха. Вы оператор, вы смотрите на себя его глазами, сквозь объектив видеокамеры. Вы, как оператор, выбираете наилучший ракурс камеры, чтобы картинка получилась хорошей. Если вам видно себя плохо сквозь объектив, нажмите zoom или увеличьте контрастность. Посмотрите на себя, во что вы одеты, что у вас на ногах, какая обувь? Не светит ли солнце в объектив камеры? Удачно ли поставлено освещение? Если все готово для видеозаписи интервью, дайте знать корреспонденту, который уже готов задавать вам вопросы. Иногда довольно сложно смотреть на себя глазами другого человека, «отлепиться» от своего тела, увидеть себя со стороны. Дайте себе больше времени, войдите в роль оператора, настройте четкость видеокамеры.

Затем наступает очередь корреспондента. Он будет вам задавать вопросы. Отвечая на его вопросы, сохраняйте позицию оператора, т. е. смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

Корреспондент начинает общение с вами: «Добрый день. Мы признательны вам за то, что вы согласились дать интервью и своим примером вдохновить других людей. Вы успешно завершили проект, который шел у вас в течение трех месяцев. Вы рассказывали нам, что вам было сложно выйти на финальную прямую и что некоторые ваши убеждения мешали вашим действиям на пути к успеху. Расскажите, какие другие позитивные убеждения помогли вам преодолеть инерцию и завершить намеченный план удачно? Что это за убеждения?»

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

Следующий вопрос корреспондента: «Расскажите подробнее, как вы поняли, что ваши старые убеждения не всегда соответствуют правде? Какие случаи из вашей жизни или жизни вашего окружения помогли вам понять, что те железобетонные понятия не являются такими на самом деле?»

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

Корреспондент с интересом выслушивает ваш ответ. Затем он спрашивает: «Скажите, а какое позитивное убеждение помогло вам успешно реализовать свои планы, дойти до финишной черты? Приведите 3–4 примера, подтверждающие правильность ваших мыслей».

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

Следующий вопрос корреспондента звучит так: «Вы можете привести эмоциональный пример действий, основанных на вашем позитивном убеждении?»

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

«Что для вас было самым важным и ценным в вашем опыте новых мыслей и действий? Расскажите нам», – просит вас интервьюер.

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

«Когда вы поняли, что ваше позитивное убеждение помогает вам в достижении вашей цели, какие самые первые и простые шаги вы предприняли?» – задает вам еще один вопрос корреспондент.

Вы отвечаете и при этом смотрите на себя сквозь объектив видеокамеры.

«Мы очень признательны вам за интервью и за ваши успехи, – говорит корреспондент. – Вы понимаете, что своим примером вы будете вдохновлять других женщин, которые будут смотреть на вас, реализуя свои желания, и в этом ценность для нас вашего опыта», – и интервьюер дает знать оператору, чтобы тот закончил съемку.

Остановите свой диктофон или программу, записывающую ваше интервью. Послушайте свои ответы, запишите и выполните запланированные первые шаги. Прислушайтесь к себе: что вы чувствовали, когда смотрели на себя глазами другого человека? Измерьте по шкале от 1 до 10 уровень вашей уверенности в своем новом позитивном убеждении.

 

Глава 17

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.