Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции



.Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся акцентной кривой, объединяются в акцентные парадигмы. В СРЛЯ три парадигмы:
1)неподвижная (колонная)- ворОна, ворОну)
2)неподвижное ударение на окончании (пеленА, пеленУ)
подвижное (дар, дарЫ)
Синтагма -речевой фрагмент, на границах которого происходит смена просоидического оформления (оформляются границы между ними и объединяются слова внутри синтагмы с помощью интонации).
Интонация - комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке функции:
Основные:
-оформление, т.е. превращение назывных единиц в высказывания,
-членение речи на единицы разных уровней сложности и автономности
-выделение той или иной единицы из числа однородных
Вторичные:
-модальная (по цели, например, утверждение/вопрос)
-эмоциональная (выражает отношение говорящего к высказыванию).

Фонемы зависят не только от положения по отношению к соседней синтагме, но и от позиции во фразе - фразове позиции. Они бывают сильные (конечная позиция или та, на которой акцент: Это не обезьяна, это самый настоящий ЧЕЛОВЕК) и слабые - позиция неакцентированного слова (На лекции было всего человек пятнадцать).

Интонационные средства, их реализация и использование в русском языке. Комбинаторная модель описания интонации С.В.Кодзасова.

Просодические средства (фонетические компоненты интонации) подразделяют на:

1.Тональные(мелодика) - зависит от часоты основного тона. Кривая изменений ЧОТ наз.мелодическим контуром. Параметры мк:

-направление движения тона(восходящий, нисходящий, ровный)

-интервал (величина изменения ЧОТ)

-диапазон-изменение на всей синтагме

-уровень или регистр(средний, низкий, высокий), на кот.происходят изменения

-скорость изменения

-характер синхронизации контура со звуковой последовательностью - например, реализация тонального движения только на гласном или согласном.

2. Количественно-динамические параметры:

-пауза(прекращение инициации)

-длительность и темп

-интенсивность

3. Артикуляционные параметры:

-раствор рта

-просоидическая назализация

-смещение назад/вперед язычной артикуляции

-общее смещение и увеличение резонатора

4. Фонационный:

различные типы голоса.

Их реализация:

1) интегрально(на всем высказывании или его значительной части)

2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах)

Примеры интегральной и акцентной реализации:

- понижение тона на синтагме и падающий тон на гласном

-скрипучий голос (Ну, это он зря), гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!)

-медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.

Основной принцип просоидической организации - на одном или нескольких слогах реализуется фразовый акцент(резкое изменение значения какого-либо просоидического параметра). Если отрезок синтагмы при этом больше, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком.

По С.В.Кодзасову:

Фразовый акцент может иметь разную сферу действия - от слова до предложения: Ты приехал НА ПОЕЗДЕ? И Ты что - НЕ ЗНАЛ, ЧТО Я ПРИЕХАЛ НА ПОЕЗДЕ?

Общие интегральные закономерности: от начала к концу синтагмы

- интенсивность уменьшается

- длительность сегментов увеличивается

- частота основного тона понижается

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.